Локрийский лад


Локрийский лад Википедия

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

wikiredia.ru

Локрийский лад - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика[ | ]

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк[ | ]

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература[ | ]

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

encyclopaedia.bid

Локрийский лад Вики

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика[ | код]

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк[ | код]

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания[ | код]

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература[ | код]

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

ru.wikibedia.ru

Импровизация | Уроки игры на электрогитаре

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Привет! Должно быть, ты уже неплохо импровизируешь в пентатонике, если дошел до этого урока. Но все же это не то, чего ты хочешь, верно? Игра Ричи Блэкмора, Джимми Пейджа, Стива Вая – вот, к чему ты стремишься. И это правильно! К счастью для тебя, достичь уровня их мастерства может каждый. При должном стремлении, частоте и времени занятий, верно составленной программе тренировок. Я предложу тебе такую программу в одном из следующих уроков, чтобы ты точно знал, что нужно делать для того, чтобы твоя импровизация стала безупречной. К сожалению многие не понимают одной простой вещи: научиться можно всему. Люди грешат на отсутствие слуха, на отсутствие таланта к музыке. Один мой друг заявил мне, что у него слишком толстые пальцы, чтобы играть на гитаре. Но все это имеет немного другое название – ЛЕНЬ! Не позволяй лени поймать тебя в ловушку и внушить тебе, что ты недостаточно хорош, чтобы стать виртуозом.

А теперь поговорим об импровизации в семиступенных ладах. И в данном уроке речь пойдет о натуральных ладах – ионийском, дорийском, фригийском, лидийском, миксолидийском, эолийском и локрийском. Ты, безусловно, знаешь, как они образуются, но на всякий случай напомню. Ионийский лад – совпадает с натуральным мажором и, по сути, является основным. От его второй ступени строится ДОРИЙСКИЙ МИНОР. От третьей ступени – ФРИГИЙСКИЙ МИНОР. От четвертой ступени – ЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. От пятой ступени – МИКСОЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. От шестой ступени – ЭОЛИЙСКИЙ МИНОР (который совпадает с натуральным минором). И, наконец, о седьмой ступени натурального мажора строиться ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД. Последний не является ни мажором, ни минором, так как в его основе лежит уменьшенный аккорд.

Ниже ты видишь все аккорды ДО МАЖОРНОЙ гаммы в трех обращениях (подробнее о том, что это такое ты можешь узнать и раздела теория музыки). Соответственно, ты так же можешь вычислить, какой аккорд (мажорный, минорный или уменьшенный) будет лежать на той или иной ступени одного и вышеперечисленных ладов.

 

Чтобы рассмотреть данные лады немного ближе, обратимся к книге «Мой метод»:

«Ионийский и эолийский лады соответствуют натуральному мажору и минору. Лады мажорного наклонения – лидийский и миксолидийский. В лидийском ладу по сравнению с натуральным мажором повышена IV ступень, применяется он для обыгрывания мажорных аккордов. В миксолидийском ладу понижена VII ступень, используется для обыгрывания септаккордов. Лады минорного наклонения – дорийский и фригийский. По сравнению с натуральным минором в дорийском ладу повышена VI ступень, он применяется для обыгрывания минорных аккордов. Во фригийском ладу понижена II ступень, лад используется не только для минорных аккордов, но и для доминантовых аккордов, что придает мелодической линии характерное «испанское» звучание, его можно часто услышать в музыке фламенко. Локрийский лад используется для обыгрывания полууменьшенного аккорда».

 

Итак, как ты видишь, каждый из аккордов можно обыгрывать соответствующим ладом. Разумеется, для того чтобы свободно импровизировать в любом из ладов недостаточно выучить один из них, и после принимать за тонику одну из его ступеней, необходимо прочувствовать индивидуальную окраску каждого лада. На это может уйти немало времени, но оно того стоит. Ты будешь чувствовать атмосферу, которую создаст та или иная нота еще до того, как сыграешь ее. Такой навык открывает огромные возможности, и само собой, поднимает уровень импровизации на качественно новый уровень. Но для этого необходимо, как я уже сказал, потратить огромное количество времени на развитие данного навыка. А развить его можно лишь одним способом – игрой в каждом из ладов. И играть необходимо до тех пор, пока звучание каждого из ладов в буквальном смысле не въестся в твой мозг, до тех пор, пока ты не сможешь угадывать лад по нескольким нотам.

 

Ниже и приведу семь композиций – по одной на каждый лад. Как ты видишь, большинство треков написаны и сыграны Джо Сатриани. Но не ограничивай себя только этими композициями, старайся узнавать различные лады в тех треках, что слушаешь ежедневно. И, конечно же, почаще импровизируй.

 

Ионийский – Joe Satriani – Friends

Дорийский – Steve Vai – Tender Surrender

Фригийский – Joe Satriani – War

Лидийский – Joe Satriani – Flying In A Blue Dream

Миксолидийский – Joe Satriani – Summer Song

Эолийский – Joe Satriani – Until We Say Goodbye

Локрийский – Metallica – Sad But True

 

Последний пример лишь частично в локрийском ладу. Так, как в основе локрийского лада лежит уменьшенное трезвучие, сочинить песню, которая бы полностью укладывалась в локрийский лад довольно сложно, ведь уменьшенное трезвучие способно выполнять функцию устоя лишь в очень редких, исключительных случаях.

 

Также я снабжу тебя минусовками для каждого из ладов. Если тебя не забанили в гугле или на ютубе, ты сможешь найти таких минусовок еще несколько сотен :)

 

Ионийский – Минус

Дорийский – Минус

Фригийский – Минус

Лидийский – Минус

Миксолидийский – Минус

Эолийский – Минус

Локрийский – Минус

 

Есть еще один небольшой трюк. Как написано в книге «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста», приставка «гипо» позволяет использовать своеобразный подход для практического получения различных ладов из уже освоенных. Вместо миксолидийского лада можно использовать гипомиксолидийский, т.е. лад, построенный на пятой ступени. Эта гамма будет совпадать с дорийским ладом.

 

Что ж, а теперь рассмотрим несколько ликов в семиступенных ладах. Для начала возьмем лики из видеошколы Денни Гилла «50 Metal Killer Licks».

Лик 1. Первый лик довольно прост, но мелодичен.

 

Лик 2. Следующий лик основан на использовании интервалов, которые в сочетании со слайдами дают довольно интересный эффект.

Лик 3. И продолжая тему интервалов, можно рассмотреть вот этот лик все из той же видеошколы. Возьми первую ноту первым пальцем, а следующую за ней – третьим. И как бы ни хотелось тебе третью ноту взять тем же пальцем, не делай этого. Перемести руку в девятую позицию и вновь задействую первый палец. То же самое проделай и с остальными двойными нотами.

 

Лик 4. Теперь поговорим о пропусках струн. По сути, это огромное поле для экспериментов при построении твоих собственных соло. Здесь показан самый простейший вариант (в плане техники), однако звучит он довольно интересно. Так же ты можешь играть легатные арпеджио с пропуском струн и даже использовать теппинг. Все зависит лишь от твоих навыков и фантазии.

 

Лик 5. А здесь идея с пропуском струн сочетается со слайдами и игрой октав.

 

Лик 6. Флажолеты! Не забывай о них! Они могут существенно оживить и разнообразить любую импровизацию.

 

Лик 7. Если флажолеты совместить с пропуском струн, то может получиться что-то вроде этого.

 

Теперь обратимся к шред-ликам из второй части видеошколы «50 Metal Killer Licks».

Лик 8. Отличным способом увеличить свою скорость является использование легато. Ты можешь задействовать две струны, при этом на одной из них (в данном случае на второй) использую один и тот же паттерн, а на другой изменяй его в каждом такте. Так ты сможешь достичь и скорости и выразительности и необычности звучания, твои лики никого не заставят скучать.

 

Лик 9. Лик в стиле Джо Сатриани. Много легато и довольно высокая скорость.

 

Лик 10. Здесь свип сочетается с легато. Такие спонтанные лики с бешеными скачками через весь гриф в своей импровизации нередко использует Стив Вай.

 

На этом, пожалуй, остановимся. У тебя есть над чем работать. В следующем уроке я познакомлю тебя с условно диатоническими звукорядами. А также покажу аппликатуры гамм, расположенных по принципу «три ноты на струне». Так же ты расширишь свой запас знаний по уже освоенным вопросам. Удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>

allfrets.ru

ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД - Орфографический словарь - Русский язык

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД в Большом энциклопедическом словаре:см. Натуральные …
  • ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:то же, что гиперфригийская греческая гармония или гамма, на протяжении октавы от la до la с тонами и полутонами, чередующимися …
  • ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? то же, что гиперфригийская греческая гармония или гамма, на протяжении октавы от la до la с тонами и полутонами, …
  • ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД в Словаре русского языка Лопатина:локр`ийский …
  • ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД в Современном толковом словаре, БСЭ:см. Натуральные …
  • ЛАД в Словаре музыкальных терминов:- система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых опорных). ладовая организованность - одна из важнейших основ музыкального …
  • ЛАД в Большом энциклопедическом словаре:важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) …
  • ЛАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде . Последовательность ступеней Л. образует его гамму . Необходимое условие существования Л. - качественное …
  • ЛАД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили различные …
  • ЛАД в Энциклопедическом словаре:1, -а (-у), о ладе, в ладу, мн. -ы, -ов, м. (разг.). 1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу …
  • ЛОКРИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:ЛОКР́ИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады …
  • ЛАД в Большом российском энциклопедическом словаре:важнейшая эстетич. категория музыки; система звуковысотных связей, объединённых центр. звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы Л. (звуки, созвучия) …
  • ЛАД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили …
  • ЛАД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:ла'д, лады', ла'да, ладо'в, ла'ду, лада'м, ла'д, лады', ла'дом, лада'ми, ла'де, лада'х, …
  • ЛАД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:ла'д, лады', ла'да, ладо'в, ла'ду, лада'м, ла'д, лады', ла'дом, лада'ми, ла'де, …
  • ЛАД в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:л'ада и л'аду, о л'аде и в лад'у, мн. лад'ы, -'ов, м. 1) разг. Согласие, мир, дружба. Когда в товарищах …
  • ЛАД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:На него идет дело, когда …
  • ЛАД в Словаре синонимов Абрамова:см. гармония, дружба, согласие, тишина || быть не в ладах, быть не в ладу, в лад, на все лады, на …
  • ЛОКРИЙСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЛАД в словаре Синонимов русского языка:гармония, дур, единство, мажор, манер, минор, мир, модус, мугам, образец, порядок, салтык, совет, согласие, способ, строй, тишина, …
  • ЛАД в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:1. м. 1) разг. Согласие, мир, порядок. 2) Способ, образец, манера. 2. м. 1) Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, …
  • ЛАД в Словаре русского языка Лопатина:лад, -а и -у, предл. в лад`у, мн. -`ы, …
  • ЛАД в Полном орфографическом словаре русского языка:лад, -а и -у, предл. в ладу, мн. -ы, …
  • ЛАД в Орфографическом словаре:лад, -а и -у, предл. в лад`у, мн. -`ы, …
  • ЛАД в Словаре русского языка Ожегова:2 клавиши гармоники, струнного, духового инструмента Перебирать лады. лад 2 строй музыкального произведения, сочетания звуков и созвучий лад 2 поперечное …
  • ЛАД в Современном толковом словаре, БСЭ:важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) …
  • ЛАД в Толковом словаре русского языка Ушакова:лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда …
  • ЛАД в Толковом словаре Ефремовой:1. м. 1) разг. Согласие, мир, порядок. 2) Способ, образец, манера. 2. м. 1) Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, …
  • ЛАД в Новом словаре русского языка Ефремовой:I м. 1. разг. Согласие, мир, порядок. 2. Способ, образец, манера. II м. 1. Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, …
  • ЛАД в Большом современном толковом словаре русского языка:I м. разг. Согласие, мир, порядок. II м. Строй музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий, отраженных в звукоряде ( в …
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:В буржуазном литературоведении и критике этим термином обычно пользовались для обозначения литературы национальных меньшинств, лит-ры угнетенных народов в отличие от …
  • НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:лады в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней - хроматизмов, альтераций (см. Диатоника ). Н. …
  • ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:позаимствованы у древних греков; те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады состоят из постепенного чередования …
  • ПЛАГАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:или плагиальный — зависимый, производный; так называются четыре лада, прибавленные папою Григорием Великим к четырем амвросианским автентическим ладам. П. лады …
  • КНЕМИДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:ныне Спартия — цепь гор на границе между эпикнемидской Локридой и Фокидой; на отроге ее против острова Евбеи находился локрийский …
  • ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Ц. лады, позаимствованные у древних греков ? те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады …
  • ПЛАГАЛЬНЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:или плагиальный ? зависимый, производный; так называются четыре лада, прибавленные папою Григорием Великим к четырем амвросианским автентическим ладам. П. лады …
  • КНЕМИДА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:ныне Спартия ? цепь гор на границе между эпикнемидской Локридой и Фокидой; на отроге ее против острова Евбеи находился локрийский …
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ в Словаре Кольера:последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее - звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: СЛОВАРЬ в Словаре Кольера:К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АГАМЕМНОН, в греческом мифе и эпосе, царь Микен, брат Менелая и предводитель греков в Троянской войне. …
  • ЛАДЫ в Словаре Кольера:в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды …
  • ЛАДИТЬ (02) в Словаре Даля:твер. изъявляя согласие свое на что. Будь ты не ладен! бранное Нескладно, да ладно. Хоть и не хорошо, да ладно …
  • КЛАСТЬ (02) в Словаре Даля:| работа, по качеству ее. Кладка кирпича хороша, дурна. Цена ваша (продавца), а кладка моя (покупателя), говорят о дровах. При …

slovar.cc

Локрийский лад Википедия

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные лады» «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные» (читай «народные»). Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал, как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках традиционной концепции церковных ладов).

Краткая характеристика[ | код]

Наиболее распространено отнесение термина «натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки XVI—XIX веков (в которой не было никаких «натуральных ладов»), им присваиваются этнонимы и топонимы древнегреческих видов октавы (также «тонов»)[4]. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится намёков на какой-либо «античный генезис» этих песен; привязка греческих этнонимов, например, к русской народной песне (как, впрочем, и любой другой локальной традиции) — условность, принятая в музыкальной науке[5]:

Эти и другие (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) натуральные лады (ладовые звукоряды) — центральный элемент модальных систем на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны натуральных ладов (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в тональной академической музыке начиная с XIX века, особенно композиторами-романтиками, в XX веке также джазовыми и поп-музыкантами.

Звукоряды натуральных ладов не следует путать с натуральным звукорядом.

Исторический очерк[ | код]

Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. В действительности традиционная и богослужебная музыка (например, индийская рага, арабский макам, знаменный распев православных, григорианское пение католиков), по отношению к которым применяется понятие натуральных ладов — настоящие профессиональные традиции и, наоборот, гармония народной музыки (например, еврейских клезмеров или русских частушек) последних двух столетий во многом обязана «искусственной» европейской тональности.

Примечания[ | код]

  1. ↑ Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. — Ч. 1. — М., 1937. — С. 74.
  2. ↑ Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — С. 3.
  3. ↑ Например, фригийский лад рассматривался им как минорный «с понижением II ступени». Там же, с. 12.
  4. ↑ В греческой гармонике, например, у Клеонида, этнонимы относились к другим звукорядам. Нынешняя привязка этнонимов к звукорядам установилась в средневековой западной Европе в результате путаницы, случившейся в музыкальных трактатах времён Каролингского Возрождения.
  5. ↑ Против греческой терминологии применительно к диатоническим звукорядам натуральных ладов возражает Т. С. Бершадская в своей полемической статье «Недоразумение, становящееся традицией».
  6. ↑ О мелодическом мажоре и мелодическом миноре Римский-Корсаков не упоминал; добавления о них обязаны позднейшим редакторам учебника, М. О. Штейнбергу и П. Б. Рязанову.

Литература[ | код]

  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. — М. : Музыка, 1969. — С. 79 и далее.
  • Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. — М. : Музыка, 1971. — 112 с.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва, 1990. — С. 373—374.
  • Холопов Ю. Н. Натуральные лады // Гармония. Практический курс. — Часть 1. — Москва, 2003, — С. 323 и след.
  • Лебедев С. Н. Натуральные лады // Большая российская энциклопедия. — Т. 22. — М., 2013. — С. 134.

ru-wiki.ru

Локрийский лад. Музыкальная энциклопедия. понятие

Словарь

загрузка...

музыкальная энциклопедия

        , Древнегреческие лады.

Натуральные лады         термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. л. обычно подразумеваются соответствующие лады нар. европ. и внеевроп. музыки, лады ср.-век. монодии, др.-рус. культового пения, диатонич. лады в зап.-европ. и рус. музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. в песне "Ходила младёшенька по борочку" из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский; к Н. л. относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. л. (по И. В. Способину):         Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. д. В музыке 19-20 вв. композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. л. в колористич. звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. л. в качестве специального выразит. средства - в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова: сопоставление Н. л. и насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы. Н. А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", действие IV.        Однако понятие Н. л. в значит. мере условно. Слово "натуральный" (в общем смысле - "естественный", "соответствующий природе") здесь означает "данный природой" (ср. "натуральный звукоряд", "натуральные валторны"), не видоизменённый, не искусственный (ср. противопоставление: "натуральные" и "искусственные" флажолеты). В Н. л. натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. миноре между "натуральным", первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и "искусственным" вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ. муз. культуры; восточные лады с увелич. секундой по существу столь же "природны", т. е. натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (см. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), а также и "хроматизм вразбивку" (термин А. Д. Кастальского) в рус. нар. музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. е. не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. "Изучение крестьянской музыки... привело меня... к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы", - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. к. это противоречило бы смыслу слова "диатоника". Литература: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Барток Б. Автобиография. "Современная музыка", No 7, 1925; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957; Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1-2, М., 1962-63; Верков В. О., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб.: Проблемы лада, М., 1972. Ю. Н. Холопов. Другие понятия:Локрийский лад, Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. ЕфронаЛокрийский лад, Большой Энциклопедический словарь

Другой материал:Контрольная работа - Дзяржа ны лад Рэчы ПаспалітайКонтрольная работа - Дзяржаўны лад Рэчы ПаспалітайРеферат - Суспільно-політичний лад і право України в період національно-визвольної війни під проводом Богд

загрузка...

Словари:

• медицинская энциклопедия• большой медицинский словарь• медицинские термины• психологическая энциклопедия• психотерапевтическая энциклопедия

slovare.coolreferat.com