Как включить заднюю передачу


Как переключать скорости на машине правильно: механика и автомат

Для многих начинающих водителей – переключение передач в автомобиле представляет наиболее сложное занятие. Дело не в том, что это сложно, а в отсутствии опыта езды за рулем и ощущения работы двигателя машины.

Часто начинающие водители, решившие освоить езду на машине с механической коробкой передач, испытывают трудности с началом движения именно потому, что не могут найти правильный баланс между педалью сцепления и газа.

Также важно знать хотя бы в общих чертах, какая скорость автомобиля должна быть для переключения той или иной передачи. Об этом пойдет речь в этой статье.

Что необходимо знать о переключении скоростей?

Прежде всего, стоит отметить, что принцип переключения скоростей не одинаков для каждой из передач. Общим является то, что для включения любой из них необходимо выжать педаль сцепления, включить нужную передачу и отпустить педаль.

Начинающим автолюбителям стоит знать, что в момент перехода на другую скорость машина двигается по инерции, поэтому важно научиться переключать скорости быстро и в то же время плавно. Это необходимо для того, чтобы не затормаживать машину.

Также необходимо иметь в виду, что передачи можно переключать как последовательно – 1-2-3-4-5 и наоборот, так и через одну, например, с 1 на 3. Но на начальных этапах, когда еще не наработано достаточно опыта вождения, лучше всего придерживаться все-таки схемы последовательного перехода скоростей без их пропуска.

В какой момент требуется переключить скорость?

Опытные автомобилисты знают, что при переключении скоростей лучше всего ориентироваться не по скорости, а по частоте оборотов.

Но существует и усредненное значение скоростей, при которых следует выбрать другую скорость:

  • Первая передача служит для трогания и движения со скоростью до 20 км/час.
  • Вторая передача включается при скорости от 20 до 40 км/час.
  • Третья передача подходит для скорости от 40 до 60 км/час.
  • Четвертую передачу необходимо включить при скорости движения от 60 до 80 км/час.
  • При скорости движения, превышающей 80 км/час необходимо включать пятую передачу.

Это средние значения, которые не учитывают прочие факторы езды, способные оказывать влияние на выбор скорости.  Эта схема может быть использована для автомобилей, движущихся по ровной дороге, не осложненной какими-либо препятствиями.

Например, если дорога покрыта слоем глубокого снега, песком, или грязью, или уходит резко вверх, то переключать скорости рекомендуется позже, чем в указано в усредненной схеме.

Также для выбора передачи можно руководствоваться следующей схемой:

  • Первая передача – для трогания с места.
  • Вторая передача – для осуществления разгона.
  • Третья передача – для совершения обгона и езды в крутую гору.
  • Четвертая передача – для движения по городу.
  • Пятая передача – для езды по трассам и магистралям.

Как правильно переключить скорость?

Очень важно правильно уметь переключать скорости. Это важно и для обеспечения безопасности во время движения и для предупреждения поломок коробки передач вследствие неправильных действий водителя.

Переключение скоростей нужно производить следующим образом:

  • Резким движением необходимо нажать на педаль сцепления левой ногой, одновременно с этим снять правую ногу с педали газа.
  • Плавным, но, в то же время быстрым движением включить необходимую скорость, перед этим переведя рычаг на нейтральное положение, а потом без промедления включив скорость.
  • Отпустить сцепление плавно, но достаточно быстро полностью.
  • Прибавить газ для компенсации потерянной скорости.

Последовательность в переключении скоростей не обязательна. То есть, можно включать передачи не по порядку, а через одну. Но следует учитывать, что при пропуске передач скорость может значительно снижаться, а обороты падать.

Часто встречающиеся ошибки при переключении передач

  • Наиболее часто встречающаяся ошибка среди новичков – слишком резкое, неслаженное переключение рычага коробки передач, в результате чего машина значительно тормозит. При слишком же резком включении передачи могут повреждаться элементы коробки, что приводит к ее поломкам и требует дорогостоящего ремонта.
  • В момент начала движения начинающие водителя часто слишком быстро отпускают сцепление, в результате чего автомобиль начинает дергаться и глохнет, коробка передач со временем ломается.
  • Часто начинающие водители стараются как можно реже переключать передачи, опасаясь того, что сделают какие-то действия неверно, стараются ездить длительное время на второй передаче со скоростью до 40 км/час. Но на такой скорости лучше все-таки ездить с включением третьей передачи. Это обеспечит правильную работу двигателя. К тому же, чем чаще будут переключаться скорости, тем быстрее этот навык дойдет до автоматизма.
  • Проблема многих новичков – запоздалое включение второй передачи. Следует учитывать, что скорость 20 км/час автомобиль чаще всего набирает практически сразу после отпускания педали сцепления при трогании, и включать вторую передачу нужно сразу после начала движения.
  • Также многие начинающие водителя допускают следующую ошибку: держать постоянно ногу над педалью сцепления. Это неправильно, нога в режиме стабильного движения автомобиля должна находиться на полу с левой стороны от педали сцепления. В противном случае мышцы ног быстро устанут, к тому же существует вероятность непроизвольного включения сцепления, что может привести к его быстрой поломке. Кроме этого, правильное положение ног во время движения обеспечивает нормальное положение тела и не дает затекать спине.

Механизм переключения скоростей

При вождении важным фактором является правильное положение тела водителя. Туловище должно оставаться в таком положении, чтобы можно было дотягиваться до рычага КПП без наклона.

Важно знать, что правильное и своевременное переключение скоростей обеспечивает снижение расходования бензина на 20-25%.

Во время переключения скоростей, левую руку переносят в левый верхний сектор руля, это обеспечит возможность оперативно среагировать на экстренную ситуацию на дороге.

Если положение левой руки неправильное, то зачастую новички непроизвольно в момент переключения передач поворачивают налево, а это может закончиться аварией.

Контролировать переключение передач на начальном этапе можно при помощи тахометра, при этом частота оборотов в момент переключения должна быть от 2 до 2,5 тысяч оборотов в минуту.

В дальнейшем, когда уже будет наработан некоторый опыт в вождении, можно будет ориентироваться на работу двигателя.

Как включать заднюю передачу?

Многие начинающие водители, научившись ездить вперед и правильно переключать скорости, сталкиваются с проблемой задней езды.

Для успешного управления автомобилем этот навык необходимо тренировать, а также важно знать некоторые особенности включения и работы задней передачи. Механизм ее включения будет зависеть от типа коробки передач, которая может быть механической или автоматической.

Включение задней передачи на механической КПП

  • Ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу при высоких оборотах работы двигателя. Конструкция КПП устроена таким образом, что процесс синхронизации работы шестеренок коробки при включении задней передачи гораздо хуже, чем при движении вперед.
  • Непосредственно процесс включения скорости может отличаться на разных марках автомобилей. Для включения задней передачи на некоторых машинах необходимо вдавить рычаг вниз. Как включить заднюю скорость на конкретном автомобиле можно узнать из инструкции к нему.
  • При включении задней скорости нельзя сильно давить на рычаг, потому что это может привести к поломке КПП.
  • В момент включения задней скорости двигатель должен работать на холостом ходу. Машину устанавливают на ручной тормоз, отжимают сцепление и включают заднюю передачу.
  • Затем обязательно следует посмотреть в боковые зеркала и зеркало заднего вида на предмет наличия препятствий, затем приступают к необходимому манёвру.

Включение задней передачи на автоматической КПП

  • На автомобилях с автоматической коробкой передач чаще всего режим езды задом обозначен буквой R. Для перевода КПП в режим заднего хода необходимо просто перевести рычаг в это положение и приступить к манёвру.
  • Из-за особенностей конструкции автоматической КПП существует вероятность случайного перевода автомобиля в режим движения задним ходом в момент движения вперед. Существуют новые модели автомобилей, которые оснащены блокировкой такого переключения.

Действия в случае невозможности включения заднего хода

Если задняя передача не включается, и при этом присутствуют посторонние шумы, необходимо заглушить машину и прекратить попытки – скорее всего, сломана коробка передач.

Если никаких посторонних шумов нет, то можно попробовать включить передачу повторно. Возможно, по неопытности, произошло неполное вдавливание рычага, или неполное его отведение в нужное положение.

Вывод

Итак, процесс переключения скоростей в автомобиле не является очень сложным, но требует пристального внимания со стороны начинающего водителя, так как правильное выполнение переключения скоростей гарантирует безопасное и плавное движение автомобиля.

x

Несвоевременное переключение передач или слишком резкое отпускание педали сцепления может приводить к поломкам коробки передач.

Начинающим автолюбителям следует как можно более внимательно отнестись к процессу обучения навыку переключения передач, чтобы избежать возможных затрат на ремонт авто.

Переключение скоростей со временем приобретает автоматизм, и не будет вызывать каких-либо затруднений при езде.

Бесплатная консультация юриста

autojurist911.ru

Как правильно переключать передачи на механике во время движения

Приветствую читателей моего блога! Помните свои первые поездки за рулем автомобиля? Может рядом сидел отец, а может быть инструктор автошколы. Одна из самых больших сложностей, с которыми приходится столкнуться начинающему водителю — это переключение скоростей. Ведь в это время нужно еще не терять контакт с дорогой и окружающей обстановкой. Тронуть машину с места для многих становится трудно разрешаемой задачей. Как правильно переключать передачи на механике во время движения — это то, о чем я хочу поговорить с Вами на страницах сегодняшнего обзора.

   О механике и автоматах

Несмотря на то, что автоматические коробки передач перестали быть диковинкой для наших сограждан, традиционная механика по-прежнему популярна и распространена. Чтобы не пришлось тратиться на новую коробку передач, важно понять основные правила и приемы плавного переключения скоростей.

Механика предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего момента, которое вырабатывает двигатель. Ручная коробка, которую принято называть механической, обычно включает в себя от 4 до 6 различных передач, но чаще всего на современных автомобилях их 5. Это не считая задней скорости, которая еще называется реверсом. Именно сцепление является связующим элементом между двигателем и коробкой. В зацеплении с коленчатым валом, который постоянно вращается, находится первичный вал КПП. Именно сцепление позволяет без рывков разъединять эти узлы и соединять снова.

   Скоростные диапазоны движения

Начнем по порядку. Самым первым правилом, которое Вы должны запомнить: при переходе на другую передачу обязательно сначала идет выжим сцепления. Педаль отпускается уже после того, как включена нужная скорость. Новичкам трудно бывает сориентироваться, и во время переключения они теряют контроль за транспортным средством.

Для того, чтобы вовремя менять передачи, сделать движение автомобиля более динамичным и экономичным, была разработана шкала так называемого скоростного диапазона. Итак существует следующая градация, которая подсказывает, когда и на какой скорости мы переводим рычаг КПП в следующее положение.

На фото приведены значения для наиболее интенсивного разгона. Для размеренного движения значения приведены ниже (это ориентировочные значения, конкретные цифры зависят от передаточного числа трансмиссии Вашего автомобиля):

  • 1-я передача, режим движения от 0 до 20 км/час;
  • 2-я, 20–40 км/час;
  • 3-я, 40–60 км/час;
  • 4-я, 60–80 км/час;
  • 5-я, свыше 80 км/час.

Однако указанные скоростные ограничения применимы к автомобилям без транспортируемых грузов и при движении на дорогах с обычным дорожным покрытием. Если Вы движетесь по бездорожью или автомобиль дополнительно нагружен, то переключать скорости нужно немного позднее, давая машине возможность хорошего разгона. Особенно это касается ситуаций, когда приходиться взбираться на крутой подъем.

   Основные ошибки новичков — чего следует избегать

Есть и другие рекомендации, позволяющие понять, для чего предназначена та или иная передача в механической КПП. Первая необходима нам для того, чтобы машина тронулась с места, вторая для разгона, третья скорость для совершения обгонов. Четвертая и пятая используются соответственно для передвижений по городским дорогам и загородным автомагистралям.

У начинающих водителей встречаются одни и те же типичные ошибки. Они не могут понять на слух, что пришло время сменить передачу. Из-за этого мотор работает на чересчур высоких оборотах, автомобиль теряет скорость, утрачивается контроль за движением. Нередко новички не могут тронуться с места, из-за того, что слишком резко бросают педаль сцепления. Как следствие, машина дергается, глохнет. Это приводит к ускоренном износу некоторых узлов трансмиссии и сцепления. Начинающие нередко запаздывают с включением второй скорости. Они трогают автомобиль с места, а потом разгоняют его, вынуждая мотор надсадно реветь. В то же время, достаточно быстро можно перейти с 1-й передачи на 2-ю практически сразу после трогания.

Опытные инструкторы всегда учат новичков убирать ногу с педали сцепления сразу после того, как педаль отпускается. Во-первых, в этом случае сцепление быстрее изнашивается. Во-вторых, нога устает намного больше. В то же время, положение ноги на полу дает водителю дополнительную точку опоры и не так нагружает позвоночник. Начинающие зачастую грешат тем, что при смене режимов движения левая рука непроизвольно поворачивает руль, особенно, если находится в неправильной его части.

   Как переключаться и слушать двигатель

Итак, как же правильно переключать передачи. Алгоритм выполнения сводится к следующим действиям. Важно лишь правильно понять и запомнить их последовательность:

  1. Резким движением ноги выжимаем до конца педаль сцепления. Газ при этом отпускаем.
  2. Быстро на плавно переводим рычаг нашей МКПП в необходимую позицию, обязательно через нейтральное положение.
  3. Плавно убираем ногу с педали сцепления, а газ наоборот прибавляем, чтобы компенсировать потерю скорости транспортным средством.
  4. Еще больше добавляем газ и увеличиваем скорость движения.

Важно уметь слушать свою коробку передач и обороты двигателя. На первых порах на помощь придет тахометр с его показаниями. Для бензиновых моторов нормальными являются обороты в районе 2000–3000 об/минуту. Если это значение больше, значит пришла пора включить следующую скорость. Для дизельных силовых агрегатов тот же показатель несколько ниже — порядка 1500–2500 оборотов. Со временем Вы приобретете навык определять этот момент на слух.

Чтобы научиться своевременно включать нужные скорости, друзья, требуется практика и еще раз практика. Надеюсь, что Вам также помогут приведенные здесь рекомендации бывалых автомобилистов. Читайте мой блог в ближайшие дни — будут публиковаться новые полезные и интересные материалы. На сегодня прощаюсь!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Место для контестной рекламы

Автор:Андрей

avto-kul.ru

Как правильно переключать передачи на механике: видео с коробкой

Несмотря на все возрастающую популярность автомобилей с автоматической коробкой передач, механика остается любимой многими водителями. Управление машиной с механической трансмиссией — это основа мастерства водителя.

Поэтому, даже если Вы планируете приобрести машину с автоматом или вариатором, навыки управления механикой окажутся далеко не лишними. Освоить эту науку не так сложно как кажется.

Как переключать передачи на механике?

При управлении автомобилем с механикой водитель переключает скорости самостоятельно. Коробки передач имеют как правило 4 или 5 скоростей, а также заднюю скорость. Во время езды водитель не должен смотреть на коробку передач при смене скоростей, его действия должны быть автоматическими.

Поэтому полезным будет изучить расположение скоростей при выключенном двигателе.

Переключение передач осуществляется одновременно с нажатием педали сцепления. Педаль должна быть нажата до конца.

Особое внимание следует уделить технике нажатия педали сцепления: все действия должны быть плавными и синхронными. Если педаль сцепления резко бросить, автомобиль может заглохнуть или начать дергаться.

Чтобы начать движение на автомобиле с механикой, выполните следующие действия:

  • заведите двигатель, удерживая ногу на педали тормоза. Коробка передач должна находиться в нейтральном положении
  • включите первую передачу, одновременно нажав педаль сцепления
  • плавно без рывков отпускайте педаль сцепления, одновременно нажимая газ
  • продолжайте увеличивать скорость движения с помощью педали газа, полностью отпустив сцепление.

Помните, что если Вам нужно тронуться в гору, лучше сделать это с помощью стояночного тормоза. Отпускайте рычаг непосредственно перед началом движения. Таким образом Вы предотвратите откатывание автомобиля назад.

Переключать передачи необходимо плавно, без резких движений.

Чем быстрее увеличивается скорость движения, тем более активно нужно переходить на более высокие передачи.  Когда Вы достигнете совершенства в этой технике и добьетесь плавности хода при езде, момент переключения скоростей станет совершенно незаметным для Ваших пассажиров.

Переключать повышающие передачи необходимо последовательно.

Перескакивать через передачу не запрещено, однако злоупотребление таким маневром может привести к нарушениям в работе трансмиссии. Если же Вы снижаете скорость, то выбрать необходимую передачу можно исходя из условий и интенсивности снижения скорости.

Перескакивание через передачу в таком случае не скажется отрицательно на работе двигателя.

Переключение передач на ходу

Опытный водитель не задумается о переключении скоростей. Для того, чтобы добиться в этом автоматизма, понадобится немного практики.

Чтобы своевременно переключить передачу, ориентируйтесь на скорость движения автомобиля и количество оборотов.

Для каждого авто оптимальный момент смены скоростей индивидуален и зависит от настроек трансмиссии, мощности автомобиля и других технических характеристик.

Общим ориентиром для переключения скорости является момент достижения двигателем оборотов со значением 3000 — 4000.

Что касается скоростного режима. Какие существуют следующие примерные ориентиры?

  • от 0 до 20 км/ч — первая передача;
  • от 20 до 40 км/ч — вторая;
  • от 40 до 60 км/ч — третья;
  • от 60 до 90 км/ч — четвертая;
  • свыше 90 км/ч — пятая передача.

Для переключения передачи во время движения автомобиля необходимо:

  • выжать сцепление, отпустив при этом педаль газа
  • при полностью выжатом сцеплении переключить рычаг коробки передач в нужное положение
  • плавно отпустить сцепление, продолжая увеличивать скорость автомобиля с помощью педали газа.

Переключения при обгонах

При передвижении по трассе водитель как правило выбирает передачу, позволяющую поддерживать оптимальную скорость движения при минимальном расходе топлива. Обычно это пятая или четвертая передача.

Если возникает необходимость совершить обгон, прежде всего необходимо убедиться в безопасности маневра и отсутствии запрещающих знаков.

Последовательность действий при обгоне следующая:

  • необходимо приблизится к автомобилю, едущему впереди, и уравнять скорость передвижения, соблюдая, конечно, при этом безопасную дистанцию;
  • убедиться в том, что встречная полоса свободна;
  • включить более низкую передачу. Например, если Вы ехали на пятой передаче, включите четвертую;
  • быстро и аккуратно совершить обгон.

Распространенной ошибкой при обгоне является попытка совершить его без переключения передачи на более динамичную.

В этом случае при появлении встречного автомобиля или увеличении скорости попутного резко набрать скорость будет очень сложно. Обгонять таким образом можно только если встречная полоса свободна на достаточно внушительном расстоянии.

Переключения передач при торможении двигателем

Многие опытные водители практикуют правильное осуществление торможения автомобиля с помощью понижающей передачи, который называют по другому: «дауншифтинг».

Этот навык может пригодиться в холодное время года во избежание заноса автомобиля при торможении в условиях гололедицы.

x

В этом случае необходимо убрать ногу с педали газа, дождаться небольшого снижения оборотов двигателя, выжать педаль сцепления и переключиться на более низкую передачу. Затем постепенно отпустите сцепление и продолжайте движение на более низкой скорости.

Основной сложностью при таком маневре является выявление момента переключения передачи. Особенно затруднительно это в экстремальных ситуациях.

Парковка

При парковке автомобиля необходимо действовать максимально аккуратно и внимательно.

Осуществлять заезд на выбранное место необходимо на наиболее низкой передаче, держа ногу на педали сцепления, чтобы в случае опасного приближения к препятствию или другому автомобилю успеть затормозить.

В экстренной ситуации можно резко нажать тормоз без предварительного нажатия педали сцепления. Это приведет к тому, что машина заглохнет, однако поможет ее резко остановить.

После полной остановки автомобиля заглушите двигатель и включите первую передачу, выжав сцепление. Это предотвратит скатывание машины.

Не лишним будет и поднять рычаг стояночного тормоза. Многие водители, паркуясь на наклонных участках, для обеспечения большей безопасности выкручивают колеса в сторону противоположную углу наклона.

Знакомство с коробкой передач

Для того, чтобы быстрее освоить управление механической коробкой передач, полезным будет разбираться в ее внутреннем устройстве.

Конечно, знать все технические тонкости не обязательно, но понимание общих принципов ее работы будет очень кстати.

Движение автомобиля осуществляется за счет передачи вращения вала двигателя на оси колес. Эта передача как раз и осуществляется системой шестерней механической трансмиссии. У разных автомобилей диаметр передающих шестерней отличается, различными могут быть количество зубьев и передаточное число.

Машина может двигаться с разной скоростью при одинаковой работе вала двигателя.

Таким образом коробка передач регулирует режим работы двигателя в зависимости от количества оборотов и скорости.

Поскольку вал трансмиссии находится в постоянном движении для переключения скорости и необходимо сцепление. Нажатие педали сцепления приводит к разъему шестерней, которые затем начинают работать в новом положении.

Исправная коробка передач должна переключать скорости легко с минимальным усилием, без затруднений и посторонних звуков.

Преимущество механики состоит также и в более низком расходе топлива по сравнению с автоматом. Механическая коробка передач при правильной эксплуатации более безопасна в зимнее время года.

Ошибки новичков при работе с механической коробкой

Основной сложностью для начинающих водителей является достижение автоматизма и синхронности при переключении передачи и нажатии педали сцепления. Даже самый быстрый взгляд на коробку или под ноги может спровоцировать аварийную ситуацию.

Поэтому совершенствовать свои навыки управления механикой необходимо на специально предназначенных для этого автодромах.

Частой ошибкой является резкое отпускание сцепления. Машина может при этом заглохнуть, а систематическое повторение такой ошибки может привести к преждевременному износу двигателя.

Еще одной ошибкой новичков является незнание когда нужно переключать скорости. Чтобы не ошибиться, ориентируйтесь на показания тахометра и спидометра, а также прислушивайтесь к звуку двигателя.

Не следует злоупотреблять нажатием педали сцепления без необходимости, так как это может привести к износу сцепления. Так, на светофоре лучше включать нейтральную передачу.

Соблюдайте осторожность при использовании задней передачи. Помните, что ее нельзя включать до момента полной остановки автомобиля. Будьте аккуратны при движении задним ходом. При резком нажатии на педаль газа Вы можете очень быстро разогнаться.

Необходимо также избавиться от страха перед вождением, не забывая, конечно, о разумной осторожности.

x

Если Вы чувствуете себя недостаточно уверенно, практикуйтесь на специальных площадках для обучения вождению либо в городе в часы наименьшей активности на дорогах.

Контроль правильного движения по тахометру

Тахометр — это прибор учета, показывающий количество оборотов двигателя. Учитывать показания тахометра необходимо при переключении передач. Оптимальным значением для смены скорости является показатель в 3000 оборотов. Однако на разных автомобилях он может отличаться.

Не допускайте достижения стрелки тахометра красной черты, которая обозначает наиболее высокий показатель оборотов двигателя. Следите также и за тем, чтобы стрелка прибора опускалась слишком низко. В таком случае необходимо включить более низкую передачу.

Учитывая эти несложные правила и овладев искусством управления механической коробкой передач, Вы сможете испытать удовольствие от вождения автомобиля, почувствовать его динамику и мощность.

В условиях плотного городского движения механическая трансмиссия может повлечь некоторый дискомфорт, однако этот недостаток компенсируется возможностью полного контроля над динамикой автомобиля, надежностью, экономичностью и более дешевым сервисным обслуживанием по сравнению с автоматом.

Бесплатная консультация юриста

autojurist911.ru

Что будет если… при движении вперед включить заднюю передачу - Техобслуживание и ремонт - Каталог статей

 Сегодня обсудим – что будет, если кто-либо попробует провести такой опасный эксперимент.

Двигатель вращает колеса через ряд промежуточных звеньев: сцепление, трансмиссию, дифференциал и т.д. С помощью трансмиссии обеспечивается работа двигателя в оптимальных оборотах при разных скоростях движения, а сцепление позволяет отсоединить двигатель от трансмиссии в момент переключения передач.

Приведем пример классической компоновки:

После включения задней передачи, ведущий вал будет вращаться в обратную сторону.

Механическая и автоматическая трансмиссия имеют значительные конструктивные отличия, поэтому совершенно ясно, что, если при движении вперед включить заднюю передачу, - они будут вести себя по-разному.

Автомобиль с механической трансмиссией

Конструкций трансмиссий великое множество, тем не менее, принцип работы можно проиллюстрировать на примере трехвальной коробки передач:

От двигателя (через сцепление) крутящий момент передается на промежуточный вал, на котором находится ряд жестко закрепленных шестерен. И уже с промежуточного вала крутящий момент передается к дифференциалу - на колеса.

Шестерни на пазовом вале, ведущем к дифференциалу, покоятся на подшипниках и свободно (при чем с разными скоростями) вращаются вокруг него.

Иными словами, при заведенном двигателе и нейтральном положении рукоятки КПП - вращаются вал, ведущий от двигателя, промежуточный вал, а также все шестерни. При этом пазовый вал и муфта не вращаются, и крутящий момент на колеса не передается.

Роль муфты заключается в том, чтобы жестко соединить одну из шестерен с пазовым валом (муфта может передвигаться вдоль вала) и начать передачу крутящего момента:

В зависимости от того, какую передачу выбрал водитель, муфта «выбирает» ту или иную шестерню.

Схема 5-ступенчатой механической коробки передач и задним ходом выглядит следующим образом:

При переключении передач задействуется та или иная муфта, которая, в свою очередь, подключает одну из доступных ей шестерен.

Задняя же передача реализуется с помощью промежуточной направляющей шестерни, которая вынуждает соответствующую ей шестерню на пазовом вале вращаться в обратную сторону.

В момент переключения передач шлицы муфты покидают пазы на боковой части одной из шестерен, а затем муфта входит в контакт с другой шестерней.

Для того чтобы была возможность отсоединить, а затем соединить муфту с шестерней, крутящий момент от двигателя прерывается - выжимается сцепление.

Напомню, что скорость вращения шестерен на пазовом вале - различна. Поэтому для того, чтобы при движении снизить нагрузки на элементы трансмиссии (а также сделать более комфортным управление автомобилем) - придумали синхронизаторы, которые уравнивают скорость вращения муфты и шестерни еще до их зацепления шлицами.

Итак, что же получается? А вот что: при переключении передач скорость вращения муфты (которая равна скорости вращения ведомого вала) с помощью синхронизаторов синхронизируется со скоростью вращения шестерни. Более того, так как шестерня заднего хода все время вращается в сторону, противоположную вращению шестерням передач и вращению муфты - шлицы муфты не смогут войти в зацепление с шестерней заднего хода.

Оба описанных фактора и не позволят включить заднюю передачу при движении вперед - шум обеспечен, но муфта не зацепится, и даже рычаг коробки передач перевести в положение заднего хода физически не удастся.

Но здесь есть еще один важный момент: настойчивыми попытками включить на ходу заднюю передачу можно повредить синхронизатор, муфту или шестерню - они будут работать при повышенных нагрузках (хотя и безрезультатно).

Для полноты картины стоит сказать, что да, конечно, - в начале, и даже середине прошлого века у легковых авто были коробки передач и без синхронизаторов. Но положения это не меняет - заднюю передачу на ходу включить все равно не получится, а вот вероятность повредить коробку передач - многократно возрастет.

Автомобиль с «автоматом»

В авто с автоматической коробкой передач роль сцепления выполняет гидротрансформатор (суть его в том, что крутящий момент от двигателя передается трансмиссии не посредством механического соединения, а с помощью вязкой жидкости).

Важное свойство автоматической коробки передач заключается в том, что для образования различных передаточных чисел задействован один набор шестерней, в то время как у МКПП используются разные наборы.

Реализуется это с помощью планетарной передачи, у которой передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей друг относительно друга.

Планетарная передача представляет собой систему, состоящую из нескольких шестерен - сателлитов, вращающихся вокруг центральной шестерни:

 Неподвижный

 Ведущий

 Ведомый

 Передача

Корона

Солнце

Водило

 Понижающая

Водило

Солнце

 Повышающая

Солнце

Корона

Водило

 Понижающая

Водило

Корона

 Повышающая

Водило

Солнце

Корона

 Реверс, понижающая

Корона

Солнце

 Реверс, повышающая

Переключение передач (фиксация того или иного элемента) осуществляется гидравлической или электронной системой управления.

В обоих случаях на выходном валу АКПП располагается датчик скорости, который в гидравлической системе формируется давление, пропорциональное скорости автомобиля, в электрической - напряжение.

В зависимости от скорости движения авто и загруженности двигателя определяются моменты переключения передач. Кроме того, в выборе передачи участвует клапан выбора диапазона, соединенный с рычагом АКПП и, в зависимости от его положения, запрещающий включение определенных передач.

Иными словами, в АКПП передачами управляет в первую очередь автоматика, считывающая данные с двигателя и вала АКПП. И она не включит заднюю передачу при движении вперед вне зависимости от положения рычага коробки передач. Максимум, что может произойти - коробка передач перейдет в режим «нейтраль».

Для еще большей надежности, многие современные авто имеют устройство, не позволяющие переместить рычаг селектора АКПП если не выжата педаль тормоза.

Вывод

  • На автомобиле с механической коробкой передач (также как и на роботизированной МКПП) включить заднюю передачу при движении вперед не удастся - не хватит сил. А настойчивые попытки это сделать могут привести к необходимости перебирать КПП.
  • На автомобиле с автоматической коробкой передач (также как и на вариаторе) это же действо не удастся по той причине, что датчики информируют «мозг» АКПП о направлении и скорости движения, в соответствии с чем и выбирается передача. И пока целы датчики - ни что не заставит «автомат» включить заднюю передачу при движении вперед (а если датчики неисправны - автомобиль не тронется с места).

Итак, вопрос: «что будет если... при движении вперед включить заднюю передачу?» Ответ: не будет ни-че-го!

http://autoportal.ua/articles/chtobudetesli/21038.html

jeep.moy.su