Открытый урок "Лада и Леля". Леля лада


Лада. Волхвы, колдуны упыри в религии древних славян

Леля, Полеля, Дид, Дидилия. Вот прекрасное семейство, какового не могло выдумать и греческое игривое воображение! Что естественнее, как красота с своими детьми, любовию, браком или сочетанием, супружественной жизнью и деторождением?

Богиня красоты и любви всего более чтима была в Киеве. Владимир, до крещения своего будучи влюбчив и повсюду собирая красавиц, весьма чтил сию царицу любви. Он ей воздвигнул великолепный и преукрашенный на Горе храм. Г. Херасков так оный описывает:

Храм Ладин, пестрыми гордящийся столпами,

Сплетенными из роз обвешан вкруг цепами.

Богиня, отрока державшая в руке,

Являлась в бисерах и в миртовом венке;

У ней распущены власы, подобно злату;

За щедрости ея цветы приносят в плату.

(«Владим.», песнь III)

И в другой песне:

И в нем (храме) величество небес изображает.

Ступеней седмь, и седмь вкруг идола столпов.

Из сего списания пиита видно, что храм ея был великолепный, и, может быть, великолепнее Перунова.

Лада изображалась в виде молодой прекрасной женщины, в розовом венке; волосы у нее были золотоцветные; одетая в русскую одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами. Она держала за руку младенца, который есть бог любви Леля.

И златовласая с младенцем зрима Лада.

( Херасков)

Служение сей приятной богине было сходственное с ея свойствами. Ей пели в честь песни и приносили курение ароматов и цветы.

Российский эпический творец так оное описывает:

Девицы, окружив кумира в стройном чине,

Со умилением воспели честь богине:

«О, нашей юности хранящая цветы!

Дай, Ладо, мирное супружество нам ты!»

Мастики перед ней как облак воскурили

И имя Ладино стократно повторили.

В то время возгремел кимвалов громких звук;

Девицы жертвенны, составив цепь из рук,

Когда произвела приятный голос лира,

Плясанье начали при песнях вкруг кумира.

Приходят пред алтарь и жрицы, и жрецы,

Носящи для девиц богинины венцы,

Которых на главы священно возложенье,

Обязан князь чинить любви во уваженье.

Владимир оросил, начав обряд такой,

И руки, и чело священною водой.

Вот описание служения богине любви, не требующее никакого дополнения: потому что в другом месте автор «Владимира возрожденного» дополнил оное так:

Краснее утренней зари отроковицы

Несут уже цветы во храм любви царицы;

Преобращается в помост прекрасный луг,

И девы юные кумира стали вкруг.

Корящих звезд число они изображают,

Который луну блестяшу окружают.

Едина между сих сияет паче всех.

Ей первой жребием готовился венец,

Который на девиц взлагает князь иль жрец.

Развивая немногие слова, оставшиеся в наших летописях о баснобожии славян, можно заключить, что сей богине наивеличайшее воздавалось в Киеве почитание в княжение Владимира до просвещения его божественным светом христианства. Будучи, по словам древних летописцев, женолюбив, воздавал великую честь богине любви, и, может, при нем установлены обряды служения, описанные творцом «Владимириады»; и сие потому, что оные обряды служили ему пособием к избранию прекраснейших из девиц.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Юлия Мизун, Юрий Мизун - Тайны языческой Руси

Лада

Лада была матерью четырех своих детей. Это составляет "полное" число. Считается, что сюда прибавить нечего. Лада - это красота. У красоты-Лады первый сын Леля, что значит любовь. За ним следует второй сын Полеля, что значит брак. Действительно, брак следует за любовью. Затем следует третий сын - бог супружеской жизни. Это Дидо. Его супруга Дидилия, богиня деторождения. Она покровительствует семейной жизни. Все это символично охватывает всю жизнь. Что может быть естественнее, чем красота со своими детьми: любовью, браком и сочетанием, супружеской жизнью и деторождением?

Богиню красоты и любви больше всего чтили в Киеве. До своего крещения Владимир, будучи влюбчив и повсюду собирая красавиц, очень торжественно чтил богиню Любви. Он Ладе воздвиг великолепный и прекрасно украшенный храм. Г. Херасков этот храм описывает так:

Храм Ладин пестрыми гордящийся столпами,Сплетенными из роз вкруг цепами.Богиня, отрока державшая в руке,Являлась в бисерах и в миртовом венке;У ней распущены власы, подобно злату;За щедрости ея цветы приносят в плату.

Ладу изображали молодой прекрасной женщиной в розовом венке. Волосы у нее были золотые. Одета она была в русскую одежду и опоясана золотым поясом и убранная жемчугом. Бога любви Лелю она держала за руку. Ладе пели песни и приносили цветы. Г. Херасков так описывает это:

Девицы, окружив кумира в стройном чине,Со умилением воспели честь богине:"О, нашей юности хранящая цветы!Дай, Ладо, мирное супружество нам ты!"Мастики перед ней как облак воскурили,И имя Ладино стократно повторили.В то время возгремел кимвалов громких звук;Девицы жертвенны, составив цепь из рук,Когда произвела приятным голос лира,Плясанье начали при песнях вкруг кумира.Приходят пред алтарь и жрицы и жрецы,Носящи для девиц богинины венцы,Которых на главы священно возложенье,Обязан князь чинить любви во уваженье.Владимир оросил, начав обряд такой,И руки и чело священною водой.

Краснее утренней зари отроковицыНесут уже цветы во храм любви царицы;Преобращается в помост прекрасный луг.И девы юные кумира стали вкруг.Горящих звезд число они изображают,Которыя луну блестящу окружают…Едина между сих сияет паче всех…Ей первой жребием готовился венец,Который на девиц взлагает князь иль жрец.

Леля

Сын Лады Леля был божком пламенным. Он рассыпал или метал из руки искры. Сила этого юного бога состояла в воспламенении любви. Это и понятно, поскольку он - сын красоты, а красота рождает любовь. Бога Лелю изображали младенцем, пламенным, крылатым и златовласым, как и его мать богиня Лада. То, что он метал из рук искры, понятно и логично - искрами любовь воспламеняет сердца. Эти искры любви обычно исходят из очей, а также из уст прекрасной, любимой особы. Младенец безотлучно находился при своей матери. Красота и любовь неразлучны. Красота рождает любовь. На рис. 33 показано место языческого святилища Лады и Лели.

Рис. 33. Лысая гора под Сандомиром. Место языческого святилища Лады и Лели. На переднем плане ограда монастыря Троицы.

Полеля

Второй, младший сын богини Лады - Полеля (после Леля). Это брак после любви. Всякая любовь, основанная на добродетели, приводит к браку. В этом боге заложена очень глубокая философия. Философия того, что брак держится на двух китах - любви и терпении, нашла свое отражение и в изображении бога брака Полеля. Бог Полель изображен улыбающимся, но на его голове терновый венок. Такой же терновый венок он держит в руке, протягивая руку с венком возлюбленной, своей будущей супруге. В другой руке бог Полеля держит рог пития нежности. Бог любви Леля нагой. Бог брака Полеля одет в тонкую ризу или рубаху.

Были воздвигнуты храмы богу Полеля в разных городах. Известен такой храм (божница) в Киеве. В заключение приведем слова Хераскова:

Полель веселостей богиню провожал;В нем Киев брачные союзы обожал.

Дид

Дид - это третье чадо богини любви Лады. Специалисты считают, что правильно читать не Дид, а Дит, Дито, Дитя, Дет. Множественное число - Дети. Это божество символизирует собой семью, жизнь супружнюю. Дид всегда молод. В этом содержится глубокая философия - супружеская связь никогда не должна ослабевать, стариться. Она всегда должна быть молодой. Глинка пишет: "Супруги перестают быть супругами только тогда, когда жар любви мало-помалу угасает: тогда они становятся друзьями".

Дид одет в полную славянскую одежду. На голове его венок из васильков. В руках бог Дид держит двух горлиц и ласкает их. В Киеве имелся также храм богу Диду. Сюда приходили молиться замужние и женатые. Они просили бога о благополучном супружестве, а также о деторождении.

Дидилия

Дидилия также из семейства Лады. Она была покровительницей благополучных родов и разрешительницею неплодных женщин. К этой богине обращались с молитвами как беременные, так и бесплодные.

Богиня Дидилия рисовалась молодой прекрасной женщиной, на голове которой была повязка, украшенная жемчугами и драгоценными камнями. Одна рука богини была сжата в кулак, а вторая была разжата. Ей был воздвигнут в Киеве очень знатный храм.

Славянская конструкция богов любви, брака, семьи намного совершеннее греческих представлений. У греков Венера имела одного Эрота (Любовь). Гименей и Кимен были ей чужими. Над родами у греков командовала Юнона. Как видите, у греков весь процесс жизни от любви до рождения детей (через брак и семью) разорван на несколько независимых участков, периодов. У наших предков все в точности соответствовало природе.

Мерцана

От слова "мерцать". Мерцана - это богиня зари или просто заря. Гомер называл зарю "рудо-желтою зарею", а также "злато-багряною". У Гомера заря появляется два раза в день. Славянская заря служит Световиду. Она выходит иногда ночью резвиться над нивами. При этом она порхает над созревающими колосьями. В этом случае ее зовут Зарницею. До сих пор сохранилась вера, что зарница способствует изобилию и скорейшему созреванию урожая. Зарница почиталась покровительницею нивяных плодов. Эту богиню просили об урожае. Признаком богини Мерцаны (Зарницы), богини жатвы, является класный венок. Как и полагается заре, она румяна и одета в злато-багряную одежду. Одежда богини состоит из обширнейшего покрова или фаты, которая прикрывает заднюю половину головы. Фата у груди приколота или же она простирается до земли. Мерцану особенно почитали селяне.

От слова "мерцать". Мерцана - это богиня зари или просто заря. Гомер называл зарю "рудо-желтою зарею", а также "злато-багряною". У Гомера заря появляется два раза в день. Славянская заря служит Световиду. Она выходит иногда ночью резвиться над нивами. При этом она порхает над созревающими колосьями. В этом случае ее зовут Зарницею. До сих пор сохранилась вера, что зарница способствует изобилию и скорейшему созреванию урожая. Зарница почиталась покровительницею нивяных плодов. Эту богиню просили об урожае. Признаком богини Мерцаны (Зарницы), богини жатвы, является класный венок. Как и полагается заре, она румяна и одета в злато-багряную одежду. Одежда богини состоит из обширнейшего покрова или фаты, которая прикрывает заднюю половину головы. Фата у груди приколота или же она простирается до земли. Мерцану особенно почитали селяне.

Богиня Триглава

Сокращенно еще ее именовали Тригла. Этой богине храмов не строили ни в городах, ни в селениях. Храм ее находился на полях Киевских. Статуя (истукан) представляла собой женщину с тремя лицами. В городах и селениях храмов богине не строили преднамеренно, в соответствии с целью, задачей богини. Поскольку Триглава была богиней земли, то ей и следовало стоять среди полей. Почему у богини Триглавы три лица? Три лица символизируют три составляющие окружающего нас мира. Это земля, вода и воздух. Что касается огня, то ему следовало находиться вне земли. Напомним, что Прометей похитил огонь с неба. Иногда три головы богини интерпретируют как горы, долины и леса. Первая трактовка с философской точки зрения более предпочтительна. Иногда специалисты понимают три головы богини как прошлое, настоящее и будущее.

Любопытно, что богиня держала в руке половину Луны.

profilib.net

ладины семья Лада, Лель, Леля, Ладо (ДидЛадо), Купайло (Купала) - Украинское народоведение

Богиня материнства, старшая. Рожаница, опекунша гармонии, порядка во. Вселенной, мать двоих перво-начал жизни. Лели (Воды, женственности) и. Леля-Полеля (Огня, мужества)

Греческая. Богиня. Лето и польский. Леда тождественны с нашей. Ладой. Исследователи считают, что на остров. Пелопоннес эта. Богиня пришла из. Поднепровья и имеет еще пелазгийского корни ее храмы существовали во многих страна ах. Европы, а статуи и сегодня украшают музеи. Италии и. Греции. Лада (Лето) в обеих руках держит своих маленьких детей,. Лелю (Артемиду) и. Полеля (Аполлонана).

Лель

В один из весенних дней пробуждается сын. Богини. Лады. Лель (тождественный. Эроту или. Купидону - сыну. Богини. Венеры,. Афродиты). Именно древнее языческое праздник этого. Бога страсти положено в основу современного в католического праздника"святого. Валентина"Христианские объяснения этого праздника выглядят беспомощными: ведь именно. Лель-Купидон, который целится в сердце красавицы своей страстной стрелой, изображается и нин и на католических открытках (так называемых"валентинках"), а вовсе не христианский аскет-"мученик", казнен императором. Клавдием за оскорбление языческих. Богов, а не"за венчание влюбленных во время постау".

В. Греции и. Риме этот праздник отмечали в середине февраля (примерно наш. Велесов неделю), но у славян весна наступает несколько позже, поэтому, вероятно, и этот праздник входило в комплекс весенних. Лельник --время от. Пасхи до. Ярилы. Дальний отголосок этого славянского мифа о пробуждении. Любви сохранился в сказках про. Белоснежку та

Спящую красавицу, которые просыпаются с смертельного (зимнего) сна благодаря силе любви (поцелуя) влюбленных в них рыцарей

Лель -. Дух, который стремится воплощение в человеческой ребенку. Он выбирает брачную пару для своего рождения. Будущих своих родителей (отца-мать), которые ему нравятся, он влюбляет, пуская в их сердца стрелу

Леля

Дочь. Лады,. Богиня девичьей любви, младшая. Рожаниця; такое имя предоставлялось девочкам, которые родились весной 22 апреля на праздник. Лели девушки совершают обряд"Лельник"- водят хороводы, заквитчуються венками, поют веснянки, гаивки тощо.

Ладо (ДидЛадо)

Мужская пара. Богини. Лады, упоминания о котором сохранились в украинском фольклоре. В. Веснушке"А мы просо сеяли"как рефрен звучит"Ой,. Дед. Ладо, сеяли!". Пращур, который через смелого мужа. Квасура открыл людям секрет приготовления священного напитка меда-суры, который русичи пьют во славу. Божию (доска 22). Ладо в. Велесовой. Книге имеет еще другую форму имени -. Л адобог (доска 38-А) -. Бог порядка, спокойствия, мира,"который правит лады родственные и благости всякиекі".

Купайло (Купала)

Бог летнего солнца, а также название праздника в честь. Иван. Нечуй-Левицкий в своем исследовании украинской мифологии объясняет его название так:"Ясные летние небесные силы, солнце, молния и гром общим мы силами будто купают землю, даря ей наибольшее во время праздника. Купалы плодородную силу, а может и от того, что на праздник. Купала люди купались в воде, веруя в ее великолепную силу".

Другие исследователи предполагают, что название. Купала близка к индоевропейского"кипеть","палаты","страстно желать"Однако новые исследования доказали, что название. Купало происходит от древнерусского круг - кру уг, колесо, коловорот, или греческого polos - полюс, ось вращения, поворотная точка30. Именно с этой точки зрения, наш. Купайло тождественен греческому. Аполлону, тесно связанном с солнечным круговоротом и кале ндарем. Возможна также параллель. Купала с римским двуликим. Янусом -. Божеством"входа"и"выхода", мира и войны, лики которого смотрят одновременно в прошлое и в будущее. Действительно, праздник. Купала будто делит ре к на две противоположные части: теплое и холодное, светлое и темное, произрастания растений и сбора врожожаю.

Купальский костер зажигался от живого огня, добытого трением двух кусков дерева, и символизировало небесный солнечный огонь, который зажигает любовь в сердцах парней и девушек, дымится их в эту волшебную ночь. В. Густинскому летописи объясняется, что"Купало бяше бог обилия, якоже в эллин. Церес"Церес у этрусков, а позднее у греков и римлян считалась богиней брака, материнства, небесной судьбы. Женская боже ство. Купала тождественно с малоазийской. Кибелы -. Богиней любви и. Матерью. Богов. Все обряды. Купальского праздники у этих народов близки по символикоікою.

Кумиров. Купайлу (Купале), видимо, не ставили, считая его (ее) не столько. Божеством, сколько персонажем, участником праздничного действа, обряда, посвященного летнему солнцестоянию. Купайлом называли и акож соломенную куклу, которую молодежь делала специально для праздника. Кроме. Купала, делали е и. Марену: куклу из ветвей дерева, украшенную цветами и лентами. Купайло и. Марена - персонификация двух. Ибо естве, что соответствуют двум стихиям: огню и воде (солнце и облака). Такое предположение кажется вполне убедительным, поскольку имеем дело с празднованием самый день летнего солнцестояния. Солнечная кукла делает ься из соломы (ср. солнце и сол-ю), а. Облаке посвящается образ. Марены (ср.. Мар ена и. Х-ма-ра). Солнце отождествляется с небесным огнем,. Хмара - с небесной влажно вологою.

Перед такими"образами"на стол ставят разнообразные блюда, у них горит священный огонь, вокруг которого парни и девушки с весельем, песнями и танцами"производят праздник"В конце праздника. Марену в топят в реке, а. Купала сжигают. Сейчас остатки древних обрядов настолько перепутаны, что не всегда их смысл понятен. Если следовать логике объясненных выше символов, мужским началом здесь висту пае. Купайло (небесный огонь), а женским -. Марена (водная стихия). В обрядах зафиксировано, что. Марену изготавливают девушки, между парнями и девушками идет шуточная борьба за нее, ребята похищают. Маре ну, чтобы потопить, а веточки из нее девушки забирают с собой, чтобы разбросать на огороде для повышения плодородия. Остатки. Марены все же топят в реке, а затем, возвращают ее к водной стихии. Соломьяног в. Купала же предают огню. В Украине делают колесо, обмотанное соломой, которое поджигают и катят сверху в реку. Огненное колесо, обозначает. Купальский. Солнце - небесный огоньй вогонь.

uchebnikionline.com

Открытый урок "Лада и Леля"

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №6 городского округа Отрадный Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей

План-конспект открытого занятия «8 марта – день Лады и Лели»

Разработчик:

Коростелёва Любовь Петровна

педагог дополнительного образования

г.Отрадный 2016 год

План-конспект открытого занятия «8 марта – день Лады и Лели»

Цель урока: изготовить обереги из глины «Лада» и «Леля».

Задачи:

-Воспитательная: воспитать уважение к истории и культуре своего народа;

-Развивающая: развить общекультурные знания;

-Обучающая: научить изготавливать русские народные обереги «Леля» и «Лада».

Тип урока: Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Оборудование:

Наглядность: Проектор, мультимедийная доска, ноутбук, буклеты, готовый амулет.

Рабочее место: Доски для лепки, стеки, глина, зубочистки, влажные салфетки

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Введение в тему занятия (5мин.)
  3. Объяснение темы занятия (3 мин.)
  4. Физминутка (3 мин.)
  5. Практическая работа (25 мин.)
  6. Подведение итогов (2 мин.)

Примечание: Слова учителя выделены курсивом.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Добрый день дорогие ребята! Я рада видеть на ваших лицах улыбки. Это значит, вы готовы к уроку и настроены на позитивную работу.

Проверка рабочего места.

Проверьте на своем рабочем месте наличие глины, доски для лепки, стеков и зубочисток. Чтобы урок наш прошел успешно, не принес нам неприятностей, вспомним технику безопасности.  (Дети отвечают)

Все ли себя комфортно чувствуют? Всем все удобно?

Тогда приступаем к занятию.

  1. Введение в тему занятия.

Когда Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день, она вряд ли подозревала, что на Руси 8 марта много столетий подряд тоже чествовали женщин. Наши предки 8 марта праздновали день Матери Мира, богини Лады и ее дочери Лели. (Слайд 3-4)

В славянской мифологии Ладу называют богиней любви, весны и красоты, покровительницей брака. От её имени пошли такие слова как: лад (семейный лад), ладный, ладно, ладить.  Одновременно Лада была и богиней плодородия, которая пробуждала к жизни от зимнего сна природу. (Слайд 5-6)

Лада являлась людям в образе молодой женщины с ребенком на голове и зеленым яблоком в руках. Ладу изображали в окружении пары голубей и пары лебедей. (Слайд 7)

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. (Слайд 8-9)

Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. (Слайд 10)

Теперь немного поговорим об оберегах.

Славяне были искусными мастерами и изготавливали различные обереги. (Слайд 11)

Например, обережная вышивка, которой украшалась одежда. (Слайд 12)

Или, деревянные обереги, из которых изготавливались, как амулеты, так и вырезные фигурки – «кумиры» (Слайд 13).

Обережные куклы. Изготавливались из кусочков ткани и ниток. Иногда их называют «мотанки» - так как такие куклы изготавливаются без использования швов. Характерная особенность: у кукол нет «лиц». (Слайд 14)

Обереги из глины. Один из древних оберегов почитаемый славянами – это глина. Считается, что глина, полученная из земли матушки, является очень сильным оберегом. Из нее изготавливалась посуда и амулеты. (Слайд 16)

  1. Объяснение темы занятия.

На данном занятии мы изготовим обереги-амулеты  с символами «Лада» и «Леля». (Слайд 17)

Оберег имеет круглую форму. На нем изображен символ «Лада» или «Леля», по вашему усмотрению. Символы показаны на слайде и отличаются друг от друга незначительно. (Слайд 18).

4. Физминутка.

Считалось, что в день Лады и Лели пробуждалась к жизни от зимнего сна природа. Лада и Леля делали землю плодородной, заботились о каждом зернышке, давали всем растениям силу и направляли их к свету. Славяне водили хороводы и славили богинь, просили у них хорошего урожая.

Дети встают в круг, берутся за руки, водят хоровод.

Дай нам житцу да пшаницу,

(Останавливаются, не разнимая рук, поднимают их попеременно, то вверх, то вниз)Леля, Леля, наша Леля!

(Хлопают в ладоши)

В огороде (изображают посев: руки двигаются, то вправо, то влево), сеножаце (изображают косьбу: одна рука прижата к туловищу, другая двигается, то вправо, то влево)

Леля, Леля, наша Леля!

(Хлопают в ладоши)

Ровны гряды, ровны зряды,

(Руки параллельно друг другу двигаются, то вниз, то вверх)

Леля, Леля, наша Леля!

(Хлопают в ладоши)

Затем хоровод продолжается.

Закличка повторяется 2-3 раза.

  1. Практическая работа.

Порядок выполнения работы.

(Для наглядности порядок выполнения работы в виде буклета лежит на столе рядом с каждым ребенком)

I. Для выполнения талисмана-оберега из глины берем заранее подготовленную глину, завернутую в целлофан для предохранения ее от пересыхания.  

II. В зависимости от желаемого размера талисмана аккуратно отрезаем кусочек глины нужного размера.

III. Формируем из него шар.

IV. Из шара методом раскатывания получаем форму круглого медальона нужного диаметра и толщиной примерно 0,5-1см.

V. При помощи стеков и зубочисток наносим рельефный рисунок. (Схема наглядно представлена на мультимедийной доске, слайд 18).

VI. Сверху оберега делаем отверстие для шнурка.

VII. Готовые талисманы кладем в печь для обжига или оставляем высыхать на несколько дней.

VIII. При желании такой оберег можно покрыть лаком или расписать. С обратной стороны можно нанести инициалы владельца или пожелания («Во имя добра», «Во славу Руси» и т.д.)

6. Подведение итогов.

Ребята, теперь у каждого из вас получился собственный талисман. Пусть он вас оберегает и приносит удачу!

Давайте рассмотрим ваши обереги поближе и покажем друг другу. У каждого из вас он получился индивидуальный. Все ребята успешно справились с практическим заданием. Что вы узнали нового на этом занятии? (Дети отвечают)

Понравилось ли вам занятие? (Дети отвечают)

Осталось привести в порядок рабочее место.

Уборка рабочего места

Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено. Хочу пожелать всем творческих успехов и новых открытий!

nsportal.ru