Затяжка коленвала


Проверка коленчатого вала

Проверка биения

Используя индикатор часового типа, измерьте биение центральной коренной шейки коленчатого вала. Вращайте коленчатый вал медленно. Если биение превышает предельное значение, замените коленчатый вал.

Рис. 2.164. Проверка биения коленчатого вала

Предельное значение биения: 0,04 мм.

Осевой свободный ход

При измерении величины осевого свободного хода коленчатый вал должен быть установлен в блоке цилиндров как обычно, то есть упорный подшипник 1 и крышки коренных подшипников должны находиться на своих местах.

Рис. 2.165. Упорный подшипник

Номинальная толщина упорного подшипника коленчатого вала: 2,470–2,520 мм.

Увеличенный размер 0,125 мм: 2,533–2,583 мм.

Постепенно затяните болты крышки подшипника №1 1–10 и крышки подшипника №2 11–20 следующим образом.

Рис. 2.166. Порядок затягивания болтов крепления крышек подшипников №1 и №2

Затяните болты 1–10 моментом 30 Н·м в указанном на рисунке 2.166 порядке.

Таким же образом, как и при выполнении операции (1) затяните болты моментом 50 Н·м.

Таким же образом, как и при выполнении операции (1), доверните болты на 60°.

Затяните болты 11–20 моментом 22 Н·м в указанном на рисунке порядке.

Момент затяжки

Болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала №1 (1–10): затяните моментом 30 Н·м, 50 Н·м и доверните на 60°

Болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала №2 (11–20): затяните моментом 22 Н·м.

Осевое смещение

Рис. 2.167. Измерение осевого смещения коленчатого вала

Используйте индикатор часового типа для измерения смещения в осевом направлении коленчатого вала.

Если результат измерения превышает предельное значение, замените упорный подшипник новым номинального размера или увеличенного размера, чтобы привести осевой зазор в норму.

Осевой свободный ход коленчатого вала

Номинальное значение: 0,11–0,31 мм.

Предельное значение: 0,35 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ

После проверки осевого свободного хода, удостоверьтесь что деформация болтов крышки подшипника №1 не превышает предельного значения.

Овальность и конусность (неравномерный износ) коренных шеек коленчатого вала

Рис. 2.168. Измерение диаметра шейки коленчатого вала: «A»–«B» – овальность; «a»–«b» – конусность

Неравномерность износа шейки коленчатого вала определяется по разнице диаметров в поперечном сечении или по длине сечения. Эта разница определяется по показаниям микрометра. Если любая из коренных шеек коленчатого вала имеет повреждения или следы нерав№ного износа, то есть, имеет место превышение предельного значения, прошлифуйте шейку или замените коленчатый вал.

Предельное значение по овальности и конусности 0,01 мм.

carmanz.com

3.1.2.17. Монтаж коленчатого вала и проверка зазоров коренных подшипников

1. Расположите блок так, чтобы нижняя часть была обращена вверх. 2. Отверните болты крышек коренных подшипников, достаньте крышки и разложите их в порядке их установки. 3. Достаньте из крышек и блока цилиндров вкладыши коренных подшипников. Протрите поверхности нижнего и верхнего вкладышей чистой тканью, не оставляющей ворса. Эти детали надо хранить в полной чистоте! Проверка зазоров в коренных подшипниках 4. Очистите наружную поверхность новых коренных вкладышей, имеющих масляные канавки, и вложите их в постели блока цилиндров. Соответствующие ответные вкладыши вложите в крышки. Убедитесь, что выступ на вкладыше совпадает с выборкой на блоке или на крышке. Кроме того, отверстие масляного канала в постели блока цилиндров должно совместиться со смазочным отверстием во вкладыше.
Предупреждение

Не допускаются установка вкладыша по месту ударами молотка, а также нанесение царапин при установке. На данном этапе смазывать вкладыш не требуется.

5. Упорные полукольца устанавливаются в седло и постель центрального вкладыша (номер 3). 6. Протрите рабочие поверхности вкладышей в блоке и коренные шейки коленчатого вала чистой ветошью не оставляющей ворса. Проверьте или очистите масляные каналы коленчатого вала, так как теперь единственный путь выхода любого загрязнения лежит через новые подшипники. 7. При полной уверенности в чистоте вала осторожно положите его по месту на вкладыши коренных подшипников. 8. Перед окончательной установкой коленвала необходимо проверить зазор в коренных подшипниках.
9. Приготовьте несколько отрезков калибровочной пластмассовой проволоки "Plastigauge", длина которых немного меньше ширины коренных подшипников, и положите по одному отрезку на каждую коренную шейку коленвала параллельно его оси. 10. Очистите поверхности вкладышей в крышках и установите крышки по месту (не перепутайте их) так, чтобы стрелки были обращены в сторону передней части двигателя. Задевать пластмассовую проволоку не допускается. Слегка смажьте резьбы и внутренние поверхности головок болтов, заверните болты. 11. Затяните в три приема до момента, указанного в подразделе 3.1.2.1. болты крепления крышек, затягивайте болты в указанной последовательности (см. рис. Последовательность затяжки болтов крышек коренных подшипников). При затягивании болтов вращение коленвала не допускается.
12. Отверните болты крышек и осторожно поднимите крышки коренных подшипников. Расположите крышки в порядке соответствующем месту их установки. Нарушать положение калибровочной проволоки и вращать коленчатый вал не допускается. Если удаление крышки затруднено, то сместите крышку слегка постучав сбоку молотком с мягким бойком. 13. Сравните толщину каждой из раздавленных калибровочных проволок (по самой широкой части проволоки) со шкалой на упаковке, определите величину зазора в коренных подшипниках и сравните с нормативным значением. Не перепутайте единицы измерения, значения шкалы указаны в дюймах и милиметрах. 14. Если зазор не соответствует норме, то причиной может быть неправильный подбор размерной группы вкладышей (порядок подбора описан в подразделе 3.1.2.14. Перед тем как принять решение о замене вкладышей убедитесь, что при измерениях отсутствовали загрязнения или масло между подшипниками и сопряженными поверхностями крышек и постелей блока цилиндров. Если ширина раздавленной проволоки по концам сильно отличается, то коренная шейка коленвала имеет конусность (см. подраздел 3.1.2.13).
15. Тщательно соскоблите остатки калибровочного материала с шеек коленчатого вала и/ или с поверхностей коренных подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей коренных подшипников. Окончательная установка коленвала 16. Осторожно достаньте коленчатый вал из блока цилиндров. Прочистите рабочие поверхности коренных подшипников и нанесите на каждый вкладыш подшипника тонкий однородный слой смазки на основе дисульфида молибдена или масла для сборки двигателя. Смажьте также поверхности упорных полуколец. 17. Смажьте шейки коленвала, находящиеся в контакте с сальниками смазкой на основе дисульфида молибдена, маслом для сборки двигателя или свежим маслом для двигателя.
18. Убедитесь в чистоте шеек коленчатого вала, затем установите его в блок цилиндров. Очистите поверхности вкладышей в крышках и нанесите на каждый из них тонкий слой смазки. Установите крышки на свои прежние места так, чтобы стрелки были обращены в сторону передней части двигателя. Предупреждение

По бокам центрального подшипника обязательно установите упорные полукольца.

19. Верхние упорные полукольца (со стороны блока цилиндров) можно установить на место путем поворота вокруг шейки коленвала, когда последний установлен в блок цилиндров. Канавки полуколец должны быть обращены наружу. 20. Нижние упорные полукольца с установочными выступами должны быть поставлены на крышки подшипников канавками наружу, так, чтобы выступы зашли в пазы на крышках. 21. Слегка смажьте резьбы и внутренние поверхности головок болтов крышек, заверните болты. Затяните болты в три приема до момента, указанного в подразделе 3.1.2.1, затягивайте болты в указанной последовательности (см. рис. Последовательность затяжки болтов крышек коренных подшипников).
22. Проверьте свободу вращения коленвала, провернув от руки на несколько оборотов. 23. Щупом или индикатором проверьте осевой люфт коленвала (см. подраздел 3.1.2.10). Если поверхности упорных полуколец не изношены или не повреждены, или если установлены новые упорные полукольца, то осевой люфт должен соответствовать норме.

24. Установите в держатель новый сальник и закрепите держатель болтами на блоке цилиндров (см. подраздел 3.1.2.18).

carmanz.com

Установка вала коленчатого ЯМЗ-650

1. Подсобрать форсунку охлаждения поршня (650.1004118) с прокладкой (650.1004121).

2. Установить форсунку на место, наживить болты (310107) и затянуть Мкр = 20 ± 4 Нм (см. Рис. 1).

3. Установить вкладыши подшипников вала коленчатого верхние, совместив смазочные отверстия и смазав рабочую поверхность маслом.

рис. 1

4. Установить верхние упорные полукольца прорезью к щеке вала коленчатого (см. Рис. 2).

5. Установить вал коленчатый, предварительно смазав маслом шатунные и коренные шейки.

рис. 2

6. Установить вкладыши подшипников вала коленчатого в нижние крышки коренных подшипников и смазать маслом рабочую поверхность.

7. Установить крышки коренных подшипников вала коленчатого с вкладышами, соблюдая нумерацию. Среднюю крышку установить вместе с полукольцами выпуклой частью к щеке вала коленчатого (см. Рис. 2).

рис. 3

8. Наживить болты и затянуть рекомендуемым моментом в порядке, указанном на Рис. 3:

- обеспечить первую затяжку на 80 ± 8 Нм;

- обеспечить вторую затяжку на 180˚ ± 6˚.

рис. 4

9. Проверить вращение.

10. Проверить зазор между упорным полукольцом и щекой вала коленчатого (см. рис. 4).

11. Откорректировать, если требуется, при помощи полуколец различной толщины.

Обязательно заменить те болты, у которых длина под головкой превышает 156 мм.

При повторном и последующем использовании болтов, смазывать резьбу герметиком «Локтайт 518». Новые болты смазки не требуют, поскольку они уже смазаны.

Моменты затяжки коленчатого вала

Болты крепления крышки коренных

подшипников вала коленчатого

 

предварительный момент затяжки: 80 ± 8 Нм

окончательный момент затяжки: 180 ± 6 Нм

Болты крепления маховика с механической

коробкой передач. Болты используются

только 2 раза. Установка болтов в третий

раз недопустима.

предварительный момент затяжки: 60 ± 6 Нм

окончательный момент затяжки: 120 ± 6 Нм

Болты крепления крышки шатуна

предварительный момент затяжки: 80 ± 8 Нм

окончательный момент затяжки: 90 ± 6 Нм

Болты крепления демпфера на ступице

предварительный момент затяжки: 50 ± 5 Нм

окончательный момент затяжки: 120 ± 12 Нм

Болты крепления шкива демпфера

67 ± 7 Нм

autoruk.ru

3.3.17. Коренные подшипники коленчатого вала

3.3.17. Коренные подшипники коленчатого вала

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Последовательность затягивания болтов крышек коренных подшипников (4-цилиндровые двигатели)

Последовательность затягивания болтов блока крышек коренных подшипников (6-цилиндровые двигатели)

Последовательность затягивания боковых болтов крышек коренных подшипников (6-цилиндровые двигатели)

Проверка смазочного зазора коренных подшипников

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите новые вкладыши коренных подшипников.
2. Очистите коленчатый вал, подшипники и смазочные отверстия, затем аккуратно установите коленчатый вал на подшипники.
3. Положите отрезок пластика на каждый из коренных подшипников вдоль оси вала.
4. Установите крышки коренных подшипников, стараясь не сдвинуть пластик. Затяните крепежные болты крышек до требуемого момента затяжки в указанной последовательности (см. рис. Последовательность затягивания болтов крышек коренных подшипников (4-цилиндровые двигатели), рис. Последовательность затягивания болтов блока крышек коренных подшипников (6-цилиндровые двигатели), рис. Последовательность затягивания боковых болтов крышек коренных подшипников (6-цилиндровые двигатели) . Не поворачивайте коленчатый вал.
5. В 6-цилиндровых двигателях, после того как вы затянули болты до требуемого момента затяжки первой ступени, дотяните еще на четверть оборота.
6. Выкрутите болты, и аккуратно снимите крышки.

7. Сравните ширину раздавленной пленки со специальной шкалой для определения величины смазочного зазора.
8. Если величина зазора не соответствует техническим требованиям, установите вкладыши другого размера. При необходимости подшипники можно обточить.
9. Тщательно удалите следы пленки с вала и подшипников.

Окончательная установка коленчатого вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Аккуратно снимите коленчатый вал.
2. Очистите поверхность вкладышей и смажьте их смазкой или моторным маслом. Проверьте, чтобы подшипники коленчатого вала были чистыми и установите коленчатый вал на место. Смажьте и установите нижние вкладыши. Установите упорные полукольца.
3. В 4-цилиндровых двигателях установите упорные полукольца в крышку третьего подшипника, а в 6-цилиндровых - в крышку второго подшипника.
4. Установите крышки коренных подшипников. Стрелки крышек должны быть направлены в сторону передней части двигателя. Вставьте и затяните болты крышек всех коренных подшипников до требуемого момента затяжки в указанной последовательности (см. рис. Последовательность затягивания болтов крышек коренных подшипников (4-цилиндровые двигатели), рис. Последовательность затягивания болтов блока крышек коренных подшипников (6-цилиндровые двигатели), рис. Последовательность затягивания боковых болтов крышек коренных подшипников (6-цилиндровые двигатели) .
5. Не забудьте установить новые уплотнительные шайбы на боковые шестигранные болты.
6. Проверните коленчатый вал рукой несколько раз и проверьте легкость хода.
7. Проверьте осевой люфт коленчатого вала и установите задний сальник.

carmanz.com