1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

7.Обозначение и состав трехзвучных аккордов. Септаккорды лада


II (VII 6) T II (VII 6) T6

В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

 

Септаккорды лада

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк. I. IV I нет
м. маж. 7-акк. V V I, VII^
б. мин. 7-акк. нет IV IV
м. мин. 7 акк. II, III, VI III V
м. 7-акк. с ум. 5 VII II II, III
ум. 7-акк. нет VIIг нет
ув. 7-акк. нет VI VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. маж. 7-акк. III, VI VI нет
м. маж. 7-акк. VII IVм, Vг
б. мин. 7-акк. нет
м. мин. 7-акк. I, IV, V IV IIм
м. 7-акк. с ум. 5 II II VI , VII
ум. 7-акк. нет VII нет
ув. 7-акк. нет IIIг IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

Похожие статьи:

poznayka.org

Септаккорды мажорного лада

Подробности Категория: Дополнительный курс

о септаккордах в джазеупражнения на тесное расположениеупражнения на смешанное расположениеупражнения на широкое расположение    септаккорд - горизонты возможностей    игра септаккордов в левой руке

 

 

Септаккорд – поочередно построенные три терции, где нижний звук – есть его основной тон. Так прописано в теории музыки классической, где самим септаккордам в произведениях отводится место на самых задворках. Если хотите знать о септаккордах все, нужно обратиться к практике музыки джазовой.

 

Септаккорды в джазе - это базис, на котором все зиждется и из которого много чего интересного проистекает. Сегодня уже можно утверждать, без септаккордов джаза нет. Применительно к фортепианному исполнительству септаккорды с одинаковым успехом применяются и в правой, и в левой руке. Аккордеонисты и баянисты более строят их, исполняя правой рукой, хотя некоторые из септаккордов можно набрать и в левой руке на готовой клавиатуре (большой мажорный, малый минорный, малый мажорный, уменьшенный), на выборной левой клавиатуре баяна (аккордеона) можно исполнять все виды септаккордов как на фортепиано, проблемы при этом возникают с интонированием и навигацией. Гитаристы играют септаккорды без каких-либо сложностей, струнники фрагментарно, духовики - соответственно, могут лишь обыгрывать их (что могут делать и все выше перечисленные инструменталисты). Септаккорд аккорд громоздкий, он порождает экспрессивный (перкуссивный) спектр звучания, что и дает основу музыки высокого градуса. При отсутствии увеличения динамического диапазона увеличение градуса звучания дает джазу целый ряд преимуществ, благодаря которым его поклонники никогда не переведутся. Структурная компактность септаккорда <внутри октавы> дает ему целый ряд преимуществ не только в возможности исполнения в основном виде, но, главным образом, в возможности исполнять все виды его обращений, которые благодаря этому свойству компактности идентифицируются человеческой психикой правильно. А это означает лишь то, что септаккордовая фактура функционально наследует все ладовые тяготения, теоретически заложенные в принципах построения классической музыки (частично эту функциональность ослабляя), но также септаккордовая фактура открывает новые возможности для взаимодействия с перкуссивными созвучиями совсем нетерцового строения внутри и вне рамок лада. Септаккордовая фактура прекрасный соединительный материал для всех более сложных с точки зрения европейской терцовой системы созвучий, к которым в первую очередь можно отнести нонаккорд. А нонаккорд уже совсем не так компактен, употребим не во всех обращениях, да и при игре джазовые музыканты исполняют его с неполным набором звуков. Без септаккорда было бы нереально вплести в джазовую фактуру нонаккорд, и более сложные аккорды (о чем здесь и стоило упомянуть).

 

Хоть сам септаккорд и не кажется нам такой уж сложной конструкцией, однако, основные сложности в фактуре джаза связаны именно с септаккордами и их обращениями. Нонаккорды и более сложные аккорды (например, с индексами 11, + 11) употребляются в рамках определенных обращений и определенных пропусков тонов (осн. тон, квинта). Септаккорды же звучны в любом расположении и во всех своих обращениях. И внешняя легкость их построения (чего там..., терцию к трезвучию пристроить) оборачивается большими сложностями, когда приходится использовать все фактурные возможности септаккорда. А он, благодаря своим акустическим свойствам, является связующим звеном с другими аккордами, более перкуссивными и менее функционально выраженными.

Пример1. (связки с квартовым аккордом, с нонаккордом, с перкуссивным интервалом, с блюзовым интервалом)

 

Если для игры квартовых аккордов, ноаккордов или септ-, нон- аккордов с секстой достаточно поставить голову, то для игры септаккордов нужно поставить руку. Мир септаккордовой фактуры на порядок разнообразнее:

1) в мелодической октавной нише помещается 5 аккордов на основе септаккорда (вместе с обращениями) и все звучат2) септаккорды обращаются и звучат в тесном, широком, смешанном расположениях с одинаковым успехом3) септаккорды звучат в любом ладу, от любой ступени как сами по себе, так и параллельном движении от одного к другому

 

И сам септаккорд и все его обращения звучат функционально определенно и перкуссивно. По поводу функциональной определенности стоит сказать отдельно. Для горячей музыки это крайне важно. В структурах сочетаний частот колебаний по вертикали и горизонтали отсутствие напряжений и разряжений (другими словами, нагнетания напряжений и спада напряжения) указывает на беспорядочный набор звуков (как дети играют на фортепиано), это юридически также подпадает под разряд творчества и тому много примеров у целого ряда авторов, но история списывает этот бред, который может осесть в учебниках, пособиях, где угодно, но только не в сердцах слушателей. Что касается септаккордов натуральных звукорядов и их обращений - они наследуют функциональность своих трезвучий. В этом кроется огромный фактурный и мелодический потенциал. Простыми словами, с септаккордом можно делать очень много чего. Как соединять септаккорды с другими аккордами джаза можно посмотреть здесь (ссылка). А на данный момент полезным будет поиграть все обращения всех септаккордов.

 

Тесное расположение (закрытая позиция)

практические упражнения на игру септаккордов

 

Септаккорды с их обращениями в тесном расположении - это в джазе самое распространенное явление. Они встречаются в партиях обеих рук, применяются как в гармонии так и в мелодии. На их основе можно встретить целые фрагменты структурных вариантов импровизаций. Септаккорды участвуют как в прозрачных местах композиций так и в насыщенных местах движения целых септаккордовых пластов, что частично также составляет основу параллелизма в джазе. И обычная мажорная гамма, гармонизованная септаккордами, на слух обладает задатками законченной джазовой пьесы. Поэтому применение септаккордов в закрытой позиции нужно довести до автоматизма: только подумал - и уже сыграл. Для этого перед игровым занятием можно регулярно буквально несколько минут проигрывать фрагменты ниже приведенных заданий. Септаккордовая техника в закрытой позиции осваивается быстро.

Играть пример сначала одной рукой, потом другой рукой, затем двумя руками по всем тонам. Для избавления от рутины первый пример рекомендуется играть один день, второй - другой день.

Следующее упражнение будет полезным, т.к. в практической игре такие фрагменты арпеджио по септаккордам имеют место встречаться. Для не пианистов играть верхнюю строчку (в скрипичном ключе). Таким же образом для избавления от рутины первый пример рекомендуется играть один день, второй пример играть другой день.

Второй вариант игры по разложенным септаккордам также будет полезен, т.к. также имеет место быть в джазовом исполнительстве. Те же два варианта для четных и нечетных дней занятий.

 

 

Начинающим рекомендуется поиграть правой рукой во всех тональностях данное упражнение, стремясь играть с опорой на первую и третью доли, и постепенно увеличивая темп в рамках отсутствия остановок и сбоев.

Для левой руки рекомендуется поиграть упражнение

 

А далее в качестве каждодневной разминки можно использовать приведенные ниже упражнения. Для тренинга предлагается простой плагальный оборот мажора I+7 - IIm7. Данный вариант в джазе применяется очень часто. Оборот с отсутствием доминанты предлагается не случайно.

Доминантовый септаккорд джаза: при плавном (без скачка) соединении субдоминантового септаккорда с доминантовым септаккордом возникают две нехорошие вещи. 1) по степени диссонантности доминантовый септаккорд менее диссонантен чем предшествующий ему субдоминантовый, 2) параллельные квинты звучат явно нехорошо. Выходы, конечно, найдены. Например, 1) использовать перед доминантой септаккорд II ступени, 2) добавить в доминантсептаккорд сексту (реже нону, чаще нону с секстой, можно пониженные), 3) применять другую фактуру. Выход этот удачный, но здесь мы выходим за рамки данного занятия. Поэтому не стоит упражняться в игре неиспользуемых на практике оборотов. Вам же нужно запомнить, что доминантсептаккорд в джазе в обычном виде редкость и не применяется в подобных случаях, а его усложненный добавленной ноной и/или секстой аналог имеет два удачных акустических варианта обращений (из них не сделать построений в виде арпеджио). Подробнее об этом можно посмотреть здесь (ссылка).

 

Поэтому играем септаккордовые обороты без доминанты

 

Блокаккорды на основе септаккордов

Блокаккорд также попадает под определение закрытой позиции в джазе. Для тренинга блокаккордов просто играйте партию правой руки с добавлением мелодического голоса октавой ниже в партию левой руки. Это совсем несложно. Все выше изложенные примеры для этого годятся.

 

 

Смешанное расположение

 

Септаккорды в смешанном расположении звучат еще объемнее и экспрессивнее. Они занимают более широкую акустическую частотную нишу, что придает им массивность. Интервальный внутренний состав таких септаккордов уже включает в себя не только терции и секунды. Также три верхних звука могут быть обращены по отношению к неизменному басу и для основного тона септаккорда, и для его обращений. Как и говорилось ранее септаккорды функционально определены в любом положении и для любого обращения, поэтому открытой позицией для данных аккордов также нужно уметь владеть с хорошей степенью совершенства.

 

В качестве самого простого из упражнений можно порекомендовать исполнение гаммы септаккордами смешанного расположения. Пример, приведенный ниже играть по тонам вверх (по четным числам календаря)

Стоит обратить внимание на тот факт, что именно в данном расположении акустически оправдан пропуск квинтового тона без условий и ссылок на контекст, что в джазе используется часто, и что позволяет облегчить бремя тяжелой септаккордовой фактуры (работает только для основного вида септаккорда).

Для нечетных чисел календаря можно порекомендовать ниже следующий пример на игру септаккордов смешанного расположения

В смешанном расположении три верхних голоса могут обращаться по отношению к одному и тому же басу. Вот так будет выглядеть первое обращение верхних голосов септаккорда (играть по тонам на четные дни недели)

Играть по нечетным датам по тонам вверх

Второе обращение трех верхних голосов теоретически возможно, но на практике используется крайне редко. Поэтому к игре оно не рекомендуется

Движение параллельных пластов из обращений септаккордов также возможно и также будет звучать, но в импровизационной практике джазовых пианистов такое встречается крайне редко, поэтому ограничимся заданиями на параллельное движение основного вида септаккорда.

 

Первые упражнения на игру параллельных септаккордовых пластов можно было играть и без нот, учитывая знаки для каждой тональности. С игрой обращений септаккорда в данной фактуре дела обстоят несколько сложнее, т.к. параллелизм голосов при этом разрушается, и теряется легкость в ориентации на клавиатуре. Поэтому все упражнения выписаны во всех тональностях с целью облегчить исполнение.

 

Играть по четным числам:

 

Играть по нечетным числам:

 

Два выше представленных упражнения проиграть, конечно, необходимо, но нужно учитывать, что такого рода фактура используется в более медленных темпах и реже в сравнении с закрытой позицией (тесным расположением). Поэтому, если упражнения на закрытую позицию нужно доводить до автоматизма, данные упражнения носят характер ознакомительный (отнеситесь к ним как к забаве). 

 

 

Примечание:

Многие аккорды встречаются в разных тональностях и звучат одинаково. Но в разных тональностях они будут иметь разные звукоряды (касается это остальных звуков, не входящих в вертикаль аккордов). Подробнее об этом смотреть здесь (ссылка)

 

Широкое расположение

 

Широкое расположение септаккорда (кварты-квинты-сексты-септимы) может потребоваться в создании интересных вариантов голосоведения. Отдавая дань правде, нужно признать, что импровизационные материалы не могут похвастаться изобилием применения септаккордов в таком расположении. Хотя, они сами и их обращения сохраняют свою благозвучность и функциональность. В силу широкой своей расположенности они звучат в сравнении с предшественниками по расположению еще более объемно. Септаккорды широкого расположения могут использоваться в параллельных пластах, а также могут встраиваться в общую широкую фактуру вертикали, но управляться с ними технически намного сложнее, т.к. для исполнителя визуальная терцовая наглядность септаккорда напрочь утрачивается. Акустически септаккорды широкого расположения имеют такой же окрас как и септаккорды закрытой позиции, но в ощущениях на слух как многотерцовые созвучие уже не позиционируется, и в этом есть доля своих плюсов. Желающие укрепиться в практике исполнения септаккордов в данном расположении могут поупражняться по предложенным ниже схемам.

 

Вопрос: где нам может понадобиться широкая септаккордовая фактура - закономерен. Если импровизировать такими аккордами как в тесном расположении будет супер громоздко по звучанию и архи сложно по исполнению, то для гармонизации мелодии вертикальными вставками (аккордовыми надстройками с участием обеих рук) данная фактура придется очень кстати. Конечно, здесь нет места резвости, зато есть много других полезных моментов, которыми не стоит пренебрегать.

 

До мажорный септаккорд с обращениями в широком расположении:

 

Для того чтобы септаккорды в данном расположении как-то отложились в мышечной памяти, следует поиграть данные ниже упражнения. Как и в упражнениях выше для игры предлагаются аккорды без септаккорда доминанты. В данном случае септаккорды тоники и двух видов субдоминанты. Доминантовый септаккорд в чистом виде с обращениями играть не предлагается (не употребимо в джазе). Возможно, цифровая запись основного основного вида септаккорда как-то улучшит понимание и поиск аккорда в широкой позиции.

 

 

С точки зрения классического четырехголосия, благозвучия, и возможностей физиологического исполнения на фортепиано можно выделить еще два положения септаккорда в широкой позиции:

И тогда на один тон в басу можно построить 4 разных септаккорда широкой позиции:

 

 

Септаккорд - горизонты фактурных возможностей

 

Насколько плотно септаккорд заполняет всю фактурную нишу, показывает ниже следующий пример гармонизации баса До, созданный в рамках исполнительских возможностей (до сверх широкого расположения)

Мы брали в учет первый вариант (бас в четырехголосии может отстоять на интервал больше октавы) фактурных вариантов, если такой интервал между тремя верхними голосами - это уже сверх-широкое расположение, его касаемся в самых крайних случаях

А теперь попробуем соединить тонический септаккорд с субдоминантовым. И посмотрим, что из этого получится. Для субдоминанты гармонизация баса Фа выглядит так

Перенесем некоторые (первые 4) септаккордов субдоминанты на октаву вверх для того, чтобы совместить все септаккорды с тонической нишей (через один рисунок выше):

Теперь запишем поставим одно под другим и посмотрим с прослушиванием, есть ли акустически благозвучные варианты их соединения в классическом (прозрачном четырехголосии)

Тоника:

Субдоминанта:

Смотрим на аккорды из двух примеров выше и подбираем те, которые совпадают без скачков в голосах (традиционные правила гармонизации). Исследуем благозвучные и неблагозвучные варианты

Благозвучные варианты:

Акустически звучит благозвучно, но с точки зрения классической теории музыки здесь возникает грубая ошибка: септима септаккорда идет вверх, а должна разрешаться нисходящим ходом на секунду.

Незвучные варианты:

Исполнение правила разрешения септимы вниз, упорно дает акустическую ошибку, обоснованную параллельными (и скрытыми) квинтами (первый такт перечеркнутого примера), и дает некрасивое звучание скачка септимы на кварту в двух нижних голосах (второй такт).

Не вижу причин следовать классическим правилам разрешения септимы в септаккорде. Если этим пренебречь, то в четырехголосии есть место септаккордам. Это говорит о большом и еще не раскрытом контрапунктическом потенциале джаза. И как следует из последнего примера, и здесь не всегда будет полная свобода.

 

Игра септаккордов в левой руке

 

Импровизционная направленность джаза требует исполнения септаккордов в одной левой руке при солирующей и не участвующей в гармони правой. В левой руке исполняются все виды септаккордов с их обращениями в тесном расположении без потери функциональности. Также исполняются септаккорды смешанного расположения в пределах децимы от основного тона и от терции (первое обращение).

 

Примеры в стадии разработки...

 

Прошлые материалы по данной теме

 

Септаккорд – поочередно построенные три терции, где нижний звук – есть его основной тон. (О напряжениях и тональных связях, а также об обертоновых рядах см. здесь). Какие бывают септаккорды и как они обозначаются см.здесь. Перенесение одного или нескольких звуков на октаву вверх (или вниз) – будет называться обращением септаккорда. В диатоническом ладу имеется семь септаккордов (от каждой ступени). Играть джазмену приходится и септаккорды и их обращения в правой и в левой руке, чаще по отдельности, реже совместно; для правой руки в тесном расположении (широкое крайне редко – можно пересчитать по пальцам), для левой и в том и в этом. Также приходится набирать септаккордовые пласты в широком и еще шире (сверх широком) расположении двумя руками (такой большой пласт, но не блокаккорд) и в блокаккордах.Раз так, начнем упражняться.

Играть в трех тональностях со знаками при ключе:

Все диатонические септаккорды поступеннозатем с обращениямизатем обращения поступенно

В правой руке (тесное расположение), в левой и тесное и широкое (если позволяет растяжка; если позволяет, но не совсем – на арпеджиато).

Затем тоже самое – в блокаккордах и в широком,а затем в сверх широком расположении – двумя руками.

  • < Назад
  • Вперёд >

karaokejazz.com

§ 78. Септаккорды лада

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов

На каких ступенях строятся

в натуральном мажоре

в гармоническом мажоре

в мелодическом мажоре

б. маж. 7-акк.

I. IV

I

нет

м. маж. 7-акк.

V

V

I, VII^

б. мин. 7-акк.

нет

IV

IV

м. мин. 7 акк.

II, III, VI

III

V

м. 7-акк. с ум. 5

VII

II

II, III

ум. 7-акк.

нет

VIIг

нет

ув. 7-акк.

нет

VI

VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов

На каких ступенях строятся

в натуральном миноре

в гармоническом миноре

в мелодическом миноре

б. маж. 7-акк.

III, VI

VI

нет

м. маж. 7-акк.

VII

IVм, Vг

б. мин. 7-акк.

нет

м. мин. 7-акк.

I, IV, V

IV

IIм

м. 7-акк. с ум. 5

II

II

VI, VII

ум. 7-акк.

нет

VII

нет

ув. 7-акк.

нет

IIIг

IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

studfiles.net

главные септаккорды | solfamusictheory

Конспекты по элементарной теории музыки. СодержаниеБазовый курс гармонии. СодержаниеСептаккорд – это четырехзвучный аккорд терцовой структуры, крайние звуки которого в элементарном виде образуют интервал септимы. Септаккорд считается диссонирующим (неблагозвучным) аккордом. Составляющие септаккорд тоны называются по интервалу, который они образуют с примой (основным тоном) септаккорда: прима, терция, квинта, септима

Звучание (фонизм) септаккорда зависит от его состава:

Септаккорды на ступенях мажора (C-dur):

Септаккорды на ступенях минора (c-moll):

Любой септаккорд имеет 3 обращения:1) квинтсекстаккорд (обозначается цифрами 65) с терцовым тоном в нижнем голосе

2) терцквартаккорд (обозначается цифрами 43) с квинтовым тоном в нижнем голосе

3) секундаккорд (обозначается цифрой 2) с септимой в нижнем голосе

 Как и трезвучия, в ладу септаккорды подразделяются на главные, наиболее часто употребляемые, и побочные. Главными септаккордами считаются II7 (септаккорд 2-й ступени), VII7 (вводный септаккорд) и  D7 (доминантсептаккорд). Остальные септаккорды (I7, III7, IV7 и VI7) называются  побочными, т.к. применяются  реже. Побочные септаккорды в учении о гармонии называют еще секвенцаккордами, т.к. их происхождение связано с диатоническими секвенциями.

Like this:

Like Loading...

solfamusictheory.wordpress.com

7.Обозначение и состав трехзвучных аккордов.

обозначение

состав

для пения

Б53

б3+м3

T53

М53

м3+б3

t53

Ум. 53

м3+м3

Ув. 53

б3+б3

Б6

м3+ч4

III-V-I (dur)

М6

б3+ч4

III-V-I (moll)

Б64

ч4+б3

V-I-III(dur)

М64

ч4+м3

V-I-III(moll)

Обозначения:

Б-мажорные аккорды вне лада

М-минорные аккорды вне лада

Ум.-уменьшенные аккорды

Ув. –увеличенные аккорды

53-трезвучие

6-секстаккорд

64-квартсекстаккорд

8.Трезвучия главных ступеней-это трезвучия, которые строятся на I,IV,V- главных ступенях лада и характеризуют лад, т.е. в мажоре они мажорные, в миноре- минорные.

T(t)53-тоническое трезвучие. Состоит из I,III,V ступеней.

S(s)53-субдоминантовое трезвучие. Состоит из IV,VI,I ступеней.

D(d) 53-доминантовое трезвучие. Состоит из V,VII,II ступеней.

9.Ступени, на которых строятся T53, S53, D53 и их обращения:

T53-I

S53-IV

D53 -V

T6-III

S6-VI

D6-VII(+)

T64-V

S64-I

D64-II

10.Уменьшенные трезвучия в ладу.

обозначение

ступень

лад

разрешение

ум.53

VII

VII+

dur (нат.)

moll (гарм.)

б3

м3

на I ступени с удвоенным основным тоном

ум.53

II

II

dur (гарм.)

moll (нат.)

м 3

б 3

на III ступени с удвоенной

III ступенью

11.Увеличенные трезвучия в ладу.

обозначение

ступень

лад

разрешение

ув.53

VI-

dur гармонический

Т64

ув.53

III

moll гармонический

t6

12.Септаккорд - это аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям.

Звуки септаккорда называются:

  • первый (нижний) - прима (основной тон)

  • второй-терция (терцовый тон)

  • третий-квинта (квинтовый тон)

13.Виды септаккорда зависят от септимы между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

14.Виды септаккорда вне лада.

названия видов

обозначения

состав

Большой увеличенный септаккорд

+7+5

Ув.53+м3

Большой мажорный септаккорд

+7

Б53+б3

Большой минорный септаккорд

m+7

М53+б3

Малый мажорный септаккорд

7

Б53+м3

Малый минорный септаккорд

m7

М53+м3

Малый уменьшенный септаккорд

Ум.53+б3

уменьшенный септаккорд

Ум.53+м3

15.Септаккорд имеет 3 обращения:

  • квинтсекстаккорд (65) - 3+3+2

  • терцквартаккорд (43) - 3+2+3

  • секундаккорд (2) - 2+3+3

16.В ладу септаккорды можно построить на всех ступенях, но наиболее употребляемые- D7,VII7,II7

17.D7 c обращениями.

обозначение

строение

ступень

лад

разрешение

D7

Б53 +м3

V

Dur (нат.)

moll(гарм.)

Неполное T53 c утроенной тоникой

D65

УМ. 53 +б2

VII(+)

Dur (нат.)

moll(гарм.)

T53 c удвоенной тоникой

D43

м3+б2+б3

II

Dur (нат.)

moll(гарм.)

T53развернутое

D2

б2+Б53

IV

Dur (нат.)

moll(гарм.)

T6 c удвоенной тоникой

18. Вводный септаккорд (VII7 ) –принадлежит к доминантовой функции.

Является резко диссонирующим и включает в себя только неустойчивые ступени. В его основе лежит Ум.53

Вводный септаккорд бывает 2-х видов: малый и уменьшенный.

19. Септаккорд второй ступени ( II7) -принадлежит к субдоминантовой функции.

20. VII7 и II7 можно разрешить двумя способами:

  • непосредственно в тоническое трезвучие или его обращения

  • в тоническое трезвучие или его обращения через D7 и его обращения.

studfiles.net

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной, она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Какие бывают вводные септаккорды?

Они бывают двух видов – малые и уменьшённые. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом, но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие.

Малый уменьшённый, или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы.

Уменьшённый вводный септаккорд, или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Взгляните на этот нотный пример:

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения, они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой — 2). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх, либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз.

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде, естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд, или VII65 – будет располагаться на II ступени. Бас терцквартаккорда седьмой ступени, VII43 – это во всех случаях IV ступень, а основанием третьего обращения – секундаккорда, VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами. Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику. При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко. Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

 

Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, — это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

Удачи вам в ваших делах!

Автор —  (админ)

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

music-education.ru

Аккорды H (Си) - Аппликатуры аккордов для гитары

H

Си мажор

Hm

Си минор

H+

Си мажор увеличенный

Hb

Си-бемоль мажор

Hbm

Си-бемоль минор

Hb+

Си-бемоль мажор увеличенный

Hmaj7

Большой мажорный септаккорд от ноты Си

Hbmaj7

Большой мажорный септаккорд от ноты Си-бемоль

Hdim

Уменьшенный аккорд от ноты Си

Hbdim

Уменьшенный аккорд от ноты Си-бемоль

Hsus4

Си мажор с квартой вместо терции

Hbsus4

Си-бемоль мажор с квартой вместо терции

H6

Мажорный секстаккорд от ноты Си

Hm6

Минорный секстаккорд от ноты Си

Hb6

Мажорный секстаккорд от ноты Си-бемоль

Hbm6

Минорный секстаккорд от ноты Си-бемоль

H7

Доминантсептаккорд (мажорный септаккорд) от ноты Си

Hm7

Минорный септаккорд от ноты Си

Hb7

Доминантсептаккорд от ноты Си-бемоль

Hbm7

Минорный септаккорд от ноты Си-бемоль

Hdim7

Уменьшенный септаккорд от ноты Си

Hbdim7

Уменьшенный септаккорд от ноты Си-бемоль

H7sus4

Мажорный септаккорд с квартой от ноты Си

Hb7sus4

Мажорный септаккорд с квартой от ноты Си-бемоль

H7/6

Мажорный септаккорд с секстой от ноты Си

Hb7/6

Мажорный септаккорд с секстой от ноты Си-бемоль

H9

Мажорный нонаккорд от ноты Си

Hm9

Минорный нонаккорд от ноты Си

Hb9

Мажорный нонаккорд от ноты Си-бемоль

Hbm9

Минорный нонаккорд от ноты Си-бемоль

Все аппликатуры аккордов

5lad.ru


Смотрите также