Пентатоника - это... Определение, примеры. Пентатонический лад


Пентатоника - это... Определение, примеры

Многие люди увлекаются музыкальным исскуством. Музыка - это отличный способ увеличить силу духа человека либо утешить его в печали. Музыкальная школа - замечательное заведение, которое позволяет узнать основы, а также многие нюансы того, как овладеть тем или иным инструментом. Многие новички в музыкальном ремесле отправляются именно туда в начале своего пути. Те люди, которые начинают изучать способы игры на гитаре, часто задаются вопросами о том, что такое пентатоника на гитаре. Из этой статьи мы узнаем ответ на данный вопрос. Кроме того, нам станет известно, что такое ступени пентатоники.

Основные принципы

В том случае, если бы вы никоим образом не хотели бы осваивать пентатонику, но тем не менее при этом вам бы хотелось уметь придумывать потрясающее соло на акустической или же электрогитаре, то рано или поздно вам все равно бы пришлось столкнуться с этим термином. Почему же так происходит?

Изучение того, что такое пентатоника на гитаре - неотвратимо потому, что пентатоника - это звукоряд, в котором присутствует 5 звуков. Особенность данного звукоряда заключается в том, что он принципиально не имеет полутонов, а также звуков, которые могут образовывать тритоны.

Популярность пентатоники

Было бы сложно сказать, кто из самых знаменитых гитаристов (а кроме того и басистов, клавишников, а также многих других членов музыкальной братии) мог бы не использовать пентатонику. Например, блюзовая пентатоника - это аспект, без которого невозможна импровизация. И, в принципе, это довольно сложно представляемая вещь - игра без импровизации.

Теоретическое введение

Поскольку пентатоника - это пятиступенный лад, то в отличие от каких-либо диатонических гамм, состоит он не из 7, а всего лишь из 5 звуков. В этом заключается мощь данного приема игры на гитаре. Музыкальная школа Древнего Китая в седьмом веке возводила данный прием в статус философского постулата. Считалось, что каждая нота этого звукоряда обозначала своеобразное, определенное мистическое воздействие на отдельных людей и социум в целом.

Виды пентатоники

Существует два вида пентатоники. При этом минорная пентатоника столь же популярна, как и мажорная.

Минорные принципы пентатоники практически в точности похожи на мажорные. Разница только в несколько другой тональности. Это происходит из-за параллельности данного тона. Таким образом, мы получаем пентатонику при помощи удаления четвертой и седьмой ступени из мажорной гаммы. При этом из минорной мы удаляем вторую и шестую ступень. Именно поэтому данное правило параллельности отлично подходит для пентатоник.

Итак, само главное правило звучит так: параллельный минор может строиться на шестой ступеньки минора, при этом сохраняя все знаки на ключе, если он есть. Кроме того, есть вариант отступить и от мажорной тоники на одну малую терцию вниз, в таком случае выйдет минорная тоника. Если говорить просто, то это произойдет через два лада вниз по струне.

Давайте представим, что мы хотим сымпровизировать какую-либо мелодию в тональности ля-минор. Необходимо найти ноту ля на любой из струн, сверьтесь с минорным принципом пентатоники и расположите остальные ноты непосредственно учитывая основную тонику. По ширине пентатоника состоит из четырех ладов. Четыре пальца непосредственно отвечают за четыре лада, каждый из ваших пальцев отвечает за ноту именно на своем ладу. Термин, которым это обозначается - позиционная игра.

Основной совет, который дается начинающим музыкантам, заключается в том, что им необходимо проиграть все пентатоники, начиная от самой низкой и вплоть до наиболее высокой ноты, а затем наоборот. Когда вы научитесь непосредственно играть все данные фигуры в самом начальном варианте, то тогда можете начать и варьировать игру. Надо помнить, что наиболее простым способом проигрывания гамм является проигрывание этих элементов восьмыми нотами. В данном случае говорится о длительности. Не забывайте, что на каждую долю играется по две ноты. Для примера рассмотрим пентатонику в ля-миноре.

Упражнение для закрепления техники

Давайте возьмем ля на третьей струне. Данная точка будет являться тоникой, вторым ладом. Теперь возьмите своим указательным пальцем третью струну и получите непосредственно вторую позицию. Теперь начните играть с третьего лада самой шестой струны. В этом месте наиболее низкий звук. Дальше следуйте инструкции по таблице.

В данном примере нижняя строка, табулатура, и есть непосредственно гриф гитары. При этом его первая струна находится вверху, тогда как внизу шестая. Справа находится корпус инструмента, ну а слева - колки. Номер лада изображается на струнах. При этом изображается он, учитывая все расположенные выше ноты.

Есть и ещё один интересный способ. Этот способ называется - триоль. В нем каждая четвертая доля делится непосредственно на три одинаковые части. Каждые три ноты должны звучать, что важно, равномерно в течении одного удара. Классический пример в данном случае - вальс. Давайте вспомним стандартный темп вальса, каким мы его видели, допустим, в фильмах - "раз-два-три-раз-два-три".

Рассмотрим мажорную пентатонику

Давайте поподробнее поговорим о том, что такое мажорная пентатоника. Данную технику можно получить при помощи удаления из самой натуральной до-мажорной гаммы четвертой и седьмой ступени. Соответственно, формула данной техники: 3 (до) - 2 (ре) - 3 (ми) - 5 (соль) - 6 (ля).

Стоит обратить внимание вот на что. Дело в том, что до-мажорная и ля-минорная пентатоника состоят фактически из одних и тех же звуков. Тем не менее из-за того, что они все имеют самое различное интервальное строение, они разнятся. В данном случае на них распространяется само правило парных тональностей. Это тональности мажор-минор, которые имеют одинаковое число знаков альтерации в своем ключе. К примеру - до-мажор - ля-минор, соль-мажор - ми-минор (или же фа-диез). Таким образом, получается и то, что боксы пентатоники на гитаре, если рассматривать их относительно этого свойства, универсальны. Иначе говоря, до-мажорная и ля-минорная пентатоника по своей структуре имеют одну и ту же аппликатуру. Однако же при этом расположение непосредственно тонального центра, а также других ступеней у них отличаются друг от друга.

Полутоновая пентатоника

В Японской народной музыке, как и, в принципе, азиатской, популярен прием полутоновой пентатоники. Там довольно широко известны пятиступенные ряды, помимо основных семиступенных звуковых рядов.

Полутоновая пентатоника - это распространенный среди стран Востока вид пентатоник. Пример такой пентатоники следующий: e-f-g-g#-a#. Интервалы в данном случае представляют из себя полутоны (то есть малые секунды). В данном случае интервалы- это e-f и g-g#.

Другие примеры пентатоник

Кстати, еще бывает смешанная пентатоника и темперированная. В смешанной объединены свойства полутоновой и классической, бесполутоновой пентатоники, тогда как темперированная представляет из себя индонезийский тип звукоряда слендро. В нем нет ни тонов, ни полутонов.

Гитаристы, использующие пентатонику

Один из самых видных гитаристов современного времени Р. Фрипп утверждал, что обычно для освоения одной из гамм требуется пять-шесть лет занятий. Тем не менее, многие думают, что чем большее количество гамм они знают, тем для них лучше. Для того чтобы описать данное явление, можно употребить известное и крайне хорошее народное выражение "нахвататься вершков". Такие люди вместо того, чтобы расширять и углублять свои знания и понимания уже известного, перескакивают с одного прямиком на другое, не осваивая ничего.

Поскольку пентатоника представляет из себя наиболее легкий, а кроме того, и популярный способ для освоения ладов, то и встречается она во всех стилях музыки. На это есть огромное количество причин. Главная же, скорее всего, в самом нейтральном звучании данной техники. Майлз Дэвис использовал пентатонику особенно интенсивно в своих импровизациях. В том числе даже там, где это могло бы показаться неприемлемым.

Вычленение из натуральных ладов

Тем не менее, помимо огромных преимуществ пентатоники, у нее есть также и один большой недостаток. Дело в том, что ее звучание довольно быстро приедается и придумать что-либо необычное в рамках одного лада становится достаточно сложно. Основным стандартным способом разнообразить звук пентатоники может являться добавление ступени 5b и стиля блюз. Кроме того, многие используют тоникальные пентатоники для каждого своего нового аккорда. В блюзовой же традиции принято использовать одну пентатонику примерно на все аккорды последовательности.

Тем не менее существует помимо прочего и еще один замечательный способ, который помогает расширить выразительность и возможности пентатоники. При помощи данного способа можно создавать крайне необычные звучания, при этом используя всего 5 нот. Данный способ носит название "вычленение пентатоники из натуральных ладов".

Для начала возьмем три самых распространенных лада: дорийский, лидийский, миксолидийский. Теперь запомните связь аккорда с соответствующим ладом. Вслед за этим необходимо найти пентатонику внутри каждого из ладов. Благодаря тому, что существует всего пять возможных типов расположения звуков в самой пентатонике, цель наша состоит в том, чтобы найти варианты данных обращений в выбранном нами ладу.

Используя наиболее простой принцип, теперь мы от каждой ноты начинаем пробовать все возможные варианты. При этом если от самой ноты никак невозможно построить большую секунду, то в таком случае вариант у нас останется только один (а именно - начать с малой терции). Если мы обобщим полученный результат, то получим вывод, согласно которому каждой ступени определённой пентатоники может соответствать и своя пентатоника. Можно привести аналогию гармонизации гаммы аккордами. В результате мы получим семь пентатоник для того, чтобы обыграть один аккорд. Мы можем использовать любую из них, чтобы открыть самые разные и новые возможности обыгрывания аккордов.

Данный принцип крайне хорош для импровизации. Вы можете, не задумываясь, создавать само модальное пентатоническое звучание. Допустим, вы сможете запомнить то, что при каждом обыгрывании мажора возможно использовать ту пентатонику, которая расположена на полтона ниже самого основного тона. Вы сможете играть B-минорную пентатонику на C-мажор.

Что же, теперь вы узнали, что пентатоника - это замечательный способ освоить игру на гитаре и даже углубиться в ее дебри.

fb.ru

Пентатоника в музыке

Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в этой статье, довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.

Виды пентатоники

  1. Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
  2. Сакура (японская народная песня)

  3. Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них здесь. Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
  4. Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
  5. Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Мажорная и минорная пентатоника

Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.

  • Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
  • Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.

Пентатоника в музыке Китая

Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.

Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)

Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.

Пентатоника на гитаре

Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.

Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.

Минорная пентатоника на гитаре

Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.

Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.

Заключение

Теперь вы знаете о существовании такого интересного и полезного лада, как пентатоника. Используйте формулу построения и учитесь играть этот лад от любой ноты. Можете даже вслух проговаривать название ступеней, чтобы быстрее запомнить принцип построения. Импровизация пентатоникой, наверно, одна из самых интересных по звучанию. Поэтому каждому гитаристу стоит обратить внимание на этот лад, чтобы разнообразить свое соло.

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

пентатоника | solfamusictheory

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание«…Каждая музыкальная пьеса должна описать определённое состояние души, определённую душевную настроенность…»  – цитата из «Лекций по эстетике» немецкого философа эпохи Просвещения Краузе.  За эту «определенную душевную настроенность» в музыке отвечает в первую очередь лад как одно из средств  музыкальной выразительности.

И. В. Способин в «Элементарной теории музыки» дает следующее  определение: «Лад – весьма существенное средство музыкальной выразительности, так как он является одним из основных проявлений организованности звуков по высоте».  Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажор и минор, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.

Б. Асафьев в «Путеводителе по концертам» подчеркивает интонационную сущность и выразительные возможности  лада в музыке: «Лад – свод, строй и вместе с тем система соподчинения тонов, …закрепившийся в общественном сознании о т б о р  муз. звуков, в которых вращаются интонации, определяющие эмоционально-образное содержание и выразительность музыки…».

Традиционно термин лад трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд,  объединенный центральным тоном или созвучием.

Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).

     Сущность лада

Лад, как согласие между звуками принадлежит к коренным эстетическим категориям музыки, совпадая в этом значении с понятием «гармония»[1]. Иными словами сущность лада заключается в том, что он упорядочивает  звуковысотные отношения, задаёт определенную звуковысотную организацию в каждом музыкальном произведении, влияющую на интонационный строй и гармонию.

Философские труды Платона и Аристотеля включают в себя разделы, описывающие влияние различных ладов на настроение и проявления характера. Аристотель отмечал, что интонации каждого лада соответствуют определенному характеру или эмоциональному настрою. Так, он считал звучание дорийского лада «мужественным» и уравновешенным, а также полезным для воспитания.  (Аристотель «Политика» VIII 7, 1342 b). В этом отношении дорийский лад нередко противопоставляли фригийскому как  экстатическому.

     Древнегреческие лады

В ладовую систему Древней Греции входили шесть  основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

    Лады в средневековой европейской музыке

 Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.

Эолийский лад   соответствует натуральному минору:

 

 

Локрийский  — особый  лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит  уменьшённое трезвучие.  Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:

 

 

Ионийский лад  соответствует натуральному мажору:

 

 

Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:

 

 

Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:

 

 

Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:

 

 

 

Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:

 

 

Гамма семиступенного лада состоит из 2-х тетрахордов. Тетрахорд  (от греч. τετράχορδον – четырёхструнный) — четырёхступенный звукоряд:

   

 

 

 Пентатоника  (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.

Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:

 

 

 

 

В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов. 

Трихорд  (от греч. trixordos – трёхструнный) трёхступенный бесполутоновый (ангемитоновый) звукоряд, характерный для пентатоники:

 

 

 

     Мажор и минор – ладовые системы, ставшие основными в развитии европейской музыки последних столетий.

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (например, C-dur, или до мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Тоны мажорного трезвучия совпадают с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда. Мажорный лад имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке. Мажор («мажорность») может пониматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом большой терции между первой и третьей ступенями лада.Швейцарский теоретик музыки Глареан в 1547 писал, что ионийский лад – самый распространенный во всех странах Европы и что «за последние… 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские».[7]

К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковых систем.

Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия (например, c-moll, или до минор).  Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.  Лад такой структуры называется натуральным минором. Он характерен для русской народной музыки. Встречается и в музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Минор («минорность») может восприниматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом малой терции между первой и третьей ступенями лада.

В процессе развития музыкального искусства сформировались   3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно  с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.

Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим, применяеся  значительно реже чем гармонический минор (И. С. Бах. Ария №47 из «Страстей по Матфею», Э. Григ. Вальс соч.12, № 2 из «Лирических пьес»).

 

     Условно диатонические лады:

1)    гармонический мажор с VI пониженной ступенью:

2)    гармонический минор с VII повышенной ступенью;

3)     дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):

 

 

4)    Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):

 

 

5)    мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;

6)    мелодический минор  с VI и VII повышенными ступенями

     Ладовые системы нового времени

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине  19 века.

В увеличенном ладу шесть  звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:

 

 

Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».

Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад  для создания  призрачных образов.  (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).

Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов.  В основе его – Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,

«гамма тон-полутон»

 

 

 

и «полутон-тон»

 

 

Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.

Ц. Когоутек: «Уже композиторы «Могучей кучки» и позднее французские импрессионисты своим творчеством подорвали многолетнее господство мажорных и минорных ладов. Национальные музыкальные школы находили обильную пищу для своего творчества во вновь открытых ладах народной музыки. Народная музыка, особенно восточная … была животворным импульсом для общепринятых классико-романтических норм в области всех музыкальных элементов».[4]

В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:

1)    ангемитоновые (бесполутоновые) лады;

2)    диатонические средневековые лады;

3)    условно диатонические лады;

4)    искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.

Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.

Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.

2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.

3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.

4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976.  С. 57.

5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.

6. Розеншильд К. история зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.

7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорийский_лад

9. https://en.wikipedia.org/wiki/Lydian_mode#Theory10. https://en.wikipedia.org/wiki/Pentatonic_scale11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пентатоника12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7659/Трихорд13. https://en.wikipedia.org/wiki/Circle_of_fifths

Like this:

Like Loading...

solfamusictheory.wordpress.com

Пентатоника на гитаре. Мажорная и минорная пентатоника. Табы и ноты.

Содержание:

 

1) Что такое пентатоника?

 

2) Как строится мажорная пентатоника? (рис.)

 

3) Как строится минорная пентатоника? (рис.)

 

4) Пентатоника мажорная и минорная на грифе (рис.)

 

5) Упражнения  (рис.)

 

 

Что такое пентатоника?

 

Пентатоника – это звукоряд, который состоит из пяти звуков. Характеризуется тем, что не имеет полутонов и звуков, которые образуют тритоны.

 

 

 

Пентатоника мажорная.

 

 

 

 

 

Пентатоника минорная.

 

 

 

 

 

Далее вы можете увидеть, как пентатоника выглядит на гитарном грифе:

 

 

 

 

Таблицы представляют собой гитарные грифы, на которые толстые струны слева, а справа струны тонкие. Квадрат красного цвета означает основной тон пентатоники. Его называют просто тоникой.

 

 

 

Мажорная.

 

 

 

 

 

Минорная.

 

 

 

 

 

 

Минорные таблицы в точности похожи на мажорные, только с одной разницей, другая тоника. Так происходит из-за параллельности тональности. То есть, мы получили пентатонику путем удаления 4 и 7 ступени из мажорной гаммы, а из минорной – 2 и 6, поэтому правило параллельности подходит и для пентатоник. Собственно само правило звучит так: минор параллельный строится на 6 ступеньке мажора, сохранив все знаки при ключе, если он есть. Также вы можете отступить от мажорной тоники на малую терцию вниз, и выйдет минорная тоника. Проще говоря, через два лада вниз по струне.

 

 

Итак, представьте, что вы хотите сымпровизировать в тональности ля-минор. Найдите ля на любой струне, посмотрите на таблицу минора и найдите красный квадрат на нужной струне. Остальные ноты расположите, учитывая тонику остальных нот.

 

 

 

По ширине пентатоники в четыре лада, но не средняя. Четыре пальца – четыре лада. При этом способе каждый палец отвечает за ноту на своём ладу Это называется позиционной игрой. В средней таблице предлагается взять ноту на третьей струне, которая расположена за пределами позиции, указательным пальцем.

 

 

 

Для начинающих музыкантов советуем проиграть эти пентатоники от самой низкой до самой высокой ноты и наоборот. После того, как вы научитесь играть эти фигуры в изначальном варианте, можно варьировать игру. Самый простой способ проигрывания гамм – восьмыми нотами, мы говорим о длительности, где на каждую долю играется 2 ноты. Возьмем для примера пентатонику в ля-миноре.

 

 

 

К примеру, возьмем ноту ЛЯ на третьей струне - это будет тоника. Это есть второй лад. Посмотрите на таблицу аппликатур в миноре. Обратите внимание на последнюю картинку. Тоника там расположена на третьей струне. Возьмите указательным пальцем и получите вторую позицию. Играйте с 3 лада 6-ой струны – там звук наиболее низкий.

 

 

Нижняя строка – табулатура – это гитарный гриф. Вверху 1-ая струна, внизу – 6-ая. Справа корпус инструмента, слева – колки. На струнах изображен номер лада, учитывая расположение ноты выше.

 

 

 

Другой способ – триоль, при котором четвертная доля делится на три одинаковые части и три ноты должны звучать равномерно за один удар. На примере вальса (раз-два-три-раз-два-три):

 

 

 

Пентатоника в триольном варианте.

 

 

 

Мелодическая вариация триольной пульсации:

 

 

 

Кроме пентатоники стыдно не знать, как играть бэнд или подтяжку струны. Стоит научиться и этому.

 

 

Прежде всего, подтяжку можно делать на любой струне, неважно каким пальцем. Вы прижимаете струну на любом ладу, дергаете ее и палец, который прижимает струну, должен подтянуть струну или вверх или вних. Струна все еще звучит, а высота звука меняется. Бэнд воспроизводится не просто так. Используются тоновые подтяжки, иными словами вы тянете струну, пока не прозвучит нота, которая на тон выше играемой в данный момент вами.

 

 

Легче научиться играть бенд извлекая его в середине грифа, струны в том месте легче тянуть. Ля-минорная пентатоника, с тоникой на 6-ой струне. Начать необходимо с 5 лада 6-ой струны, в V позиции. От 1 до 2 ноты 1,5 тона, посему подтяжка не нужна. От 2 до 3 – 1тон, можно подтянуть. Зажимайте второй звук мизинцем и подтягивайте струну до звучания следующей ноты этой пентатоники. 3 звук можно подтянуть до 4, поскольку между ними 1 тон. И дальше в том же духе.

 

lookandplay.net

Упражнения на основе пентатонических гамм

Если вы играете американский джаз, блюз, фолк или рок, вам постоянно приходится иметь дело с пентатоническими гаммами. Они очень распространены в такой музыке.

Начинающие гитаристы сталкиваются с пентатоникой уже на самых первых этапах обучения, даже если они и не собираются играть соло.

Поэтому думаю, есть смысл предположить, что вы более или менее знакомы со звучанием этой гаммы и ладов, на которых она основывается.

Следующий шаг — применение всего этого на практике. Сегодня мы посмотрим, как фразы, базирующиеся на пентатонической гамме, могут помочь вам развить навыки игры на гитаре. Говоря проще, я покажу вам упражнения, основанные на ладах, которые вам уже знакомы.

Пентатоника С мажор:

Начнем с простого. Уверен, что вам уже приходилось иметь дело с пентатонической гаммой С мажор. Мы рассмотрим ее в пятой позиции.

Сыграйте гамму несколько раз, чтобы привыкнуть к ней и освежить ее в памяти.

Теперь сконцентрируемся на нескольких интересных пробежках на ее основе. Имейте в виду, что ваша цель — научиться лучше контролировать ваши действия, поэтому пробежки включают также и игру через струну. При этом все ноты входят в соответствующую гамму.

Упражнения:

Сыграйте каждую фразу несколько раз. Как только почувствуете уверенность, ускоряйтесь.

Пентатоника С минор

Здесь, в зависимости от позиции, нам придется поработать с несколько более сложными аппликатурами, чем в случае мажора. Возьмем третью позицию.

Очевидно, что здесь нет ничего, что коренным образом отличалось бы от того, что мы делали только что. Но если вы хотите научиться лучше контролировать то, что играете, последовательность нот снизу вверх — это то, что вам нужно.

Упражнения на основе С минорной пентатоники:

Данная конкретная пробежка включает в себя пять нот, заставляя вас импровизировать, когда вы уже не знаете, каким пальцем взять следующую ноту. Я советую играть упражнение слева направо в таком порядке: указательный — средний — безымянный — средний — мизинец.

Следуя этой схеме, вы сможете взять четвертую ноту на пятом ладу средним пальцем и потренировать растяжку с мизинцем. Раз уж мы упражняемся, давайте перенесем фразу и на другие позиции.

Блюзовая пентатоника С минор

Блюзовая пентатоника С мажор в пятой позиции славится довольно сложной аппликатурой. Об этом не следует забывать, поэтому сыграйте эту гамму несколько раз, чтобы привыкнуть к ней. Только после этого имеет смысл переходить к упражнениям.

Воспользуемся возможностью и потренируем растяжки. Помните: мы играем исключительно ноты данной конкретной гаммы. Если вы уже научились играть ее уверенно, переходите к упражнениям.

Упражнения, основанный на блюзовой пентатонике С минор:

Обе пробежки характеризуются довольно большими растяжками в секции между третьей и пятой струнами. Чтобы справиться с ними, сыграем несколько арпеджио, охватывающих весь лад на всех струнах.

Вам понадобится некоторое время, чтобы одолеть это упражнение, но уверяю вас: оно очень полезно.

Можете также попробовать вот что: разобравшись со всеми упражнениями, вновь сыграйте все гаммы в чистом виде. Вы сразу заметите прогресс. Ведь все эти упражнения — просто вариации нот гамм.

Роберт Киттлбергер (Robert Kittleberger) — основатель и редактор Интернет-ресурсов Guitar Chalk и Guitar Bargain. Его уроки так же будут публиковаться на Гитаршколе, поэтому подписывайтесь на бесплатную рассылку и получайте новые интересные уроки гитары каждый день.

Похожие уроки:

gitarshkola.ru

Пентатоника и диатоника

Сравнение условий, которым должны отвечать диатонические и пентатонические лады, выявляет их родство: октавность, способность развернуться в ряд чистых квинт, а для первых двух видов пентатоники – еще и ясная выраженность ладового наклонения. Но есть и существенные отличия пентатоники от диатоники. Прежде всего это отсутствие в ней полутонов, т.е. острых мелодических тяготений, и тритоновых интервалов, т.е. острых гармонических тяготений. Сравнительно ограничены и гармонические возможности пентатоники, поскольку в каждой из них может быть образовано лишь два трезвучия, да и то с двумя общими звуками (параллельные). Прямое следствие перечисленного: меньшая устойчивость I ступени, чем в диатонике, более легкая и свободная смена тоники (при стабильном звукоряде) – ладовое «скольжение», ладото-нальная переменность.

Для слуха, воспитанного на диатонике, восприятие пентатоники как самодовлеющего лада крайне затруднительно, если не невозможно вообще. Пентатоника воспринимается как диатоника, «освобожденная» от двух звуков (от очередных квинт), и именно тех звуков, которые образуют с уже имеющимися полутоны и тритоны. Отсюда и ощущение очень спокойной, бесконфликтной, умиротворенной звуковой среды, отсюда и обращение европейских композиторов к пентатонике как средству воплощения светлых, созерцательно-идиллических образов («На тройке» П.И.Чайковского, «Утро» Э.Грига и многое другое).

Малообъемные лады

Если крайние ступени лада отстоят друг от друга менее, чем на октаву, лад называется малообъемным или неполнообъемным. В таком ладу не предполагается октав-ный повтор самой низкой ступени.

Вспомним, что минимальный состав лада – две ступени, неустой и устой. Дихорд образуют звуки на расстоянии от секунды до квинты. Вот пример квартового дихорда.

(Достаточно распространены приговорки, заклички, построенные на повторении одного звука; но в этом случае вообще нельзя говорить о ладе, так как не возникает отношение устойчивость– неустойчивость. Эту форму интонирования можно назвать доладовой или предладовой.)

Говорилось уже и о трихорде. Его разновидности многочисленны, а объем колеблется от малой терции (тон-полутон) до квинты. Состоит он чаще всего из большой секунды и еще одного интервала сверху или снизу.

Устойчивым звуком в трихорде может быть как средний (начало Третьей симфонии С. В. Рахманинова), так и один из крайних.

Иногда к секундовому трихорду прибавляется нижняя кварта («субкварта») – складывается характерный четырехзвучный лад.

Самостоятельным ладом может быть и тетрахорд, и пентахорд («Во кузнице»).

Малообъемные лады естественно воспринимаются как фрагменты диатоники и нередко, хотя и ошибочно, определяются как мажор и минор.

Искусственные лады

Равномерно-темперированный звукоряд открыл возможности для образования ладовых систем, которые ни в народной музыке, ни в композиторских сочинениях не встречались. Для решения специфических художественных задач придумывались особые лады, которые обычно называют «искусственными» (Ю. Н. Холопов предлагает называть их «симметричными», Л. А. Мазель – «круговыми»).

Общий принцип построения искусственного лада основан на возможности делить хроматический ряд звуков в пределах октавы на 2, 3, 4, 6 равных частей. Далее в одной из частей делается неко­торая выборка звуков, а потом такая же выборка производится и во всех остальных частях. Например, 12-звучный ряд делится на 6 «этажей». В каждом из них выбирается нижний звук, – возникает целотоновая гамма с увеличенным тоническим трезвучием.

Такая «нечеловеческая» гамма понадобилась М. И. Глинке для характеристики страшного карла Черномора; позже к ней обра­щался П. И. Чайковский (призрак Графини в «Пиковой даме»), Н. А. Римский-Корсаков (Леший в «Снегурочке»).

Другой пример: хроматический ряд делится на 4 части – по 3 звука – и в каждой выбирается первый и третий, – возникает тон-полутоновая гамма, где устоем служит уменьшенный септаккорд.

Эта звуковая система – излюбленное Римским-Корсаковым средство воплощения картин морской стихии.

Одно из свойств мажора и минора – изменение звукового состава при транспозиции: меняя высотное положение, оба лада изменяют и свой состав – хотя бы на один звук. Но целотоновую гамму можно транспонировать только на полутон или нечетное число полутонов: при сдвиге на тон или несколько тонов ее звукоряд не изменится. Тон-полутоновую систему можно транспонировать только на полутон или на тон, при сдвиге на полтора тона она совпадет с исходной структурой. Оливье Мессиан предложил термин «лады ограниченной транспозиции» (точнее было бы «лады ограниченного числа транспозиций», но это очень громоздкое выражение, и в международной музыковедческой практике принят сейчас термин Мессиана). Обратим внимание, что лады ограниченной транспозиции, строго говоря, ладами не являются, посколькуне содержат центрального устоя и типичной для лада системы тяготений, – это особым образом организованныезвукоряды.

Мессиан разработал и теорию таких звукорядов и широко пользовался ими в своей композиторской практике. Помимо цело-тонового и тон-полутонового (они шли у него под № 1 и 2) он описал еще пять «ладов». № 3 делит октаву на три части и из каждой оставляет первый, третий и четвертый звуки, а с № 4 по 7 октава делится пополам и в каждой половине выбирается от трех до пяти звуков.

Ю.Н. Холопов добавляет к этому перечню еще одну систему, которой воспользовался С. Прокофьев в середине своей Токкаты.

(Это такой же вариант № 3 – с пропуском второго звука в каждом звене, – каким является № 5 по отношению к № 4, только в нем пропускается третий звук.)

studfiles.net

Изучаем пентатонику

Поговорим о пентатониках. Пентатоника- звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники- отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).

Мажорная пентатоника:

Минорная пентатоника:

Теперь проиллюстрируем, как выглядит пентатоника на грифе. Многие из вас наверняка смогут построить пентатоники на гитаре самостоятельно, но я все равно предлагаю пять аппликатурных моделей на каждую из пентатоник, чтобы вы смогли себя проверить (аппликатура- возможный вариант пальцев для исполнения, или, если хотите, "пальцовка").

Мажорная пентатоника:

Минорная пентатоника:

Таблицы - это гриф гитары, стоящей перед вами, струнами к вам. Толстые струны слева, тонкие - справа. Красным квадратом обозначен основной тон пентатоники, он называется тоникой.

Вы, наверное, обратили внимание на тот факт, что таблицы минорной пентатоники полностью повторяют таблицы мажорной, с той только разницей, что тоника теперь другая. Почему это происходит? Все объясняет параллельность тональностей. Кто знаком с этой темой - тот уже все понял, для остальных поясню.

Мы с вами получили пентатонику, удалив из мажорной гаммы IV и VII ступени, а из минорной II и VI, поэтому правило параллельности мажорных и минорных тональностей подойдет и для пентатоник. А правило такое: параллельный минор строится на VI ступени мажора, сохраняя все его знаки при ключе, если таковые имеются. Есть еще одно соотношение. Вы можете отступить от тоники мажора на малую терцию вниз и получите тонику минора. Говоря простыми гитарными словами - отступить через два лада вниз по струне (имеется ввиду движение вниз по звуку).

Таким образом, у одной и той же пентатоники может быть два названия в зависимости от того, какую из ступеней вы примете за тонику. Одно название будет характеризовать мажорное наклонение, другое - минорное.

Теперь к делу. Предположим, что вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор (а для чего еще нужны пентатоники?), для этого вам надо найти ноту ля на любой струне, затем посмотреть на таблицы минорных пентатоник и отыскать квадратик на соответствующей струне. После чего расположите соответственно тонике остальные ноты пентатоники и начинайте играть все, что наболело.

Если обратите внимание, все пентатоники по ширине укладываются в четыре лада, кроме средней. Четыре лада- четыре пальца в игре у левой руки. Думаю, вы догадались, о чем идет речь. Такой способ, при котором каждый палец отвечает за ноту на своем ладу, называется позиционной игрой. В случае же со средней таблицей, предлагаю взять ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, первым пальцем (то есть указательным).

Для непосвященных хочу предложить некую стартовую систему. Поиграйте эти пентатоники гаммообразным движением от самой низкой ноты к высокой и наоборот с целью изучения материала. В процессе игры было бы неплохо знать название пентатоники, которую вы в данный момент играете. Это поможет вам быстрее находить нужные аппликатурные модели пентатоник.

После того как вы освоите эти фигуры в чистом виде, можно переходить к вариантам. Самый простой и поэтому традиционный способ проигрывания гамм - восьмыми нотами (имеются в виду длительности), когда на каждый удар метронома приходится поровну две ноты. Одна- на удар, другая- строго между ударами. Рассмотрим все это на примере ля-минорной пентатоники.

Возьмем, например, тонику (ноту ля) на третьей струне. Это будет второй лад. Посмотрите на таблицы аппликатур минорной пентатоники в начале пособия. Нас интересует последняя картинка. Именно здесь тоника находится на третьей струне. Возьмем ее указательным пальцем, получаем вторую (II) позицию. Начинаем играть с третьего лада шестой струны- это самый низкий звук данной аппликатурной модели.

Нижняя строка - табулатура - это гриф гитары. Внизу шестая струна, наверху- первая. Слева колки, справа корпус гитары. На линейках (струнах) обозначен номер лада, соответственно расположенной выше ноты.

Следующим вариантом может быть триоль, когда четвертная доля (расстояние от одного удара метронома до другого) делится на три равные части и три ваши ноты должны равномерно прозвучать за один удар. Здесь хорошо помогает вальс. Вспомните уроки танцев- раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома:

Итак, пентатоника в триольной ритмике:

Теперь один из мелодических вариантов триольной пульсации, после изучения которого вы можете придумывать свои аналогичные упражнения.

Уметь играть пентатоники на гитаре и не уметь делать бэнд (bend)- подтяжку струны- это кощунство. Поэтому давайте учиться.

Начнем с того, что подтяжку можно делать на любой струне и любым из четырех пальцев левой руки (или правой, если вы используете нестандартный способ и играете на правую руку). В общем, вы прижимаете струну на любом ладу, извлекаете звук (проще говоря- дергаете струну), и тот палец, которым прижали струну, перемещаете поперек грифа в любом удобном для вас направлении. При этом струна должна продолжать звучать, а высота звука будет меняться. Обычно палец перемещают вверх, но, например, шестую струну тянуть некуда- гриф кончается, поэтому тянем вниз. Надо отметить, что бэнд делается не просто так. Чаще всего используют тоновые подтяжки, то есть вы тянете струну до тех пор, пока не зазвучит нота, отстоящая на тон выше исходной. Можно также использовать обратный вариант, когда извлекается звук из уже подтянутой струны, после чего палец опускает звучащую струну в обычное состояние. Таким образом, звук плавно переходит из высокого в низкий. Естественно, можно комбинировать эти два способа. Прижали струну, извлекли звук, сделали подтяжку, отпустили подтяжку, струна при этом должна звучать.

Учиться играть бэнд лучше в средней части грифа; там струна менее упруга и поэтому легче тянется. Возьмем для примера уже известную нам ля-минорную пентатонику, только с тоникой на шестой струне. Это будет первая таблица в разделе минорных пентатоник и играть мы ее будем в V позиции, т. е. начинать с пятого лада шестой струны. От первой до второй ноты данной фигуры полтора тона, поэтому от подтяжки воздержимся. От второй до третьей - тон; ее можете подтягивать (шестую струну- вниз). Прижимаете второй звук 4-м пальцем (мизинцем) и подтягиваете струну до звучания следующей ноты данной пентатоники. Проверить это можно, проиграв после подтяжки реальный третий звук на 5-й струне. В свою очередь, третий звук можно также подтянуть до звучания четвертого, так как между ними один тон. И так далее. Если от ноты, которую вы играете, до следующей ноты по порядку интервал 1 тон, можете делать бэнд.

Аналогично вы можете поступить и с остальными аппликатурными моделями. Разумеется, это лишь материал, которым можно пользоваться, а остальное (музыкальные фразы, мелодические и ритмические комбинации и т.п.) будет зависеть от вашей фантазии, вкуса, чувства меры и опыта (я имею ввиду музыкального, конечно).

Самый простой тренинг, который всегда под рукой - это шлягер по радио или на записи. Включаете его- и вперед! Сложность в том, чтобы определить тональность, в которой он звучит. Я думаю, что, если сразу не получилось, то после нескольких попыток, опытным путем, методом проб и ошибок, вам удастся слиться в едином музыкальном порыве со звучащей информацией.

studfiles.net