Предохранители на


Виды предохранителей

Плавкий предохранитель – первое устройство, примененное в электрических цепях для защиты от замыканий и перегрузок. Возникновение этих аварийных режимов работы неизбежно. Какой бы новой и качественной не была электроустановка, всегда сохраняется шанс на повреждение ее изоляции и подключение избыточной мощности к сетям питания.

Предохранитель является одноразовым компонентом. После срабатывания либо он сам, либо его плавкая вставка подлежат утилизации и замене новыми. Этих недостатков лишены автоматические выключатели, отключающие аварийные режимы работы сети снова и снова, без разрушения и выхода из строя. Но предохранители применяются в электроустановках до сих пор.

Ассортимент предохранителей

Этому способствуют его достоинства:

  • простая конструкция, дешевая в изготовлении;
  • удобство эксплуатации;
  • выход из строя предохранителя невозможен – в нем просто нечему ломаться. Поэтому отказов в их работе не бывает, что повышает надежность работы защиты.

Устройство предохранителя

Предохранитель любой конструкции состоит из трех частей: корпуса, контактной части и плавкого элемента.

Плавкий элемент представляет собой проводник из легкоплавкого материала. При прохождении тока через предохранитель на плавком элементе, обладающем электрическим сопротивлением, выделяется электрическая мощность в виде тепла. Если ток ниже номинального, то тепла недостаточно для расплавления металла, из которого изготовлена вставка.

При превышении током порога срабатывания происходит расплавление вставки, сопровождающееся разрывом цепи. Разрыв происходит тем быстрее, чем больший ток проходит через предохранитель. Для каждого из них заводы-производители приводят время-токовую характеристику, по которой можно определить, за какое время произойдет отключение аварийного режима с заданной кратностью превышения номинального тока. Эта информация используется проектировщиками для расчета работы защит с применением предохранителей.

Устройство стеклянного предохранителя

Корпус предохранителя служит не только для механической связи его элементов между собой. При перегорании плавкой вставки неизбежно возникает электрическая дуга. Задача корпуса предохранителя – не допустить ее распространение и погасить как можно скорее.

Назначение контактной системы – обеспечить надежное разъемное соединение защитного устройства с токопроводами электроустановки. Площадь контакта должна быть максимально возможной, чтобы снизить переходное сопротивление и исключить нагрев соединения. Для контактных систем предохранителей используются латунь и медь с анодированным покрытием.

Гашение дуги в корпусах предохранителей

Простейшие модели не содержат внутри ничего, кроме воздуха. Но и рассчитаны они на небольшие токи, отключение которых не сопровождается образованием дуги с опасными для электрооборудования характеристиками. При расплавлении вставки она гаснет самостоятельно.

С повышением тока, отключаемого предохранителем, возникает необходимость принудительного гашения дуги внутри корпуса. Иначе она не погаснет, продолжая подпитывать короткое замыкание. Аварийная цепь не будет отключена: дуга, расплавив контактную систему, распылит частицы металла по поверхности корпуса, образовав контактный мостик. По нему продолжит протекать ток короткого замыкания, пока не сработает вышестоящая защита, либо окончательно не расплавятся токопроводы. В лучшем случае время отключения аварийного режима работы затянется в разы.

Чем больше время отключения короткого замыкания, тем больше вреда оно принесет. Поэтому гашению дуги внутри предохранителя уделяют особое внимание.

Первым методом, позволяющим сократить время отключения короткого замыкания, было изготовление центральной части полого корпуса предохранителя из фибры. Это слоистый материал, состоящий из картона, спрессованного с целлюлозной массой, предварительно пропитанной хлористым цинком. Изделия из фибры стойки к воздействиям бензина, спирта, керосина, ацетона, а также обладают изоляционными свойствами.

Фибровые предохранители

Но главное достоинство деталей из фибры, обусловившее ее распространение в электротехнике – при воздействии пламени дуги она выделяет смесь газов, блокирующих процесс ее горения. Газы, смешиваясь с ионизированной плазмой дуги, затрудняют движение заряженных частиц в ней. Сопротивление токопроводящего канала резко возрастает, дуга гаснет. Такие предохранители называют газогенерирующими, а кроме фибры для их изготовления используется еще и винипласт.

Устройство фибрового предохранителя

Следующим способом, применяемым для ускорения работы предохранителя, является заполнение корпуса кварцевым песком. Температура плавления кварца – около 1700 градусов, к тому же он – отличный диэлектрик. При перегорании плавкой вставки дуга, увеличиваясь в объеме, распространяется между песчинками. Ей приходится их обходить по замысловатой и сложной траектории, в результате длина ее увеличивается. Дополнительно происходит отбор тепла дуги материалом наполнителя, что способствует деионизации канала и скорейшему погасанию разряда.

Кварцевые предохранители

Кварцевые предохранители получили наибольшее распространение в электроустановках и применяются до сих пор. Газогенерирующие предохранители распространены меньше и встречаются только в устаревших распределительных устройствах.

Высоковольтные предохранители

Применение предохранителей для защиты электроустановок высокого напряжения значительно упрощает и удешевляет их конструкцию. Альтернативой этому является устройство полноценной релейной защиты. А для ее работы требуются датчики: трансформаторы тока и трансформаторы напряжения. Их задача – снизить измеряемые величины до безопасных значений, с которыми могут работать реле и микропроцессорные терминалы. Все это в совокупности оказывается на порядки дороже, чем установка предохранителей.

Но к быстродействию предохранителей в электроустановках выше 1000 В предъявляются еще более жесткие требования. Для скорейшего отключения их плавкую вставку прикрепляют к пружине, соединенной с одним из контактных выводов. Корпус заполняется кварцевым песком.

При перегорании вставки пружина освобождается и резко сокращается. За счет этого длина участка горения дуги быстро увеличивается. Гашение происходит быстрее.

Высоковольтные предохранители

Дополнительным и обязательным для высоковольтных предохранителей устройством является узел контроля исправности. Чтобы безопасно проверить низковольтный предохранитель, можно воспользоваться индикатором, указателем напряжения или тестером. При необходимости можно отключить рубильник и измерить сопротивление между контактами защитного устройства.

Но проверить исправность высоковольтного предохранителя так не получится. Приближаться к нему нельзя. Использование указателей напряжения не дает достоверных результатов. Если плавкими вставками защищен силовой трансформатор, указатель покажет за перегоревшим предохранителем напряжение, наведенное на потерявшей питание обмотке с обмоток других фаз. При проверке исправности вставок на кабельной линии указатель засветится от остаточного заряда, сохраняющегося из-за большой емкости кабеля.

Для индикации срабатывания защиты из корпуса предохранителя выскакивает индикатор, хорошо видимый на расстоянии, безопасном для осмотра. На низковольтных предохранителях для удобства обслуживания тоже применяются индикаторные устройства, сигнализирующие о перегорании плавкой вставки.

Другой проблемой, существующей при использовании предохранителей в сетях выше 1000 В, является возникновение неполнофазного режима из-за перегорании вставки в одной фазе. Оставшиеся в работе на двух фазах силовые трансформаторы выдают на низковольтной обмотке несимметричное напряжение, грозящее вывести из строя электроприборы потребителей.

Устройство высоковольтного предохранителя

Если проблема актуальна, при перегорании одной вставки отключают питание полностью. Для этого используют специальные предохранители с бойками на одном из его торцов. Боек подпружинен и освобождается одновременно с перегоранием плавкой вставки. В паре с такими устройствами применяются выключатели нагрузки, имеющие отключающие планки. Во включенном положении контактная система выключателя удерживается защелкой. При ударе бойка по отключающей планке защелка выбивается. Система отключающих пружин выключателя отбрасывает его контактную систему в отключенное положение. По выскочившему из корпусу бойку определяют фазу, из-за замыкания в которой произошло отключение.

Полупроводниковые предохранителя

Развитие силовой полупроводниковой техники обозначило еще одну проблему. Ни одно механическое защитное устройство, включая плавкие предохранители, не способно своевременно отключить аварийный режим работы устройств, содержащих мощные диоды или транзисторы. Перегрузка этих приборов возможна лишь ограниченное время – десятки миллисекунд. При превышении этого времени прибор разрушается.

Полупроводниковый предохранитель

Чтобы свести к минимуму повреждения электроники в частотных преобразователях, инверторах или устройствах плавного пуска применяют полупроводниковые предохранители. Их p-n-переход перегорает быстрее, чем любая плавкая вставка. Но есть у них особенность – срабатывая, полупроводниковый предохранитель не дает полной гарантии разъединения цепи. Ток через нее прекращается, но не полностью: перегоревший полупроводниковый предохранитель имеет некоторое сопротивление. Поэтому для безопасной эксплуатации перед ним устанавливают еще один коммутационный элемент – автоматический выключатель. Они осуществляет резервирование полупроводниковой защиты, а также используется для гарантированного снятия напряжения с устройства для проверки исправности или замены предохранителей.

Самовосстанавливающиеся предохранители

В некоторых случаях после перегрузки цепи ее можно без вреда включить обратно через некоторое время. Это актуально в микропроцессорной и микроконтроллерной технике. Для защиты таких цепей используют предохранители с самовосстановлением.

Самовосстанавливающийся предохранитель

В состав этих устройств входит полимерная масса, смешанная с углеродом. Углерод обеспечивает требуемую проводимость, но само устройство в целом имеет сопротивление проходящему через него току. При превышении этим током установленного порога состав токопроводящей смеси нагревается, полимер переходит в аморфное состояние, увеличиваясь в размерах. Связь частиц углерода между собой разрывается, ток через предохранитель прекращается.

После остывания полимера токопроводящий состав приходит в первоначальную форму. Контакт восстанавливается, устройство вновь готово к работе.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

electric-tolk.ru

Что такое предохранитель и для чего он нужен?

Каждый современный автомобиль прямо таки нашпигован самой различной электроникой. И ее работа не всегда отличается стабильностью, ведь эксплуатируем мы свое авто в самых разных условиях и под самыми разными нагрузками. Но для того, чтобы эта сложная система в какой-то один прекрасный момент не перегорела и не пришлось производить замену всей автомобильной электроники, на каждом авто установлены предохранители. К большому сожалению, далеко не все водители способны полноценно оценить значение этого элемента и не все понимают, что делать, если автомобильный предохранитель перегорел.

Сегодняшняя статье будет полностью посвящена именно таким автовладельцам. При чем, наше цель заключается не только в том, чтобы подковать Вас теоретически, но и научить практическим умениям замены автомобильного предохранителя.

1. Автомобильные предохранители: что это такое и для чего оно нужно?

Как Вы уже могли понять из короткого вступления, самая главная и, по сути, единственная задача автомобильного предохранителя – это защита цепи электрических соединений в автомобиле от коротких замыканий. Как же осуществляется подобная функция? Все очень просто, стоит только вспомнить школьные уроки физики. Когда в течении относительно продолжительного времени показатели напряжения (или же электрического тока) превышают заданное разработчиками значение, это устройство разрушает один или несколько своих элементов. Это и приводит к тому, что цепь размыкается, и короткое замыкание не происходит.

То есть, вместо того, чтобы перегорела вся электроника автомобиля, перегорает лишь предохранитель, который можно просто заменить. Однако, чтобы от автомобильных предохранителей действительно был толк, их необходимо правильно подбирать. В частности, делать это необходимо опираясь на конкретный, достаточно важные, значения:

1. Номинальное напряжение предохранителя, который Вы собираетесь приобрести. Одно должно быть не меньше, нежели номинальное значение напряжение электросети автомобиля.

2. Номинальный ток устройства также не должен находиться ниже уровня, установленного на автомобиле.

3. Номинальный показатель тока отключения не должен находиться на уровне, который был бы ниже периодической составляющей ожидающего тока короткого замыкания.

4. При установке автомобильного предохранителя в электрическую цепь двигателя, обязательно необходимо проверить его по пусковому току двигателя. При нормальном пуске автомобильные предохранители не должны перегорать, или же можем сделать вывод о том, что они были неправильно подобраны (нельзя исключать и наличие заводского брака).

5. Если включено несколько предохранителей, то они обязательно должны пройти проверку на селективность (то есть, в случае короткого замыкания сгореть должен тот предохранитель, который находился к нему ближе всего; остальные предохранители могут остаться невредимыми).

6. Обязательным является правило, что тот автомобильный предохранитель, который располагается в первичной цепи силового трансформатора, обязательно должен обладать ресурсом, чтобы выдержать кратный 10-ти номинальный первичный ток на протяжении 0,1секунды.

7. Времятоковые характеристики предохранителя и нагрузки на него не должны совпадать. Первая обязательно должна быть ниже второй.

Что нужно знать, чтобы выбрать правильный предохранитель для своего автомобиля? Так как же выбрать предохранитель, а вернее, как понимать обозначенные на нем цифры? Для этого, нас сначала необходимо рассчитать такой показатель, как необходимый предел срабатывания. Делается это по формуле, которую мы приводим сразу же:

Inom=Wmax/U

Понятно, что от одного взгляда на формулу Вам понятно не все, так давайте же разберемся в значении указанных в ней символов:

Inom – это номинальный ток, при котором должен срабатывать предохранитель во избежание короткого замыкания по всей цепи, измеряется в амперах (А).

Wmax – максимальная мощность нагрузки, измеряемая с запасом в 20%.Единица измерения – ват (Вт).

U – напряжение в электрической сети автомобиля, измеряется в вольтах (В).

Таким образом, получив в результате значение, Вы будете использовать его для выбора нужного Вам предохранителя. Для этого Вам предоставляется весь номинальный ряд этих устройств, ближайший ток срабатывания которых немного превышает полученное Вами по формуле значение.

Разновидности предохранителей и их классификация

На сегодняшний день на автомобилях разных марок можно встретить разные типы и виды предохранителей. Да и на одно и то же самое авто можно подбирать разные виды, главное, чтобы их значения совпадали. Но наиболее часто встречается плоский штекерный предохранитель, или ножевой. Но кроме разных видов, предохранители также могут быть представлены в разных размерах. Так, те самые ножевые могут иметь размер mini, мedium, maxi. А номинал их начинается от 1А и продолжается далее по восходящей до 100А (но не по порядку). Также, каждому номиналу предохранителя обязательно соответствует свой цвет, что избавляет автовладельца от потребности каждый раз присматриваться к отметкам на такой маленькой детали, как предохранитель. Давайте и мы ознакомимся с этими цветовыми обозначениями:

• 1A – чёрный;

• 2A – серый;

• 3A – фиолетовый;

• 4A – розовый;

• 5A – оранжевый-жёлтый;

• 7,5A – коричневый;

• 10A – красный;

• 15A – голубой;

• 20A – жёлтый;

• 25A – белый;

• 30A – зелёный;

• 35A - светло-фиолетовый;

• 40A – оранжевый;

• 60A – голубой;

• 70A – коричневый;

• 80A - светло-жёлтый;

• 100A – сиреневый.

Стоит правда отметить, что цвета предохранителей могут значительно отличаться оттенками, что напрямую связанно с производителями. То есть, один производитель может выпускать ярко-голубые предохранители номинала 60А, а у второго они будут светло-голубыми. Так что уделять этому фактору слишком большое значение не стоит.

Что же касается номинала предохранителей, которые чаще всего используются в автомобилях, то он может колебаться от 5 до 30 А. но разобравшись с тем, зачем нужны предохранители и какими они бывают, необходимо перейти к вопросу о схеме их расположения по всей электрической сети Вашего автомобиля. Именно об этой и поговорим далее.

2. Расположение и особенности того, как строится схема блока предохранителей на разных автомобилях

Расположение их в автомобиле может быть самым разным, однако стоит знать об основных двух: непосредственно в салоне авто возле передней панели управления, а второе – в районе багажника или же под капотом. Но так, так предохранителей обычно устанавливается очень много, то они могут быть разбросаны по всему салону по 1-2-3 штуки.

Самое интересное, что на каждой модели авто это расположение является совершенно разным. Так же, как и схема блока предохранителей. Зависеть это может и от конструкции автомобиля, и от его мощности, и от электронных наворотов, которыми он может похвастаться. Таким образом, привести пример общей схемы мы Вам не можем. Однако, в качестве примера рассмотрим расположение этих блоков в автомобилях Рено Меган (RenaultMegane). Не смотря на существование некоторых отличий, данный пример может многое Вам подсказать в поисках блоков предохранителей на Вашем авто, поскольку это расположение у Рено является классическим.

В первую очередь поговорим о Рено Меган второго поколения. Блок предохранителя этого автомобиля находится на левой стороне панели приборов автомобиля (так же, как и у большинства авто). Связанно это с тем, что именно к панели приборов ведут все основные направления электрической сети и именно здесь сконцентрирована основная масса электроники (взять ту же подсветку). Добраться до блока предохранителя с водительского места достаточно просто: Вам необходимо лишь под рулем с левой стороны панели приборов снять крышку. И вот, блок перед Вами.

Однако, давайте сразу же отыщем и второй блок, который в данном автомобиле установлен в моторном отсеке. К слову, такое же расположение блоков предохранителей имеет как Меган второго поколения, так и третьего. Существенная разница заключается в схеме самих блоков, которые мы рассмотрим ниже и по отдельности.

Схема блока предохранителя Рено Меган второго поколения

Схема эта совсем не отличается простотой, особенно если у Вас нет специальных знаний в данной сфере. Именно по этой причине вначале мы приведем пример схемы блока предохранителей, который находится в салоне автомобиля Рено Меган 2, а далее распишем для Вас все обозначения на нем.

Итак, на блоке Вы видите большое количество предохранителей, на каждый из которых нанесена своя маркировка. Эта маркировка указывает на предназначение, которое выполняет конкретный предохранитель:

«С» – элемент системы предохранителей, который несет ответственность за работоспособность вентилятора отопительной системы автомобиля. То есть, если напряжение будет слишком высоким на этом участке, цепь будет разорвана именно благодаря предохранителю С.

«D» - функционирование электрических стеклоподъемников задних пассажирских дверей, которые могут управляться водителем.

«Е» - предохранитель, который несет ответственность за работу автоматической крышки люка автомобиля.

«F» - контроль за исправностью работы антиблокировочной системы автомобиля (ABS).

«G» - наиболее многофункциональный предохранитель среди всех остальных на данной схеме; несет ответственность за исправную работу следующего перечня автомобильных устройств, приводимых в действие силой тока: аудиосистема, омыватели фар и стекол, прикуриватель, сигнализацию и обогрев сидений, который также имеется в данной модели авто.

«Н» - правильность работы всех стоп-сигналов.

«L», «М» - отвечают за стеклоподъемники передних дверей автомобиля.

«N» - также является достаточно многофункциональным предохранителем, благодаря которому обеспечивается надежность работы всей панели приборов автомобиля, системы мультимедиа, регулировки расположения зеркал заднего вида.

«О» - специальный элемент, который отвечает за работоспособность звукового гудка.

«Р» - предохранитель заднего дворника.

«R» -предохранитель климатической установки автомобиля.

«S» - предохранитель, несущий ответственность за работоспособность датчика изменения температурного режима в салоне автомобиля.

«Т» - еще один элемент, который также несет ответственность за обогрев передних сидений.

«U» - обеспечивает возможность беспрепятственно осуществлять одновременную блокировку всех дверей автомобиля.

«W» - предохранитель обогрева зеркал заднего вида.

«А» - элемент, отвечающий за работоспособность стеклоподъемника.

Таким образом, на Вашем автомобиле перестала функционировать одна из вышеописанных систем, то скорее всего в ее электрической цепи произошло короткое замыкание. Для того, чтобы исправить ситуацию, Вам необходимо внимательно осмотреть все соединения цепи (чтобы устранить повторение такой ситуации), исправить все найденные неисправности и, конечно же, заменить перегоревший предохранитель.

Теперь если мы приступим к изучению схемы блока предохранителей, который находится под капотом того же самого Рено Меган 2, то ничего из вышеизложенной информации не поможет нам разобраться в этой замысловатой схеме. Ведь в данном случае вся маркировка осуществляется не при помощи букв, а при помощи символов и рисунков. Ниже мы приводим пример такой схемы и описание всех ее элементов.

Однако, не стоит страшиться, что Вам не удастся самостоятельно разобраться со схемой предохранителей на собственном авто. На самом деле, разъяснения к схеме каждого авто подаются в инструкции по эксплуатации каждого автомобиля. Если же Вы покупали подержанную машину и бывший владелец не передал Вам подобные документы, то расстраиваться тоже не стоит. На сайте официального представителя Вашей модели Вы без труда сможете найти подробное описание всех особенностей, которые имеет блок предохранителей. Даже в самом крайнем случае можно просто обратиться на СТО, где специалисты сами решат эту проблему.

Схема блока предохранителя Рено Мегантретьего поколения

Для того, чтобы Вы имели представление, как сильно отличаются друг от друга схемы блоков предохранителей автомобилей одной модели автомобиля, но его разных поколений, мы приведем пример этого устройства Рено Меган 3 (схема блока, который располагается внутри салона автомобиля):

Вроде на первый взгляд и сложно, но разобраться вполне реально. Главное, понимать, каким именно образом происходит снятие и замена перегоревшего предохранителя с этого самого блока. Именно об этом мы Вам и поведаем далее.

3. Разбираемся с процессом проверки, снятия и замены предохранителя

Итак, чтобы убедиться в том, что предохранитель действительно необходимо заменить, необходимо проверить его работоспособность. Что делают обычные автолюбители? Они просто снимают с блока все по очереди предохранители и визуально оценивают, способны они к дальнейшей эксплуатации или же нет. Правильно ли так делать? Специалисты единогласно утверждают, что нет. Ведь путем визуального осмотра автомобилист всегда пытается определить, перегорела ли перемычка внутри предохранителя или же она находится в целости и сохранности. Бывают случаи, когда предохранитель действительно перегорел, но перемычка практически не утратила своей целостности. Или же, эти элементы могут просто окислиться и по этой причине не выполнять своих основных функций.

Так что же делать в такой ситуации? Для проверки предохранители даже не нужно вынимать с гнезда. Просто включите цепь, которая у Вас вдруг вышла из строя (это может быть печка, дальний свет, аудиосистема и т.п.) и проверяете, какое напряжение на пробниках обоих выводов конкретного предохранителя. На то, что предохранитель действительно сгорел, будет указывать отсутствие напряжения на одном из выводов. Как ни странно, но такая проверка займет всего минуту Вашего времени, а результат ее будет самым точным.

Но давайте сначала разберемся, как же производится снятие предохранителя с автомобиля. Это не так уж и сложно, поскольку Вы уже знаете где именно нужно искать блок предохранителей. Если он находится в салоне – то просто снимите панель, которая его скрывает, если же под капотом, то необходимо сначала снять аккумуляторную батарею (предварительно отсоединив от нее клеммы). Далее руководство для обоих случаев будет одинаковым:

- снимаем болты с крышки блока предохранителей;

- гаечный ключ на 10 поможет Вам открутить гайку, при помощи которой крепится хомут с проводами. Их необходимо отодвинуть в сторону, поскольку они будут мешать нам работать с предохранителями;

- откручиваем винты, при помощи которых крепится сам блок предохранителей и можем демонтировать это устройство (но, если Вам удобно работать с ним в штатном положении, то демонтаж можно не осуществлять).

Ну что же, теперь снимаем неисправный предохранитель и ставим на его место новый. В качестве замены обязательно необходимо использовать предохранитель такого же номинала. Исключение может быть только в том случае, если на цепь, за которую отвечает предохранитель, расширилась на еще какой-то элемент, который возможно и послужил причиной перегорания старого предохранителя. В таком случае номинал нового элемента должен быть выше старого, иначе он также успешно может перегореть в первые секунды его эксплуатации.

Однако, спешить с установкой купленного в магазине предохранителя не стоит. Не забывайте, что производством подобных элементов зачастую занимаются в Китае, где этот процесс практически не контролируется. Чтобы проверить, насколько хорошую парию предохранителей Вам хотят продать в магазине, необходимо купить всего один из них, и провести следующую процедуру: примотайте к концам предохранителя по проводку и подсоедините один из проводков к плюсу, а другой – к минусу. Таким образом, Вы создадите искусственное короткое замыкание и сможете протестировать, как среагирует на него купленный Вами предохранитель.

На самом деле варианта может быть два. Если предохранитель действительно хороший, то он должен перегореть. Если же Вам попалась бракованная партия – он может плавиться. Устанавливать на свое авто элементы из такой партии не рекомендуется. Ведь если он таким же образом среагирует на короткое замыкание в автомобиле, то плавиться вместе с ним будет и электропроводка автомобиля, что Вам совсем не нужно.

Также, кроме привычных для нас ножевых предохранителей, в магазине Вам могут предложить так называемые «жучки». Несомненно, подобными устройствами пользуются многие автолюбители, однако, по мнению профессиональных автомастеров, «жучки» ничем не отличаются от бракованных ножевых предохранителей. В случае короткого замыкания они также будут плавиться и не смогут прервать электрическую цепь.

Надеемся, что теперь у вас не возникнет больше вопросов о том, что такое предохранитель и как производится замена предохранителя. В любом случае, наше Вам пожелание – пускай Ваше авто никогда не знает, что такое короткое замыкание. Тогда и Вам не придется возиться с предохранителями и разбираться, какой из них за что отвечает.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Автомобильные предохранители

Защита электропроводки автомобиля от коротких замыканий и перегрузок не менее важна, чем такая же защита электрических сетей в квартире. Хоть для питания потребителей в ней используется источник, напряжением всего 12 В, но токи короткого замыкания на аккумуляторной батарее автомобиля очень высоки.

Если ток замыкания не прервать вовремя, он расплавит токопроводящие жилы проводников и их изоляцию. В месте короткого замыкания провода и окружающие их детали обшивки воспламеняются. Развивается пожар, распространяющийся по салону автомобиля. В считанные минуты он охватывает все транспортное средство, а вызванные на помощь пожарные тушат уже не нужную никому груду железа.

Для таких ситуаций владельцы автомобилей обязаны возить в салоне огнетушитель. При возгорании электропроводки к тушению приступают немедленно, привлекая на помощь водителей проезжающих мимо или припаркованных рядом автомобилей со своими средствами пожаротушения. При этом из салона немедленно эвакуируют людей и животных, забирают документы и ценные вещи, а один из пассажиров вызывает пожарную команду, даже если пожар кажется небольшим, а результат его тушения не вызывает сомнений.

Но беду гораздо проще предотвратить, чем исправить. Для этого необходимо соблюдать несколько простых правил.

Предохранители в автомобиле различаются номинальным током. Этот параметр указан на самом предохранителе и возле разъема, в который он устанавливается. При замене предохранителя используется только аналогичный. Если завысить номинальный ток установленного предохранителя, он не сработает при перегрузке. Заклинивший мотор дворников вместо предохранителя расплавит электропроводку, а последствия этого уже описаны в статье.

Занижение номинального тока предохранителя гарантированно приведет к его повторному выходу из строя при подключении нагрузки.

Заменяя предохранитель, определяйте номинальный ток не только по надписи на корпусе. Проверьте соответствие этого параметра цифре у гнезда, из которого вы его вынули. Это касается автомашин, приобретенных с рук, или прошедших через услуги автосервиса. Нет гарантии, что прежний владелец или автослесари не поставили взамен сгоревшего предохранителя первый, попавшийся под руку.

Колодка с предохранителями

Второе правило: если предохранитель снова перегорел, не увеличивайте его номинал. Даже кратковременная попытка загрубить защиту приведет к пожару. Чтобы найти неисправность в электропроводке, обратитесь в автосервис. Если вы занимаетесь ремонтом автомобиля самостоятельно, то всегда возите с собой электрическую схему своей модели. В зависимости от особенностей модификаций автомобилей одной марки схемы незначительно отличаются, но отличия местами существенны: не совпадают цвета проводов, одна и та же нагрузка питается от разных предохранителей.

По схеме определяется, какие электроаппараты подключены к сгоревшему предохранителю, и есть ли разъемы, которыми их можно отключить. Выдернув разъем одного из потребителей, снова устанавливают исправный предохранитель и имитируют условия, при которых он перегорел (включают выключатель или поворачивают ключ зажигания). Если выхода из строя не произошло, ищут неисправность на отключенном участке, если нет – в другом агрегате, питающемся от этой же цепи. Если все потребители исправны, проверяется блок предохранителей и жгуты проводов, расходящиеся от него по салону. Это трудоемкий процесс, поэтому тщательно проверьте правильность своих действий, прежде чем его начать.

Третье правило: никогда не пользуйтесь «жучками». Даже если вы правильно подберете сечение проводника по току его плавления, вряд ли сможете обеспечить надежный контакт вставки с бортовой сетью. В месте установки «жучка» под нагрузкой произойдет нагрев контактов. Колодки предохранителей в современных автомобилях припаяны к печатной плате, от нагрева пайка расплавится, вывод колодки – окислится. Затем либо прогорит печатная плата, либо вы получите периодические отказы в работе электрооборудования.

Теперь рассмотрим особенности некоторых предохранителей, используемых в разных моделях автомобилей.

Предохранители цилиндрические

Эти защитные устройства применялись в отечественных автомобилях старого образца. Поскольку эти транспортные средства с успехом эксплуатируются до сих пор, то и предохранители к ним в магазинах продаются.

Цилиндрические предохранители

Плавкая вставка выполнена из цинка. При ее перегорании неисправный предохранитель трудно не заметить. Но на этом достоинства защитного устройства заканчиваются. К недостаткам же его относятся:

  • При установке предохранителя на короткое замыкание плавление вставки происходит прямо в руках пользователя. Поэтому ставить их нужно осторожно: сначала, держа предохранитель пассатижами, коротко коснуться им разъема. Если он не выйдет из строя, можно продолжить установку без применения инструмента.
  • Контактные площадки на предохранителе плохо закреплены и могут смещаться. Будьте внимательны и осматривайте контакты после установки.
  • Номинальный ток, указанный на корпусе защитного аппарата, трудно разглядеть. Поэтому при выборе требуемого предохранителя удобнее пользоваться данными, указанными на упаковке.

Предохранители ножевые

Эти предохранители лишены недостатков, присущих цилиндрическим. Вставка расположена в герметичном корпусе из изоляционного материала, и установка защитного устройства в гнездо блока полностью безопасна.

Ножевые предохранители

Номинальный ток определяется по цвету корпуса.

Цветовая маркировка ножевых предохранителей

Определение перегорания плавкой вставки, расположенной внутри предохранителя, производится визуально, как показано на рисунке.

Неисправный и исправный ножевой предохранитель

Контактный разъем для этого защитного устройства надежен и исключает перегревы и окисления выводов.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

electric-tolk.ru

Классификация предохранителей

Слово «предохранитель» — синоним слова «защитник». Это – первое устройство, сконструированное человеком для того, чтобы уберечь элементы электрической цепи от повреждений при выходе в ней величин токов за грань дозволенного.

Ассортимент предохранителей

Но за этим простым словом кроется множество устройств, даже отдаленно не напоминающих «пробку», с успехом справляющуюся со всеми напастями на протяжении нескольких десятилетий. Вот краткий обзор этих устройств.

Плавкие предохранители

К ним относятся отжившие свой век «пробки», но принцип плавления проводника в намеренно ослабленном участке электрической цепи при превышении в нем тока выше заданного предела так и не утратил актуальность. Наоборот – он остается до сих пор самым дешевым, безотказным, и поэтому – эффективным методом защиты.

Основная классификация плавких предохранителей – наличие в них сменяемой плавкой вставки или необходимость после аварии менять предохранитель целиком. При этом учитывается, что арматура для установки элемента в состав изделия (колодки, разъемы) в комплект этого элемента не входит. К предохранителям с несменяемыми защитными элементами относятся:

  • Стеклянные предохранители, использующиеся в бытовой и промышленной аппаратуре. Внешний вид их не меняется десятилетиями: стеклянная трубочка с контактными выводами по краям, а внутри – проволочка, откалиброванная на заданный ток плавления. Промышленные стеклянные предохранители заполняются кварцевым песком.
  • Керамические предохранители, в которых вместо хрупкого стекла применен фарфор. Достоинство – он безопасен, так как прочнее стеклянного, а при повреждении корпуса не образует острых осколков, способных поранить пользователя при извлечении. Керамические предохранители также иногда заполняют кварцевым песком для более эффективного гашения дуги в момент перегорания вставки.

К предохранителям со сменяемыми плавкими вставками относятся устройства, состоящие из корпуса с расположенным внутри него сменяемым защитным элементом. Размер корпуса стандартизирован на диапазон токов, а внутрь него устанавливается ряд вставок на разные токи. Вставки стоят недорого, их замена не требует времени и высокой квалификации персонала. К тому же гибкая линейка возможных токов плавления позволяет подобрать предохранитель точнее.

Предохранители со сменными вставками

Возможна замена вставок и в предохранителях, конструкция которых это не предусматривает. Но процесс этот требует правильного подбора материала для новой вставки и высокой квалификации ремонтного персонала, особенно для устройств, предназначенных для работы на высоких напряжениях.

Быстродействующие предохранители

В отдельную категорию можно выделить быстродействующие предохранители. Они имеют особую конструкцию, позволяющую минимизировать время срабатывания. Применяются они для защиты устройств на полупроводниковых элементах: частотных преобразователей, выпрямителей, устройств плавного пуска. Для них времени срабатывания обычных плавких предохранителей недостаточно, чтобы предотвратить повреждение полупроводниковых элементов.

К быстродействующим также относятся полупроводниковые предохранители, принцип действия которых основан на свойствах р-п-перехода выдерживать строго определенный прямой ток.

Важной особенностью быстродействующих предохранителей является необходимость использования совместно с ними ограничителей перенапряжения. При резком исчезновении тока после срабатывания предохранителя в защищаемой цепи возникают коммутационные перенапряжения, действие которых на оборудование не менее опасно, чем сверхтоки при перегрузках и замыканиях.

Самовосстанавливающиеся предохранители

Эти устройства имеют в качестве реагирующего элемента смесь полимерного материала с углеродом. Углерод обеспечивает необходимую проводимость в нормальном режиме работы, но сопротивление его таково, что при превышении тока выше установленного порога углерод нагревается. Нагрев сопровождается повышением температуры в замкнутом объеме и плавлением полимера, окружающего углерод. При этом сопротивление предохранителя еще более увеличивается, и так – до разрыва цепи. После того, как смесь остынет, предохранитель снова готов к работе.

SMD-предохранители

Эти устройства используются в микроэлектронной технике. По габаритам они не отличаются от прочих SMD-элементов – резисторов, транзисторов и конденсаторов.

SMD-предохранитель на печатной плате

Различаются эти устройства по рабочему напряжению, при его увеличении растут габариты устройств. Но при этом увеличивается и отключающая способность: чипы SMD, рассчитанные на рабочее напряжение до 63 В, отключают ток до 50 А; а цилиндрические с номинальным напряжением 250 В отключат ток до 1500 А.

Термопредохранители

По принципу действия они похожи на элементы тепловой защиты автоматических выключателей: внутри находится биметаллическая пластина, при перегреве размыкающая контакты силовой цепи. Под действием заранее сжатой пружины контакты размыкаются, а после остывания датчика устройство возвращается в исходное положение нажатием кнопки. Контакты замыкаются, а пружина – сжимается. Она снова готова разомкнуть контакты при перегрузке.

Термопредохранители выделяют в самостоятельные устройства, так как выполняемые ими задачи ограничены. Они позволяют защитить бытовую аппаратуру от перегрузок, возникающих в процессе работы. После остывания оборудования пользователю не потребуется ничего менять, достаточно нажать на кнопку – и устройством можно пользоваться снова.

Аналогичные устройства применяются в утюгах и электроплитах, но в них нет кнопок возврата. Включение нагревательных элементов происходит автоматически после остывания биметаллической пластины. Но применяется данная конструкция не для защиты от перегрева, а для регулировки температуры. Для изменения порогового значения срабатывания с биметаллической пластиной соединен регулятор. С его помощью механически можно изменить ток, при котором она сработает.

Но есть и другие устройства, имеющие то же название. Они работают как датчики температуры: размыкают свои контакты при ее повышении.

Термопредохранитель, срабатывающий от температуры

В корпусе такого предохранителя есть элемент, плавящийся при повышении температуры и разрывающий электрическую цепь так же, как и вставка плавкого предохранителя.

Использование предохранителей при высоких напряжениях

С повышением напряжения габаритные размеры предохранителей увеличиваются. Связано это с необходимостью:

  • обеспечить расстояние между выводами элементов, требуемое ПУЭ;
  • эффективно и быстро погасить дугу внутри корпуса предохранителя.

Даже при длине предохранителя, равной допустимому расстоянию между частями электроустановок, находящимися под разным потенциалом, обеспечить дугогашение не так просто. Не помогает даже наполнение корпуса кварцевым песком.

Высоковольтные предохранители

В этих случаях конструкцию предохранителя усложняют. Один из путей ускорения срабатывания является установка пружины, разрывающей плавкую вставку в момент перегорания. Другой путь решения проблемы – сдувание дуги потоком газа, находящегося до срабатывания предохранителя под большим давлением. Путь газу внутрь устройства открывает клапан, механически соединенный с плавкой вставкой. Срабатывание защиты сопровождается звуком, напоминающем выстрел, поэтому такие предохранители называют стреляющими.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

electric-tolk.ru

Предохранители в японском автомобиле

Предохранители в японском автомобиле

Подробности Автор: Владимир Бекренёв Просмотров: 14514

Каждый водитель знает о наличии в его автомобиле детали под названием предохранитель. Предохранитель служит для защиты электроприборов и электросистем от коротких замыканий и всплесков электротока. В российском автомобилестроении предохранителям уделялось очень мало внимания, по простой причине – мало было того, что нуждалось в защите.

К примеру, на автомобиле УАЗ было ровно три предохранителя. В защите нуждались лишь генератор, система зажигания и освещение. Но тот шедевр и автомобилем то можно назвать внатяжку (правильнее управляемая повозка, если судить по количеству сервиса). В японских же автомобилях имеется очень много электроники, которая естественно нуждается в защите. В защите от перенапряжения, от попадания воды, от криворучного вмешательства водителя, от народного прикуривания и от банального старения деталей. Этот самый простой электрический прибор является основой всей электроники современного автомобиля. Японские инженеры применили предохранители в своих автомобилях практически во всех системах и узлах. На среднем автомобиле их устанавливают большое количество порядка 30 штук, различных видов размеров и номиналов. Номинал предохранителя рассчитывается по току потребляемому электросистемой. При превышении заданного тока предохранитель попросту сгорает и ток к системе перестаёт поступать. Так и осуществляется защита. Если же предохранитель установить на ток срабатывания выше потребляемого системой тока, то при превышении этого значения. Например, при повышенной нагрузке сгорает сама система, а предохранитель остаётся целым. Все очень просто. Если предохранитель установлен на номинал 10 ампер, то категорически нельзя устанавливать в эту цепь предохранитель на 15,20,30 ампер. Нельзя также использовать «отремонтированные» предохранители – жуки (без расчета номинального тока провода). Использование таких жуков может вовсе привести к возгоранию электропроводки или автомобиля. Как ни печально, но такая статистика существует. Люди не понимают трагичности ситуации при использовании жуков. Что бы правильно отремонтировать предохранитель нужно восстановить цепь разрыва (попросту намотать проволоку – расчетного диаметра). Но мы мотаем то, что под руку попадется, и получаем печальный итог. Встает резонный вопрос, а зачем что-то мотать и устанавливать? Есть сервисы и авторемонты….. И опять же, как ни печально, но 90 процентов мужского населения считает, что вполне смогут устранить проблему сами и делают то, что делают.!! Немного примеров. В автомобилях предохранители применяются следующих номиналов3; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25; 30; 40; 50; 60; 80; 100; 120 Ампер. Ниже на фотографии показаны предохранители, которые применялись на японских авто с начала 80 до конца 90 годов прошлого века. А с конца 90 стали применять предохранители уменьшенного размера. А с 2005 года стали применять предохранители с укороченными выводами .Внешний вид японских предохранителей.

     

Китайские подделки псевдоаналоги.В магазинах и на авторынках часто можно встретить китайские «аналоги» предохранителей. Аналогичные они только по цвету. По электрическим параметрам они не выдерживают никакой критики. Китайские «плавкие вставки» изготовлены либо из стали или же ток обрыва определён на глаз. Зачастую предохранитель на номинал в 20 ампер - выдерживает ток в 50, при этом пластмасса его сплавляется, стекает. Применение таких аналогов просто опасно для электроники автомобиля. Ниже на фото верхний ряд оригинал, а ниже подделка.

ЖукиЖуком в автоэлектрике называют отремонтированный предохранитель. Если произошла перегрузка, и предохранитель сгорел, то выйти из положения возможно, восстановив контакт предохранителя, намотав проволоку соответствующего диаметра. Если диаметр не будет соответствовать номинальному току, то смысла в такой защите нет. Предохранитель станет обычным проводом. Ниже на фото несколько примеров, как владельцы «ремонтировали» сгоревшие предохранители.

   Напайки и намотки провода неизвестного диаметра восстанавливают электрическую цепь, но не восстанавливают защиту. При перегрузках с такими жуками начинают плавиться колодки предохранителей. Выгорает электропроводка, сгорают блоки управления систем.Если воспользоваться таблицей, то можно заблаговременно запастись проволокой соответствующего диаметра для экстремальных случаев в дороге. И при необходимости восстановить электоцепь и восстановить защиту своей электроники.

  Проволоку можно взять из японской проводки, предварительно замерив, диаметр волосков.Печальные последствия.Печальная статистика автоэлектриков показывает, что не профессиональное вмешательство в электросистему автомобиля неминуемо приводит к разрушению электросистемы.От жуков выгорают электроблоки и электропроводка.И самое печальное горят автомобили, и гибнут люди……

   

Итоги.Владельцам автомобилей полезно знать, где в его машине расположены предохранители. Важно и понимать, для защиты каких электроцепей они установлены. ( Двери, окна, отопитель, дворник). Эта информация будет не лишней. Так же нужно купить запасные предохранители различных номиналов. При возникновении проблем вы сможете легко проверить подачу питания на конкретный потребитель, проверив целостность предохранителя.И последнее если потребитель не работает, а вы нашли сгоревший предохранитель и заменили его, и он снова сгорел, то это прямой сигнал к посещению автоэлектрика. В электроцепи вашего автомобиля есть короткое замыкание. Не следует пытаться поставить предохранитель большего номинала. Этим вы усугубите свою проблему. Стоимость работы по ремонту сплавленной электропроводки очень высока. Не экспериментируйте на машине и берегите свои нервы и средства.Владимир Бекренёв г. Хабаровск.

Добавить комментарий

bvy.su

Выбираем автомобильные предохранители

 На покупку дорогостогящих узлов и деталей наших авто мы тратим уйму времени, консультируемся со знакомыми, ищем информацию на форумах, да как мы только не изощраемся.... А вот на «мелочевку» не обращаем такого должного внимания. Это можно сказать про многое, в том числе и про автомобильных предохранители. На самом деле не все так просто и однозначно и даже при выборе предохранителей на машину, следует все же обращать внимание на качество продукции.

 Кажется, ну что в них сложного, кусок пластмассы с плавким элементом из металла внутри. Купим любые, ведь копеечный товар. Однако, такой подход к выбору предохранителей не верен, даже более того - не безопасен. Использование некачественного изделия может повлечь за собой две неприятности.

Во-первых, когда предохранитель перегорает не вовремя, оставив ваш автомобиль, например, без работающих стеклоочистителей в проливной дождь. Плохо, обидно, и опасно.А вот, во-вторых, когда предохранитель не срабатывает, фактически не перегорает, во время замыкания. Последствия этого также опасны: это сгоревшая проводка, либо сам автомобиль. Чтобы избежать этого, рассмотрим некоторые правила выбора автомобильных предохранителей и требования, предъявляемые к ним.

Выбор автомобильных предохранителей при покупке

Покупать лучше не штучный товар, а набор. Обратите внимание на информацию о производителе, указанную на упаковке. Если ее нет, то от этого комплекта лучше воздержаться. Предохранитель из прозрачной пластмассы дает возможность выявить визуально его неисправность при перегорании плавкого элемента. Но это не так уж и важно, так как некоторые предохранители отечественного производства встречаются из непрозрачного материала, но обеспечивают отличную работу и удовлетворяют всем допускам и стандартам. Итак, при выборе важно обратить внимание на внешний вид предохранителей, чтобы они были выполнены аккуратно, без облоя, без изменения формы. Пластик должен быть ровным, а металл без изменения сечения, особенно на плавкой вставке.

Требования к автомобильным предохранителям и их основные применяемые типоразмеры. (цвет предохранителя и номинальный ток)

В машинах наиболее распространены 3 основных типоразмера:

"мини"

"средний", самый часто встречающийся

и "макси"...

Все они устанавливаются в свои штатные места. Обычно это монтажные блоки предохранителей и реле.

А теперь рассмотрим технические требования, предъявляемые к предохранителям.

На предохранителе должна быть маркировка номинального тока. Также она фактически дублируется цветом предохранителя

Ниже приведена таблица соответствия цвета предохранителя его номиналу:

1A   чёрный
  серый
  фиолетовый
  коричнево-жёлтый
7,5А   коричневый
10А   красный
15A;   голубой
20А   жёлтый
25А   белый
30А   зелёный
40А   оранжевый
60А   голубой
70A   коричневый
80A   светло-жёлтый
100A   сиреневый
Внимание: Цвета могут отличаться оттенками.

 

Исправный предохранитель должен работать и не перегорать в течение 100 часов при токе, превышающем номинальный на 10 % (оплавление корпуса не допускается).

Допуск падения напряжения на предохранителе составляет:

- для предохранителей 3,5; 7,5; 10 и 15 А – 150 мВ;- для предохранителей 20 А – 130 мВ, 25 А – 125 мВ, 30 А – 115 мВ.

Надеемся, что эти рекомендации помогут вам сделать правильный выбор и приобрести качественный товар.

Конечно, часто вы не найдете той самой информации на упаковке, тестировал ли производитель свои предохранители в соответсвии стребованиями, удовлетворяют ли они предъявляемым условиям. Но здесь необходимо знать, что экономия на таких мелочах, несоответствие нормам производства, может быть чревата большими непрятностями... Именно поэтому стоит брать предохранители, которые внушают максимальное доверие, не смотря на то, что быть может немного переплатите за них. 

www.autosecret.net

Как выбрать предохранители для автомобиля

Предохранители – маленькие, но очень важные детали автомобиля. От их надежной работы зависит ни много ни мало целостность всей машины. Если предохранитель не сгорит во время короткого замыкания – сгорит автомобиль. Чтобы все было в порядке, важно знать, как подобрать предохранители и как ими пользоваться.

Автомобильный предохранитель, как и любой другой, защищает бортовую сеть машины от резких и мощных бросков тока, возникающих при коротком замыкании. В его конструкции обязательно присутствует легкоплавкая перемычка, которая сгорает при большом токе и размыкает электрическую цепь. Существуют, как минимум, две конструкции предохранителей для автомобилей: пальчиковая и флажковая.

Виды автомобильных предохранителей

Пальчиковые предохранители широко применялись на классических моделях АвтоВАЗа и представляют собой стержень с надетой на него плавкой перемычкой. Пальчиковые предохранители есть с пластмассовым или керамическим стержнем. Учитывая особенности «жигулевских» блоков предохранителей, лучше использовать керамический стержень. Он более устойчив к высоким температурам и надежней в ситуации, когда греются предохранители.

Керамические автомобильные предохранители

В современных автомобилях уже давно применяются предохранители другой конструкции – флажковые. Они гораздо удобнее и надежней пальчиковых. Еще из называют ножевыми, потому что такие предохранители имеют две «ножки»-контакта, которыми они вставляются в гнезда блока. Ассоциация же с флажком происходит из-за квадратной или прямоугольной головки, в которой, кстати, и находится плавкая перемычка. Головки флажковых предохранителей делают цветными в зависимости от номинала, и они действительно чем-то смахивают на флажки.

Флажковый предохранитель

Такой тип предохранителей очень хорошо и крепко держится в гнезде, обеспечивая замечательный контакт. Однако чтобы достать флажковый предохранитель из гнезда, нужны специальные пластиковые щипцы. Они свободно продаются в автомагазинах. В крайнем случае, можно достать предохранитель небольшими плоско- или узкогубцами, однако в этом случае важно не замкнуть его выводы.

Что такое номинал предохранителя?

В разных электрических линиях автомобиля подключено разное количество оборудования. Более того, каждый потребитель электроэнергии имеет свою мощность. Так, например, цепь питания фар пропускает через себя гораздо большую электрическую мощность, чем, к примеру, цепь питания освещения салона. Соответственно для фар нужен и более мощный предохранитель. Значение силы тока, который может пропустить через себя предохранитель и называется его номиналом.

Сила тока измеряется в Амперах (А). В них же делятся и предохранители.

Пальчиковые предохранители, применяющиеся на «Жигулях», имеют всего два номинала:  8А и 16А. У современных флажковых номиналов больше.

Цвета и номиналы автомобильных предохранителей

Номиналпредохранителя
Цвет
Описание
Черный
2AСерый
3AФиолетовый
5AКоричнево-желтый
7,5AКоричневый
10AКрасный
15AГолубой
20AЖелтый
25AБелый
30AЗеленый
40AОранжевый
60AГолубой
70AКоричневый
80AСветло-желтый
100AСиреневый

Номинал предохранителя рассчитывается, исходя из нагрузки, которая ложится на электрическую цепь при включении всех потребителей, которые через нее запитаны плюс небольшой запас. Все это просчитано на заводе и данные о том, какой предохранитель куда ставить, есть в инструкции по эксплуатации автомобиля, книгах по его ремонту и, наконец, на крышке блока предохранителей. Соответственно, перед заменой предохранителя, нужно узнать какой именно номинал нужен и поставить такой же.

Что будет, если перепутать предохранители в автомобиле?

Как уже говорилось, предохранитель в каждом гнезде блока имеет номинал, соответствующий конкретной электролинии. Поэтому при установке предохранителя с большим или меньшим номиналом возникнут проблемы. Если номинал будет слишком маленький, то плавкая вставка предохранителя сгорит даже без замыканий, просто от нагрузки, создаваемой потребителями. Если же номинал будет чересчур высок, предохранитель вполне может выдержать высокий ток при коротком замыкании и тогда начнет гореть проводка. Поэтому крайне важно, чтобы предохранители в блоке соответствовали по номиналу заводским указаниям.

По этим же причинам, нельзя заменять предохранители подручными средствами – проволокой, монетами и прочими предметами, именуемыми в народе «жучками». Так делают, когда в дороге сгорает предохранитель, а замены нет. Данный способ «ремонта» чрезвычайно опасен, потому что предохранители в большинстве случаев сгорают не просто так, а проволока или тем более монетка разомкнуть цепь при коротком замыкании не смогут – в этом случае начнется пожар.

Как подобрать предохранители для авто?

Покупать предохранители для машины лучше только в проверенных, известных автомагазинах. Причем красивая упаковка не гарантирует качество. Поэтому перед использованием предохранителей из пачки, нужно убедиться, что плавкие перемычки имеют хотя бы разную толщину, потому что есть случаи, когда толщина перемычек на предохранителях разного номинала одинаковая. Такого быть не должно.

Еще один способ проверить предохранитель – сделать ему короткое замыкание вручную. Организовать подобное очень просто: нужно подключить к выводам предохранителя два провода через клеммы «мама» (Как обжать клемму на проводе), а обратные концы проводов подключить к выводам аккумулятора. При этом сам аккумулятор должен быть отключен от электросети автомобиля! Предохранитель после этого, разумеется, должен сгореть. Если выдержит и начнет плавиться сам «флажок», то можно выбросить всю пачку.

Два недостатка этого метода в том, что для такой проверки, пачку нужно купить и сгоревший предохранитель придется выбросить.

Чтобы предохранители служили надежно и исправно, важно не допускать коротких замыканий в машине. Если же замыкание все же произошло и два предохранителя, один за другим сгорели, подтвердив это, значит пришла пора узнать, как найти короткое замыкание в автомобиле.

russia-avto.ru