2. Форма и структура конституций. Конституций лад


Март 2007-го. Политические очерки @ ЭКОНОМИКА.

Подготовка плана реализации конституционной реформы 2004 года, ее проведение и следствия вызвали бурную дискуссию в отечественном социуме.

Проект изменений, принятый в бурный декабрь 2004 года, неоднократно был предметом детального юридического, политического и социального анализа.

На прошлой неделе Украина отпраздновала годовщину выборов, а вместе с ней и маленький юбилей обновленной Конституции Украины.

Сегодня, а тем более после подписания указа президента о роспуске парламента, настало время подвести первые, так сказать, эмпирические итоги функционирования парламентско-президентской республики под названием Украина.

Вопреки множеству научных, полунаучных и откровенно псевдонаучных исследований конституционной реформы, очень мало аналитиков брало в фокус своего внимания не нормативно-правовые детали реформы, а системно-функциональные аспекты изменений к Конституции.

Ведь именно их значение привело, в конце концов, к подписанию президентом обжалованного указа о досрочном прекращении полномочий ВРУ.

При детальном рассмотрении составляющих конституционной реформы, общество не обратило внимания на общую конструкцию конституционного лада. Именно того срока, определение которого не содержит ни Конституция, ни законы, хотя упоминается он именно в Основном законе.

И именно по поводу толкования этого срока ведущие конституционалисты Украины ведут отчаянные дискуссии то сужая, то расширяя его содержание.

Позволим себе потрактовать конституционный порядок как форму и способ осуществления государственной власти.

Термин конституционный лад почти соответствует термину форма государства за исключением одного элемента – формы государственного устройства. То есть конституционный лад является совокупностью составных государственного режима и формы государственного правления.

Конституционный лад после реформы 2004 года, которую, учитывая содержание, следует называть не конституционной, пусть автора простят коллеги-юристы, а именно политической, пополнился рядом новых институтов.

Непризнание юридических оснований для функционирования таких институтов, как политическая ответственность коалиции, политическая ответственность правительства и министров, пропорциональная избирательная система с жесткими списками, ответственность правительства перед президентом, запрет на индивидуальный переход депутатов из фракции во фракцию, со стороны правящей коалиции ликвидирует все поводы, которые бы разрешили называть коалицию демократической.

Потому что не может быть по сути своей демократической и даже легитимной та коалиция, которая не признает указов президента.

Аморфное, до марта 2006 года, понятие "политическая ответственность" сегодня приобрело четко очерченные формы. Пусть автора исправят, но именно на основе этого принципа был сформирован нынешний кабинет Януковича, ответственность за который взяли на себя 239 депутатов, которые вошли в антикризисную коалицию.

Учитывая это, кажется вполне обоснованным аргумент президента о нелегитимной ревизии выборов. Ведь партии, которые не вошли в коалицию, приняли решение ни при каких обстоятельствах не поддерживать "антикризисовиков".

И в развитой демократической стране, которой, безусловно, стремится быть Украина, депутаты, которые не соглашаются с оппозиционным статусом своей партии, складывают полномочия и выходят из партии, а не доказывают окружающим, что они – слуги народа и имеют полное право на собственную позицию.

Иметь такую позицию им никто не запрещал, а вот от обязанности выполнять решение руководящего органа партии их никто не освобождал. В случае проведения досрочных выборов, такой атавизм как межфракционные переходы депутатов канет в Лету.

Так же в демократической стране принято проводить перевыборы, если власть и оппозиция не могут найти согласие, владея приблизительно равной поддержкой своих действий среди населения.

И то упрямство, с которым представители коалиции приписывают себе безграничное доверие населения, как минимум, требует подтверждения на всенародных выборах.

Подчеркиваю: перевыборы нужны, прежде всего, для коалиции, чтобы подтвердить легитимность своих программных положений через выборы.

Если уже Янукович так убежден, что у АКК есть 300 единомышленников в нынешнем парламенте, которые настроены на "конструктивный диалог", это может означать, что Партию регионов с сателлитами должны поддержать не меньше 60% электората.

В противоположном случае, они не имеют никакого, в первую очередь, политического права говорить, что украинцы вообще не хотят в НАТО или же, что украинский язык является языком фольклора.

В демократической стране правительство, которое в соответствии с Конституцией является ответственным перед президентом, никогда бы не нарушило его указа, а самостоятельно ушло бы в отставку.

Ведущие партии – члены парламентской коалиции – продемонстрировали полное непонимание и онтологическое непринятие норм демократии об ответственности партий перед своим электоратом.

Партийные лидеры в очередной раз доказали, что демократия (и конституционная реформа) для них наполнены смыслом только в тех случаях, когда речь идет об апробации сроков "дерибанить" и "полномочия" в повседневной жизни.

Потребность отвечать за свои действия не вкладывается в их логику.

Поэтому конституционная реформа, которая дала чрезвычайно широкие, но не абсолютные полномочия парламенту и правительству, стала прокрустовым ложем для номенклатурно-партийной элиты, поскольку предусмотрела и четкие политические требования к деятельности коалиции и сформированного ею правительства.

И пусть в автора бросит камень тот, кто не признает Конституцию политическим документом. А именно она фиксирует, что коалиция формируется в течение месяца, состоит из фракций и может содержать исчерпывающий перечень депутатов-членов.

Иначе, теряется правовая и политическая связь между коалицией и правительством потому, что депутаты-индивидуалисты не могут отвечать за действия коалиционного правительства, как и иметь свое представительство в нем. Поскольку коалиция формируется  "на основе согласования политических позиций" фракций, а не индивидуальных позиций депутатов.

В отдельном внимании нуждаются заявления представителей коалиции о том, что президент провел государственный переворот.

То ли от страха, то ли от полной неграмотности и политические маргиналы, уровень поддержки которых сегодня не превышает уровня социологической погрешности, и тяжелоатлеты аппелировать к таинственному термину "государственный переворот", который якобы стремятся реализовать президент и оппозиция.

Любому думающему гражданину понятно, что узурпацией власти или государственным переворотом тяжело назвать указ о перевыборах. Ведь институт перевыборов является механизмом прямой демократии, в отличие от, скажем, постановлений правительства о непризнании указа президента или относительно запрета Минфина финансировать выборы.

Уверен, что подобные заявления требуют резкого вмешательства правоохранительных органов за невыполнение указов президента и публичные призывы к свержению конституционного устройства государства.

Отсутствие единой позиции коалиции четко подтвердила, что главным ее аргументом в споре с президентом были не правовые основания, а сомнительного качества убеждения, что президент просто не может по определению пойти на роспуск.

Отказ печатать указ о роспуске, постановление о неподчинении, реанимация ЦВК а ля "пидрахуй" более, чем красноречиво показали, что нынешняя законодательно-исполнительная власть живет в своей реальности, в которой Закон не является главным атрибутом.

Кто бы что не говорил, а президент довольно откровенно и однозначно в этой ситуации продемонстрировал, что имеет смелость принимать судьбоносные и рискованные решения.

В конкретно этой ситуации Ющенко действовал в строгом соответствии с Конституцией, и потому есть все основания считать, что Конституционный Суд из ряда причин политико-правового характера оперативно откажет в открытии проведения в деле о конституционности указа президента, доказав этим самым легитимность подписания указа.

Этот шаг президента нельзя переоценить с прикладной (прецедентной) точки зрения. Он, безусловно, только приближает Украину к эталонам мировой демократии. Вместе с тем, действия правительства и коалиции показали, что не только правовые нормы, но и правовая культура граждан требует серьезного качественного возрастания.

Конституция опять же стала заложницей своего несовершенства.

Досрочное прекращение полномочий парламента и внеочередные выборы в него будут стимулировать и партии и граждан к более взвешенному поведению и риторике.

А еще они дают серьезный материал для будущей конституционной комиссии, которая будет разрабатывать изменения к действующей Конституции. Уверен, что после этих событий разработки Мороза будут уже не актуальными.

Этой статьей автор и Школа политической аналитики при НаУКМА призывают широкие массы к дискуссии по поводу оптимальной конституционной реформы в Украине и изготовления действенных поправок и изменений к действующей Конституции.

Сергей Балан, координатор правовых программ Школы политической аналитики при НаУКМА в рамках проекта "Коалиция НУО за эффективную конституционную реформу в Украине", для УП

 

economica.com.ua

6. Классификация конституций

Конституция - Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.

По форме Конституция - юридический документ. Принимается парламентом, специальной конституционной ассамблеей, народом на референдуме; даруется монархом (октроирование). Имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.

Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям: по форме; способу изменения, внесения поправок и дополнений; степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.

По форме - писаные и неписаные.

Писаные - это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций).

Неписаные - конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений – гибкие и жесткие.

Гибкие конституции принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 г.).

Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.).

По степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям - действительные и фиктивные.

Действительные конституции справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).

Фиктивные конституции не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).

Цели классификации

Значительное сходство композиционного состава многих конституций, круга вопросов, ими регулируемых, внешних формальных признаков этих актов дают возможность их классифицировать. В данном случае имеется в виду классификация главным образом юридических конституций, хотя обращение к фактам действительности также должно иметь место (когда, например, идет речь о фактических, фиктивных или нефиктивных конституциях).

Классификация конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяют ориентироваться в многообразии конституций, способствуют установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогают лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире. В то же время классификация конституций, как и любая классификация вообще, носит довольно условный характер, поскольку конституции отличаются друг от друга спецификой принятия, особенностями соотношения политических сил в период их выработки, историческими и национальными традициями и др.

С помощью классификации, создания систем представлений с родо-видовым соподчинением выявляются общие, существенные признаки конституций; классификация позволяет точнее определить их природу и особенности, глубже вникнуть в их содержание. Она ведет к четкому оформлению наших знаний о конституции.

2. Временные и постоянные конституции

По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные.

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 года, включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Постоянными являются большинство конституций. Факт установления неограниченного срока их действия отнюдь не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия. Существуют государства, особенно в Латинской Америке, в которых «конституционная чехарда» до недавнего времени представляла собой обычное явление. Смена конституций там происходила главным образом вследствие частых военных переворотов. Так, к середине 60-х годов история Боливии насчитывала 20 конституций, Колумбии – 11, Доминиканской Республики – 15, Гаити – 23, Венесуэлы – 22 конституции*. В более близкой нам Европе многие страны также не могут похвастаться большой конституционной стабильностью. К настоящему времени в Португалии с начала прошлого века было 7 конституций, во Франции с 1789 года действовало 11 конституций (многие другие, будучи разработанными, не вступили в силу), в Греции со времени обретения независимости было 11 конституций, а в Испании с 1812 года – также 11. С другой стороны, есть страны, где конституции являют образец стабильности. Не говоря уже о США, в Норвегии действует единственная конституция с 1814 года, в Бельгии – с 1831 года (правда, с многочисленными поправками, особенно в 60-е–80-е гг. нынешнего столетия), в Люксембурге – также единственная с 1868 года.

Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость. Конституция Мексики 1917 года, содержащая к настоящему времени, пожалуй, наибольшее число поправок, является «нерушимой» (ст. 136): она не теряет силы и не перестает действовать, даже если ее соблюдение нарушено восстанием, ибо как только «народ вновь обретет свободу», действие Конституции восстанавливается. Несколько по-другому решает этот вопрос действующая Конституция Греции: соблюдение ее положений гарантируется патриотизмом греков, которые правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее путем насилия (ч. 4 ст. 120).

3. Классификация по содержанию и характеру конституций

Она многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя.

По оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические и авторитарные, а среди последних выделяются еще тоталитарные. Демократические конституции гарантируют широкий круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти и т. д. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают широкие возможности для ликвидации или существенного ограничения вынужденно провозглашаемых прав и свобод, сокращают полномочия представительных органов. Для авторитарных, а особенно тоталитарных конституций характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность вплоть до признания приверженности одной определенной идеологии (коммунизма, ислама и т. п.). В авторитарных конституциях подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем в демократических, например создание государственных органов на корпоративной основе. Следует, однако, иметь в виду, что демократические конституции иногда служат прикрытием авторитарного политического режима, а порой, хотя и реже, наоборот, демократический режим сохраняет на какое-то время авторитарную конституцию.

По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности главы государства разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства – на федеративные и унитарные. В федеративных государствах действуют конституции федеральные, или национальные, и обычно также конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций и т. п.).

4. Прочие классификации

Как уже отмечалось, в зависимости от порядка принятия конституции делятся на октроированные и «народные». В настоящее время к числу первых относятся основные законы Иордании, Непала, ряда стран, бывших в прошлом британскими колониями. В подавляющем большинстве стран, как отмечалось, конституции – «народные».

Указывалось также, что по порядку изменения конституции можно разделить на гибкие, жесткие и смешанного типа. Среди жестких можно выделить особожесткие (например, США).

Мы видели, что по форме конституции делятся на писаные, смешанные и неписаные.

studfiles.net

ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ - это... Что такое ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ?

 ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ - в первую очередь конституции принято разделять на писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны жизни государства. Неписаные конституции являются собранием различных законов, в своей совокупности составляющих конституционное право данной страны. Например, в Великобритании, являющейся конституционной монархией, конституционное право составляют парламентские законы, конституционные соглашения, судебные решения и др. Таких документов насчитывается в этой стране около 4 тыс. По содержанию конституции бывают идеологическими (предназначенными, главным образом, для пропагандистских целей), конституциями власти (устанавливающими и распределяющими властные функции) и конституциями человека (в центре которых человек, его права и свободы).

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
  • ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Смотреть что такое "ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ" в других словарях:

  • ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ — в первую очередь конституции принято разделять на писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны жизни государства. Неписаные конституции являются собранием различных законов, в своей… …   Юридическая энциклопедия

  • ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ — подразделения конституций в виде классификационных групп в зависимости от способа, времени их принятия и характера действия, объема конституционного регулирования, характера изменения и других критериев. По времени принятия обычно выделяют старые …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • КОНСТИТУЦИЙ ВИДЫ — ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ …   Юридическая энциклопедия

  • КОНСТИТУЦИЙ ВИДЫ — (см. ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Императорские конституции — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Императорская конституция (лат. Constitution principis), по мнению Ульпиана, и есть сам закон «legem… …   Википедия

  • Федерация — (Federation) Федерация это форма территориального устройства государства Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм в современной России Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… …   Энциклопедия инвестора

  • Швейцария — I (нем. Schweiz, франц. Suisse, англ. S …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… …   Энциклопедия инвестора

  • ПОРТУГАЛИЯ — (Португальская Республика) государство, расположенное на юго западе Европы, на Пиренейском полуострове. Оно включает пользующиеся внутренней автономией Азорские острова и остров Мадейра в Атлантическом океане. Под управлением П. остается… …   Энциклопедия юриста

dic.academic.ru

2. Форма и структура конституций

 

Форма конституций

Конституция любого государства имеет конкретную форму – т.е. способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов.

В большинстве стран конституция представляет собой один документ. Такие конституции именуются кодифицированными. Это конституции Испании, Мексики, США и др.

В тоже время в некоторых странах, имеющих кодифицированные конституции, например в США, поправки в Конституцию не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации. Кодифицированные конституции могут включать в себя некоторые документы. Так, Конституция Франции 1958 года содержит Преамбулу Конституции 1946 года и Декларацию прав человека и гражданина 1789 года.

Некодифицированные конституции представляют из себя совокупность законов принятых в разное время. Так, Конституция Швеции состоит из 4 конституционных актов: Форма правления 1974 года, Акт о престолонаследии 1810 года, Акт о свободе печати 1974 года и Закона о свободе высказываний 1991 года.

Конституция Израиля включает 11 таких актов.

Нередко в литературе конституции таких стран как Великобритания, Новая Зеландия называют неписаными. Однако, правильнее такие конституции определить как конституции смешанного типа, поскольку частично они писаные и состоят из парламентских законов и судебных решений, являющихся обязательными прецедентами. Другой составной частью этих конституций являются обычаи и доктринальные толкования. Известно, что конституция Великобритании включает более 300 законов принятых в разные века парламентом, причем, не квалифицированным большинством голосов депутатов, а также судебные прецеденты и обычаи, именуемые конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы.

Характерно, что Конституция Великобритании эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов, законами, принимаемыми Парламентом.

Неписаные конституции, то есть вообще незафиксированные ни в каких документах существуют временно после революционных или военных переворотов. В этот период обычно сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если они не противоречат сущности и целям нового режима. Так было, например, в Румынии после декабрьского восстания 1989 года свергнувшего президента Чаушеску.

 

Кодифицированные конституции имеют свою структуру, под которой понимается принятый в ней порядок, посредством коего устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения норм в главы и разделы лежит сходство предмета регулирования. Последовательность расположения разделов и глав зависит от взаимосвязи норм их составляющих, первичности и производности их друг от друга, а также от заложенных в конституции концепций.

Структура конституций, за редким исключением, имеет стандартизированный вид: преамбулу, основную часть, заключительные и переходные положения, иногда приложения.

 В преамбуле излагаются цели конституции, характеризуются исторические условия ее принятия, в редких случаях в ней провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Преамбула важна в политическом и идеологическом плане. Положения преамбул правовыми нормами, как правило, не являются, однако они имеют нормативное значение для толкования и применения других положений конституции, поскольку преамбулы содержат направления, в которых должны толковаться остальные конституционные положения. Если же преамбула содержит провозглашаемые права и свободы (этим характерна преамбула Конституции Франции 1946 года), то они имеют тоже юридическое значение, что и нормы основной части Конституции.

Основная часть конституции включает нормы о правах и свободах человека и гражданина об основах общественного строя, системе и статусе государственных органов и местном самоуправлении, государственной символике, порядке изменения конституции.

Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей. Чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее нормы о судебной власти и об организации власти на местах. Иной порядок расположения норм об органах государственной власти указывает на превалирующее значение одних органов по отношению к другим. Так, в Конституции Франции 1958 года сначала расположены нормы о Президенте Республики, затем о Правительстве и после этого о Парламенте.

Заключительные положения конституции устанавливают порядок вступления конституции в силу, определяют сроки образования вновь учреждаемых органов власти, а также сроки издания законов, к которым имеются отсылки в тексте конституции. В этой части конституции могут находиться разъясняющие положения, а также содержаться нормы о толковании конституции.

Нередко в заключительных положениях содержатся нормы, которые в существенной мере определяют новый государственный строй. Например, статьи XII и XIII заключительных положений Конституции Италии запрещают восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашисткой партии, а также отстраняют членов и потомков членов бывшей королевской Савойской династии от участия в политической жизни Италии.

Переходные положения, содержащиеся в ряде конституций определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Имеющиеся у отдельных конституций приложения имеют важнейшее юридическое значение. Так, все поправки к Конституции США оформлены в виде пронумерованных приложений.

В первом приложении к Конституции Индии приводится перечень штатов и союзных территорий, а в седьмом приложении содержится распределение компетенции между органами власти федерации и ее субъектами.

 

 

studfiles.net

Виды конституций. ДОДЕЛАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Виды конституций. Проблемы совершенствования конституций.

Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций,  которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их. выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство. Существует большое множество оснований классификации конституций. Среди них в науке конституционного права можно выделить следующие:

1)По способу принятия (по порядку издания). Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значении конституции, ее авторитет. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия: октроированные (дарованные) - когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии, Конституция издается без участия представительных органов.. В самом деле, верховная абсолютная власть редко способна осознать правовое и социальное значение конституции, поэтому народу приходится самому или через представителей принимать этот важнейший нормативный документ. Среди принятых конституций выделяют, в частности, три подвида:

принятые парламентом - Парламентом была принята, например, Конституция Соединенных Штатов Америки, в 1787 году. Каждый штат выбрал своих представителей (от двух до восьми человек) и они приняли основной закон государства.

принятые Учредительным Собранием - Учредительное собрание принимало конституции в таких странах, как Италия (1948 год), Япония (1947 год) и Португалия. Основное отличие Учредительного собрания от парламента состоит в том, что парламент - постоянно действующий законодательный и представительный орган, в то время как Учредительное собрание созывается специально для целей принятия конституции или установления основ всей правовой системы. После выполнения этих задач Учредительное собрание прекращает свою работу. В российской истории, после революции 1917 года, Учредительное собрание также должно было принять Конституцию, но большевики, располагающие реальной властью, осознав, что они остались в меньшинстве, после первого же заседания фактически разогнали избранное народами бывшей Российской империи Учредительное собрание.

принятые непосредственно на референдуме - Здесь проект закона готовят опытные юристы-конституционоведы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ представляется одним из самых демократичных, поскольку принятие конституции (да и вообще любого закона особой значимости) - именно тот случай, когда непосредственная демократия имеет преимущества по сравнению с представительной. Конституции многих стран, в том числе Франции (1958 год), Испании (1978 год) и России (все конституции) были приняты путем всенародного волеизъявления. 2)по форме или формальной определенности

писаные - содержит один или несколько нормативно-правовых, формально-определенных актов, принятых особым порядком и содержащих вопросы конституционного регулирования. Надо отметить, что, во-первых, этот документ не всегда называется Конституцией (например, в Федеративной Республике Германии - Основной Закон), а, во-вторых, не всегда конституционно-правовое регулирование осуществляется одним документом (например, в Австрии и Швеции их три). Еще примеры- Финляндия, Швеция.

неписаные – совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев. Эти акты закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия)

3)по способу изменения.

гибкие (мягкие)- изменяются в том же порядке, что и другие законы (Великобритания)

жесткие конституции – для внесения изменений требуются особые условия (например, квалифицированное большинство голосов, двойной вотум и т.д.) Жесткие конституции существуют в большинстве государств мира, например в Испании, Китае, России.

4)По времени действия

временные – ограничивает срок своего действия, устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией. Примеры временных конституций можно видеть в странах, где на момент их принятия существовали особые социально-политические или экономические условия. Так было, например, в послевоенной Германии, вернее в западной оккупационной зоне. Можно отнести и Конституцию Китая 1978 года, которая провозглашала необходимость четырех модернизаций (сельского хозяйства, промышленности, обороны и науки и техники) к 2000 году.

постоянные - не предусматривают пределов своего действия во времени и составляют подавляющее большинство конституционных актов. Например, конституция Мексики 1917 года была провозглашена "вечной". В других странах, таких как Испания, Франция, Бельгия, Италия, Соединенные Штаты Америки конституции также не указывают пределов своего действия во времени и считаются постоянными.

5)По режиму, оформляемому конституцией (или по демократичности)

демократические конституции - те основные законы, которые закрепляют правовой статус человека, и гражданина, его основные права, в объеме, определенном международными соглашениями и договорами. Большинство развитых стран имеют такие конституции (модель "западной демократии"), и их в настоящее время становится все больше и больше.

Тоталитарные - закрепляют господство определенной группы людей над обществом и всесторонний контроль за его членами. Таковыми являются Конституции Китая 1954, 1975, 1978 и 1982 (ныне действующая) годов, в которых четко закреплена руководящая роль Коммунистической партии Китая и невозможность других партий (их насчитывается восемь в современном Китае) прийти к реальной власти.

Авторитарные - господство одного человека в государстве. В настоящее время официальное юридическое закрепление такого положения является редкостью, что нисколько не мешает существованию авторитарных режимов в Африке, Азии и Латинской Америке, но в прошлом таких конституций насчитывалось достаточно много. В качестве примера можно вспомнить Конституцию Франции, принятую на референдуме 1800 года, и дополненную в 1802 году, которая закрепляла за Наполеоном Бонапартом право пожизненного первого консульства.

6)По наличию социально-политических принципов

узкие - являлись первые и некоторые современные конституции. Их отличают небольшой объем, общая регламентация и правовое регулирование, отсутствие детально разработанных полномочий и тонкостей механизма действия государственных органов.

«Широкие» - относятся такие как, итальянская 1948 года, в которой, наряду с нормами, определяющими устройство государства, гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы, а также конституции, например, латиноамериканских государств (Мексика, Парагвай, Гондурас и т.п.).

7)реальность конституционных норм

Фактическая - Большинство современных действующих конституционных норм - фактические, то есть они не просто провозглашены и определены в основном законе страны, но еще и действуют и применяются на практике.

формальная - в некоторых недемократических, тоталитарных, фашистских или социалистических странах, закрепленные права остаются формальностью, не наполненной реальным содержанием. Уже упоминался пример СССР образца 30-70-х годов двадцатого века. Кроме того можно назвать Ливию, Кубу, КНДР, некоторые центральноамериканские государства, где конституционные положения не реализованы на практике и могут грубо нарушаться при соответствующем желании власти

8)В зависимости от формы (Форма конституций - это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов.)

кодифицированные - представляют собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (таких конституций большинство). Греция, Португалия

некодифицированные– представляют собой несколько писаных нормативных актов, регулирующих основные вопросы конституционного характера и в равной мере обладающих высшей юридической силой (конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии).

9) по социальным признакам.( характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической ) Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции

буржуазного типа

социалистического типа

переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации)

переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации).

10) с точки зрения их структуры на консолидированные, неконсолидированные и др.

11)С точки зрения целеполагания

программного характера - Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет).

Констатирующие - не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций — констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах).

12)Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера

studfiles.net