Амортизатор автомобиля


Что такое амортизаторы автомобиля

Что такое амортизаторы автомобиля — для чего нужны? Какие выбрать?

📖 Не все автовладельцы воздают амортизаторам должное. Многие из них накатывают сотни километров, не обращая внимания на отчаянный стук спереди или сзади. Некоторым просто не хочется ехать в автосервис. В данной статье мы поговорим для чего нужен автомобильный амортизатор и как проверить его на неисправности. Какие бывают амортизаторы и какой лучше выбрать?

🔎 Для чего нужен автомобильный амортизатор?

Основная задача автомобильного амортизатора – гасить вертикальные колебания. Кроме того, нельзя забывать и о влиянии амортизаторов на разгонную и тормозную динамику автомобиля.

Так, при разгоне автомобиль «приседает» назад, нагружая задние и разгружая передние колеса, снижая тем самым их сцепление с дорогой. При торможении наблюдается обратная картина. Основная нагрузка ложится на передние колеса, а задние лишь слегка притормаживают. И в той и в другой ситуации идеальным было бы состояние, при котором автомобиль сохранял бы свое нормальное «горизонтальное» положение. Примерно та же картина и при маневрировании, но здесь нагрузка смещается не по осям, а по сторонам автомобиля.

Резюмируя, можно сказать, что главной задачей амортизаторов является удержание колеса в постоянном контакте с дорогой во избежание потери контроля над автомобилем. Для чего колесо должно как можно мягче и четче обогнуть препятствие и так же четко и быстро вернуться на дорогу, обеспечивая необходимое сцепление. Современные тенденции сводятся к тому, что, к примеру, пружины или рессоры лишь поддерживают вес автомобиля. Всю остальную работу берут на себя именно амортизаторы, как более точный инструмент. Вот почему так важен их правильный выбор.

🔎 Какие бывают амортизаторы?

Наиболее распространены амортизаторы двух видов – гидравлические и газогидравлические (часто их называют газонаполненными или просто газовыми). В гидравлических амортизаторах гашение колебаний упругих элементов подвески происходит просто за счет перетекания жидкости (обычно это масло) из одного резервуара в другой и обратно через систему клапанов. В газогидравлических также присутствует жидкость, однако она предварительно “поджата” небольшим объемом газа, который, в отличие от жидкости, имеет свойство сжиматься.

К слову, у газогидравлических амортизаторов есть “классический” недостаток, особенно ярко проявляющийся на наших дорогах. При неизбежной тряске воздух вспенивает масло и создает “воздушные ямы” в работе амортизатора. При интенсивной же вибрации возникают воздушные пузырьки низкого давления, что не только снижает эффективность работы амортизатора, но и довольно быстро приводит его в негодность. Срабатывает эффект кавитации, когда мелкие пузырьки просто разъедают стенки и другие детали устройства.

В переднеприводных автомобилях, столь популярных сегодня, сосуществуют два принципиально разных вида амортизаторов – классические задние и передние, типа McPherson. McPherson – это амортизаторы с телескопической гидравлической передней стойкой довольно сложной конструкции.

🔎 Как проверить неисправность автомобильных амортизаторов?

Исправные амортизаторы. Не чувствуешь тряски и вибрации, да и шума в автомобиле меньше. Состояние амортизаторов сказывается на всем, что связано с автомобилем. Плохие амортизаторы – это и ухудшенный разгон машины, и проблемы с плавностью хода, торможением, прохождением поворотов и преодолением подъемов и спусков – словом, все, что способно привести к аварии из-за увеличившегося вследствие вибрации проскальзывания колес.

Между тем, самостоятельная проверка исправности амортизатора весьма проста. Достаточно визуальным осмотром определить, нет ли потеков жидкости на корпусе амортизатора, а затем интенсивно покачать автомобиль по очереди за каждый угол, нажав на крыло или бампер три-четыре раза. После этого кузов должен совершить лишь одно “возвратное” движение до номинального уровня. Если же машина качается дольше или при этом слышны отчетливые стуки, амортизатор можно считать неисправным и его стоит заменить.Какие амортизаторы лучше поставить?

В отличие от различных «расходных материалов», замена амортизатора влияет на соотношение комфорт/управляемость довольно-таки значительно. Необходимо заметить, что когда вы улучшаете один параметр, ухудшается другой. А вот что важнее и насколько — вам следует определиться самим, всё равно не получив квалифицированной консультации специалистов вам не обойтись. А вообще вам следует знать, что многие автопроизводители всегда указывают, какие амортизаторы подходят для вашего автомобиля.

Данный подход тоже оправдан, так как большинство амортизаторов специально рассчитаны только под определенный автомобиль. В любом специализированном магазине имеется каталог, по которому вы можете выбрать, какой амортизатор подходит для вашего авто.

Имеется ещё один аспект, который касается только отечественной автотехники — чтобы угнать за низкой себестоимостью, многие российские автомобили покидают конвейер «на том, что подешевле». Я думаю, вы сами хорошо понимаете, что управляемость данной комплектации оставляет желать лучшего. Вообще то, вам и не нужно знать, какие амортизаторы стоят в вашем авто, это следует знать работникам, обслуживающим ваш автомобиль.

Единственно, на что следует обратить внимание — нравится ли вам поведение своего автомобиля или нет. Но если вы умеете ценить управляемость, прекрасно справляетесь с критическими режимами, то хотите ли вы этого или нет, вам придется разобраться в настройках подвески. А если вы являетесь спокойным водителем, редко выбираетесь за городскую черту, то есть большая вероятность того, что за всю свою жизнь вы так и не узнаете, какие у вас стояли амортизаторы.

Более того, прежде чем ставить газонаполненные амортизаторы, учитывайте, что они намного жестче гидравлических. И для многих из нас «табуреточный» комфорт не искупается улучшенной управляемостью. Особенно будут недовольны пассажиры, которые вообще, подозреваю, не способны осознать прелесть таких понятий, как управляемый занос, езда в скольжении и кайф от боковых перегрузок при поворотах.

Следующий немаловажный параметр — это цена. Может отличаться на разные типы амортизаторов от разных производителей на порядок, а то и больше. А вот целесообразность — отдельная песня. Нет смысла ставить на подержанную технику дорогие амортизаторы, а кузова подержанных российских автомобилей «по жизни» довольно хлипкие, на жестких спортивных амортизаторах умирают очень быстро. Поэтому снова и снова отправляем вас к специалистам, которые подскажут, когда менять амортизаторы и на что.

🔎 Как работает автомобильный амортизатор

При работе амортизатора необходимо предусмотреть множество различных вариантов и характеристик его функционирования. Ведь дорога имеет куда более сложное покрытие, чем в теории, да и автомобиль едет не всегда по прямой. Нюансов очень много. К примеру, несколько последовательных кочек заставляют его работать прерывисто: не успев толком распрямиться, амортизатор снова должен работать на сжатие. Нужно обеспечить и комфортное обрабатывание мелких неровностей, а на крупных избежать полного сжатия амортизатора, грозящего его пробоем. Здесь, как нигде более, важен компромисс – оптимальный баланс между комфортностью и точной управляемостью.

Следующая большая проблема – теплообразование. И чем выше вязкость жидкости или меньше перепускные отверстия поршня, тем выше жесткость амортизатора и больше выделяется температуры при его работе. Отвод тепла – очень важная задача. Но и минусовая температура доставляет немало проблем. При большом минусе масло, находящееся внутри амортизатора, может загустеть, что сделает амортизатор более жестким. Характеристики могут меняться до нескольких десятков процентов. В данном случае все решает правильный подбор масла.

Далее вопрос – аэрация. Поскольку в современных амортизаторах наряду с маслом присутствует и некий газ, они могут смешиваться в процессе работы, и масло превращается в пену. А поскольку пена, в отличие от масла, может быть сжата, это резко снижает эффективность демпфирования.

Не менее важный вопрос – расположение амортизаторов. Наиболее выгодное, с точки зрения работы, место – как можно ближе к колесу, точно перпендикулярно плоскости подвески. Установка амортизатора под углом (как это часто бывает) снижает его демпфирующую эффективность (отклонение от перпендикуляра подвески +/– 50 О – эффективность амортизатора 68%).

Все вышесказанное возводит амортизаторы с позиции банального автомобильного узла в сложнейшую и многогранную науку. И как в любой другой области, здесь также существуют различные конструкторские и компоновочные решения поставленных задач.

Поделиться новостью с друзьями:

Похожее

help4auto.com

устройство, срок службы, принцип работы, конструкция

1175 Просмотров

Абсолютно не важно, какой стоимости автомобиль, будь он современным или старым, плавность и комфорт при движении в первую очередь ложится на работу ходовой части. Данная тема очень актуальна для российских дорог. Главной деталью ходовой части легкового автомобиля является амортизатор, ведь именно он отвечает за плавность хода всей подвески, а также способствует активной безопасности во время движения. В этой статье мы поговорим об устройстве и работе амортизатора в любом автомобиле, а также затронем тему их разновидностей.

Классическое устройство

С технической точки зрения, амортизатор автомобиля состоит из нескольких частей, такое устройство никак не зависит от того или иного типа. Главной деталью подвески легкового автомобиля является главный цилиндр, который погружен в основной корпус и соединён специальными зацепами.

В полость корпуса заливается специальная жидкость, для некоторых типов амортизаторов используется в добавлении и газ. Внутри поршня находятся специальные клапаны, которые перепускают жидкость из одной камеры в другую во время хода подвески.

В результате трения жидкости об эти клапаны происходит демпфирование подвески автомобиля. Практически на всех автомобилях демпфер закрепляется при помощи специальных кронштейнов, ориентир в положении амортизатора выглядит таким образом, что его нижняя часть с маслом находится внизу, а верхняя часть закрепляется с помощью штока к верхней опоре кузова.

Для такого монтажа производители предусматривают специальные кронштейны и заранее оборудуют гаситель этими элементами. Для того, чтобы при работе амортизатора из его полости не сочилась жидкость, производители устанавливают высокопрочные сальники, благодаря которым, масло даже под огромным давлением не вытекает наружу. Такая система применима на всех типах амортизаторов.

Какие существуют амортизаторы для автомобилей и их типы

Сейчас мы поговорим об основных типах демпферов, а также их конструкциях. Существует несколько типов амортизаторов, а именно: 1 и 2 трубные конструкции. Давайте поговорим о конструкции амортизаторов, в основе которых лежат две трубы, так как такое изготовление считается наиболее востребованным среди автомобилестроительных компаний.

Такой тип амортизаторов кроме основного цилиндра, а также поршня имеет вдобавок еще один элемент, который содержит в себе колбу повторяющую конструкцию общего типа, по принципу сжатия.

В момент хода подвески вниз поршень начинает сдавливать масло, которое через специальный клапан переходит во внешнюю камеру. В этой камере создается еще дополнительное сжатие газа, который вытесняет масло. В тот момент, когда шток поднимается наверх, открываются клапаны поршня, что дает маслу перетечь в основную камеру.

С точки зрения конструктивных особенностей, эта схема является весьма простой, но имеет многочисленные недостатки.

  • В результате сильного трения жидкости от края клапанов создается высокая температура корпуса и всех внутренних частей, что крайне негативно влияет на продолжительность и качество работы демпфера.
  • В результате продолжительной работы жидкость начинает вспениваться из-за присутствия газа, что способствует понижению эффективности работы всего механизма.

Что касается системы гасителей с одной трубой, то в них отсутствуют внешний цилиндр, и основной принцип — перетекание масла образуется с помощью специальных клапанов, которые установлены непосредственно на главном поршне. В случае, если в составе демпфера к маслу используется сжатый газ, то он находится в противоположной части колбы. Между маслом и газом установлен специальный поршень, который по принципу работы разделяет эти субстанции на две зоны.

Если учитывать, что такая сборка не включает в себя наличие нижних клапанов, на себя данную функцию берет основной поршень, который изготовлен по весьма сложной технологии.

Для лучшего охлаждения элементов амортизатора изготовитель протачивает специальные отверстия для отвода лишнего давления. Такой тип амортизаторов показывает весьма неплохие характеристики и отлично справляется с удерживанием автомобиля на трассе. Оба принципа этих демпферов, а именно 1 и 2-трубные, имеют практически одинаковые размеры, однако однотрубная конструкция содержит в себе больший объем, что положительно сказывается на температурной устойчивости всего механизма и сроке его службы. Благодаря тому, что между газом и маслом расположен плавающий поршень, такие амортизаторы автомобиля можно устанавливать в различном ориентире, не беспокоясь о его работе.

Конечно, и такое устройство имеет недостатки, а именно: среди них является один существенный минус, который характеризует срок службы данного типа демпфера.

Из-за однотрубного устройства в полость рабочего тока и сальника может попадать пыль и грязь от дороги, что крайне негативно сказывается на сроке службы.

Еще одной критической особенностью является плохая устойчивость к переменам окружающей температуры, так как в данной схеме используется колба, обладающая тонкой стенкой.

Выводы

Как выяснилось, все виды амортизаторов подвески имеют свои преимущества и недостатки, а также схожий принцип действия, однако эти нюансы крайне редко беспокоят владельцев автомобилей. Мы рекомендуем проводить регулярный осмотр вашего железного коня и совершать своевременный ремонт, чтобы продлить срок его службы.

portalmashin.ru

Самые лучшие амортизаторы для автомобиля

На популярный вопрос, какие амортизаторы лучше, каждый автомобилист ответит по-своему. Ведь на сегодняшний день их выпускается огромное количество, и выяснить какой же лучше остальных, довольно сложно. Именно по этой самой причине, созданный нами рейтинг лучших автомобильных демпферов способен помочь при выборе, ознакомить с основами работы этой детали и указать верный тип, который идеально подойдет для конкретной модели авто.

Амортизатор для автомобиля

Какую роль играет амортизатор в конструкции автомобиля

Для начала, как и обещали, разберем принцип работы данных деталей. На сегодняшний день используется всего три типа демпферов. Это всеми известные газовые, масляные и газомасляные типы амортизаторов. Но, кроме этой классификации, амортизаторы делятся еще на однотрубные и двухтрубные варианты.

По сути, каждый демпфер должен устанавливаться на каждое колесо автомобиля. Другими словами, каждая точка опоры автомобиля должна наделяться специальной пружиной, которая бы принимала на себя все колебания и нагрузки, происходящие из-за езды по твердой и неровной поверхности. Таким образом, защищается не только целостность кузова автомобиля, но и в значительной степени увеличивается безопасность вождения, повышается комфортность езды и т.д. В некоторых случаях, чтобы увеличить комфорт, производители даже устанавливают на одно колесо два амортизатора, но это уже конкретный случай, о котором мы узнаем более подробно из следующих статей.

Амортизатор – это своеобразный демпфирующий элемент конструкции автомобиля, вместо которых раньше выступала рессора. Но такая составляющая, как металлическая рессора, гасить колебания после проезда неровностей так эффективно не может, так как работает лишь в одном направлении. Амортизатор же придуман специально для этого и способен гасить колебания, идущие вниз и вверх.

Представьте себе, что вы заехали на скорости в яму. Что произойдет в этот момент? Кузов автомобиля сначала опустится вниз, а затем вновь поднимется вверх. Амортизатор в данном случае значительно смягчает эти колебания. Если бы амортизаторов не было, то при опускании кузов бы всегда крепко и сильно соприкасался бы с землей, а при поднимании – колеса бы отрывались от земли и автомобиль терял бы траекторию.

Амортизаторы Koni

Автомобильные амортизаторы марки Koni

По праву, это самые лучшие амортизаторы. Это и самые дорогие демпферы газового и газомасляного типа, занимающие в нашем рейтинге первое место. Они считаются самыми долговечными и вполне возможно, что выйдут из строя вместе с автомобилем.Единственный минус этих амортизаторов – цена, которая довольно высокая. Зато можно больше не «париться» насчет качества демпферов, установив эти модели амортизаторов.

В газовых амортизаторах Кони газ закачивается в компенсационную камеру под высоким давлением. На большой скорости автомобилю ничего не грозит, ведь газовые амортизаторы – это очень жесткий вариант, снижающий вероятность возникновения аквапланирования.

Кроме того, данные амортизаторы имеют еще и специальную регулировку параметров. Другими словами, можно собственными руками настроить жесткость амортизаторов. Эти демпферы, отличаясь высокой прочностью и надежностью, стоят не меньше, чем 100 долларов за одну штуку.

На выбор покупателя представлены две серии амортизаторов Кони. Это Кони Спорт и Кони Специал. Первый вариант представляет собой идеальный вариант для водителей, предпочитающих агрессивный и скоростной стиль езды. Вторая серия демпферов – это вариант для автомобилистов, предпочитающих комфортную езду.

Второе место — амортизаторы Bilstein

Автомобильный амортизатор Bilstein

Амортизаторы, которые выпускаются специально для спортивных автомобилей. Так же, как и Кони, данные демпферы отличаются жесткостью и самостоятельно настраиваются. При скоростном прохождении поворотов, даже самых крутых, данные устройства показали себя только с лучшей стороны.

Амортизаторы Bilstein сделаны по-своему и отличаются от Кони, хотя и чувствуется родство. В частности, и это производитель представляет на выбор две серии: спортивную и обычную. Если на амортизаторах Кони Спорт автомобиль трясет не очень, то Билстейн Спорт – это просто зубодробилка.

Газомасляные и газовые амортизаторы, выпускаемые данной фирмой, лучше держат дорогу на «гребенке». Другими словами, когда дорожное покрытие бывает вдоль и поперек испещрено поперечными мелкими неровностями, данным демпферам хоть бы что.

Кроме того, амортизаторы этого типа полностью, если можно так выразиться, равнодушны к температурным перепадам. Если масляные демпферы с приходом сильных морозов уже не так хорошо показывают свои амортизационные свойства, то газовым моделям все нипочем.

На видео рассказано что нужно знать при выборе автомобильных амортизаторов:

Хоть вышеописанные газовые амортизаторы фирм Кони и Билстейн имеют столь много преимуществ, есть у них и недостатки. И это не только высокая цена.

В частности, амортизаторы газонаполненного типа слишком жесткие, а это в свою очередь может отрицательно сказываться на подвеске автомобиля или других элементах машины, которые начнут быстрее изнашиваться.

Кроме того, когда амортизаторы слишком жесткие, то езда становится менее комфортной.

Но Кони и Билстейн на то и лучшие, что в последнее время производители стали учитывать все пожелания покупателя и выпускают демпферы с регулировкой жесткости, благодаря чему компенсируется износ остальных деталей и одновременно с этим появляется возможность настройки амортизаторов без их снятия.

Как Кони, так и Билстейн выпускают чаще однотрубники, которые идеальны для установки во внедорожниках и других тяжелых машинах.

Амортизаторы Sach и Monro – добротные трудяги

Автомобильные амортизаторы Sach

Водителям, которые чаще и больше ездят можно посоветовать амортизаторы газомасляного типа фирмы Sachs. Они отличаются приемлемой ценой и при этом довольно высокой надежностью. Что касается хорошего качества их изготовления, то за это говорит тот факт, что именно эти демпферы покупаются лучше всего. Они практически оккупировали конвейеры японских и европейских автомобильных заводов, ведь как известно, спрос рождает и количество выпускаемой продукции.

Техническое исполнение данных амортизаторов полностью соответствует тем предписаниям, которые ставит производитель автомобилей. При их производстве используются высококачественные материалы, а технология обработки такова, что обеспечивается высокая коррозийная стойкость.

Неплохо себя зарекомендовали и популярные в России амортизаторы Monro. Только вот как Монро, так и Sachs никогда не догонят Кони и Билстейн из-за разного подхода к клиентуре. Так, Кони и Билстейн всегда выпускают амортизаторы, которые отличаются классом и типом. Другими словами, можно всегда выбрать амортизатор для внедорожника и демпфер для легковушки. Эти производители видят разницу в этом, что, конечно же, правильно.

А вот Монро и Sachs никакой разницы в своих амортизаторах не ставят. Их демпфер одинаково предназначен как для «Нивы», к примеру, так и для Ваз 2107. Но это и объясняет такую разницу в цене, ведь описанные амортизаторы стоят, чуть ли не в два раза дешевле Кони или Болстейн.

Амортизаторы для дачников: Al-Ko и QH

На видео происходит монтаж амортизаторов Al-KO:

Какие лучше поставить амортизаторы водителю, который проживает в сельской местности и постоянно ездит в условиях бездорожья? На данный вопрос производитель Al-KO даст положительный ответ. Именно эта фирма выпускает сравнительно дешевые амортизаторы, в основном, гидравлического типа, которые хоть и уступают в долговечности тем же Монро и Sache, зато идеальны при спокойной езде. Их вполне хватит на 20 тыс. км пробега, даже при ежедневных прохождения дорог, представляющих собой неоднородное месиво из грязи, пыли, снега и льда.

Компания Алко – это не только производитель амортизаторов. Уже более 40 лет данная фирма обеспечивает автомобильный рынок продукцией, которая хоть и дешевая, но качество имеет отменное.

Что касается амортизаторов, то демпферы от Al-KO уже давно пользуются уважением в среде мотоциклистов и водителей легковых автомобилей. Выпускает фирма и амортизаторы для внедорожников и кроссоверов, но они такой популярностью не пользуются.

Сродни с Al-KO можно назвать и производителя Quinton Hazel, ориентированного на выпуск амортизаторов для новых, только вышедших автомобилей и машин не первой свежести.

Зная, какие амортизаторы выбрать, автомобилист получает очень полезную информацию. Он уже не будет бесцельно приобретать необходимые детали для своего автомобиля, а вдумчиво проведет анализ и только потом определится в выборе.

rating-avto.ru

Лучшие амортизаторы для автомобиля

О вопросе — какие амортизаторы лучше для автомобиля — ведётся много споров. Ведь сколько автолюбителей, столько и различных мнений. Поэтому, перед тем как выбирать амортизаторы, нужно сформулировать ответ на один вопрос: что общего у всех этих конструкций? Ответ вполне очевиден. Основная задача всех стоек (народное название) в устройстве автомобилей — создание условий, благодаря которым езда на машинах будет безопасной и комфортной. Помня об этом, каждый человек по-своему подходит к решению вопроса выбора.

Для начала нужно разобраться, какие бывают амортизаторы по особенностям конструкции. В основном стойки (народное название) делят на гидравлические и газовые, а также однотрубные и двухтрубные, ещё с возможностью регулирования или без неё. Однако действуют все устройства по одному и тому же принципу. В цилиндре двигается поршень, на котором есть тарированные отверстия. От числа и размера этих отверстий зависит быстрота перемещения поршня внутри стойки. Жёсткость либо мягкость этих деталей зависит от того, сколько амортизирующей жидкости пройдёт через клапан за одну единицу времени.

Конструкции

Существует несколько типов конструкций.

Двухтрубные гидравлические стойки. Содержат в своей конструкции два цилиндра. Через тарированный клапан из одного цилиндра во второй переливается масло. Сегодня все такие амортизаторы очень простые, широко применяемые и недорогие. Лучше они годятся при спокойной езде, не экстремальной, по непересеченной местности. При больших скоростях, езде по очень неровной поверхности, частых и резких перестроениях на дорогах такие конструкции работать быстро перестают. Ещё одно их неудобство — большие вес и инертность. В общем, квалифицированные специалисты не советуют ставить такие детали на тяжёлые и скоростные автомобили. Всё-таки у гидравлических амортизаторов есть одно весомое преимущество для автовладельцев — невысокая цена.

Однотрубные газовые стойки. Этот тип амортизаторов второго цилиндра не имеет. Используют они газ, а кроме него ещё и рабочую жидкость. По конструкции такие устройства можно ставить «вниз головой», что невозможно делать с гидравлическими. Если давление газа растёт, то стойка скорее среагирует на удар. Их цена выше, чем у гидравлических. Однако цена — один-единственный их недостаток. Относительно ресурса газовых амортизаторов стоит отметить: хороший пройдёт более 60 тысяч километров. Однако масляный более простой и надёжный.

Однотрубный тип

Двухтрубные, с газовым подпором, стойки. Этот вариант — компромиссный между первыми двумя конструкциями. Они дешевле, чем газовые, но выносливее гидравлических и быстрее их.

Другие амортизаторы. Регулируемые амортизаторы пригодятся тем, кто ездит по самым различным дорогам. Настройки у них достаточно легко изменяются в соответствии с планируемой поездкой. Стоимость такого комфорта немного выше, чем газовых. Другая новинка — активные амортизаторы, жёсткость их регулируется прямо из кабины.

Какие амортизаторы лучше: газовые или масляные

Прежде всего, стоит ориентироваться на рекомендации производителя эксплуатируемого автомобиля, то есть на стандартные амортизаторы. Однако надеяться на них нужно не очень. Ведь производитель выпускает их из расчёта усреднённых условий эксплуатации. Делать свой выбор нужно с учётом конкретной ситуации, а также иметь в виду ещё некоторые факторы:

  • Некорректно сравнивать разные по конструкции амортизаторы, перечисляя их взаимные недостатки. Каждая модель лучше служит для работы в конкретных режимах. И в самом деле, никто не может доказать — вот этот амортизатор самый лучший. Всё зависит и от других факторов.
  • Важно учитывать особенности конструкции автомобилей и амортизирующего устройства, для того чтобы никаких сложностей в случае его замены не возникало.
  • Также важен стиль езды водителя. От этого зависит, какие амортизаторы лучше подойдут. Агрессивная езда или спокойная? Лучшие могут быть разные.
  • При замене амортизаторов нужно помнить, что все они должны быть одного типа. Различие же в типах скажется на комфорте и управляемости автомобиля.
  • На принятие решения всё-таки должен влиять не столько бренд производителя и стоимость продукции, сколько результаты тестов, публикуемых постоянно.
  • Также стоит посетить форумы автолюбителей для конкретной модели автомобиля. Отзывы самих водителей скажут гораздо больше, и информация эта будет объективней, чем только от производителя.

Какие показатели можно отметить

Для сравнения выбраны наиболее популярные модели стоек: Monroe Original, Kayaba Exel-G, Bilstein.

Тормозной путь — ломанные и некачественные амортизаторы влияют на длину тормозного пути в случае экстренного торможения: он увеличивается. Результаты же испытаний тормозного пути (при движении на скорости 40 км/ч) такие:

  • Monroe Original — 8,5 метра;
  • Kayaba Exel-G — 9 метров;
  • Bilstein — 8 метров.

Вроде бы маленькое расстояние, однако оно существенно на дороге — это дистанция до встречного транспорта или пешехода.

Расположение стоек в автомобиле

Прохождение автомобилем крутых поворотов, частое маневрирование на дороге — амортизаторы уменьшают центробежную силу и не позволяют колёсам оторваться от полотна дороги. Тестирование указывает на снос задней оси авто на 90 градусов:

  • Monroe Original — при скорости 48 км/ч;
  • Kayaba Exel-G — при скорости 52 км/ч;
  • Bilstein — при скорости 59 км/ч.

Устойчивость автомобиля при движении по неровной дороге. — три тестируемых модели по этому параметру одинаково не имеют нареканий.

Общий комфорт в движении — по этому показателю личное впечатление будет решающим, поскольку и показатель сам весьма субъективный.

Для быстрой и резкой езды, таким образом, подходит больше всего Bilstein. Для комфортной езды на большие расстояния можно выбрать Monroe. Если кому-то больше подходит компромиссное решение, тогда стоит выбрать Kayaba.

В любом случае, решая какие лучше поставить амортизаторы, неправильно пренебрегать мнением специалистов. В автосервисе профессионалы всегда готовы помочь.

Диагностика амортизаторов

Сегодня по статистике необходима замена амортизаторов в каждом четвёртом автомобиле. Плохие амортизаторы наносят урон управляемости авто, влекут рост тормозного пути, снижают сцепление с полотном дороги и т. д.

Если при езде в машине ощущается постоянная тряска, неравномерная вибрация, слышатся стуки при движении по неровностям, то в амортизаторе машины есть неполадка. Самое простое и разумное — это диагностика подвески при каждом посещении автосервиса. Впрочем, некоторые неисправности можно отремонтировать самостоятельно. Сегодня есть несколько способов диагностировать амортизаторы автомобиля — начиная с самого поверхностного и заканчивая глубинным, с использованием высокоточной техники:

  • Сначала посмотреть. Нужно постараться заглянуть под автомобиль. На амортизаторе, возможно, будет масляный «туман», но без подтёков, тогда всё в порядке. Затем осмотр шин, их разный износ является первым признаком износа. Срочная замена будет требоваться, если амортизатор имеет ржавчину, какие-то механические повреждения.
  • Неполадки амортизатора проявляются при движении автомобиля — машина виляет, меняет линию движения при наезде на маленькие неровности, плохо слушается руля.
  • Диагностика машины в автосервисе. Проверка подвески специалистами может выявить необходимость замены амортизаторов.

Почему они ломаются

Самые частые причины:

  • Из-за старения (усталость сальника, износ клапанной системы, нарушения герметичности и т. д.).
  • Сальники могут повредиться или вовсе отсутствовать.
  • В подвеске появился сильный «пробой». Тогда делать надо будет не одни амортизаторы.
  • Неверно установленный амортизатор. Поэтому не стоит заниматься такой работой без конкретных навыков и наличия специального оборудования.

Какие амортизаторы выбрать

Моделей таких устройств очень много. Лучшие среди них: японские Tokico и Kayaba, европейские модельные ряды Monroe, Rancho, Plaza, Boge.

Поскольку замена амортизаторов существенно влияет на отношение «комфорт/управляемость», надо определить самостоятельно — что важнее и почему. При этом без советов квалифицированных специалистов не стоит обходиться. Впрочем, большинству известно, что почти все производители указывают, какие амортизаторы лучше подходят для их автомобилей. Найти подходящий товар всегда можно по каталогу, имеющемуся в каждом специальном магазине.

Конечно, какие амортизаторы выбрать — дело только личное каждого автовладельца. Может быть, кто-то доверится отзывам на форумах, а кто-то захочет сравнить характеристики разных марок и найдёт для себя лучшие амортизаторы. В любом случае относиться к этому надо очень серьёзно. Ведь от выбора может зависеть не только комфорт, управляемость в дороге, но и безопасность. Грамотный выбор помогут сделать профессионалы.

365cars.ru

Амортизаторы авто - виды, какие лучше выбрать

 

Предназначение амортизаторов авто

Как проверить работоспособность амортизаторов

Виды амортизаторов

Какие амортизаторы лучше выбрать

 

 

Мы ничего не знаем о работоспособности амортизаторов до момента выхода из строя

Ходовая часть автомобиля по своей компоновке и технической реализации, как правило, недоступна для осмотра и первичной диагностики. Наиболее закрытыми для проверки элементами подвески являются ступичные подшипники и амортизаторные стойки. На последние, кроме обеспечения необходимого уровня комфорта, возлагаются функции увеличения безопасности движения, в том числе гашение колебаний подвески и раскачивания кузова, предотвращение возможного отрыва колес от поверхности дорожного полотна.

 

Что такое амортизатор автомобиля и зачем он нужен

 

Амортизатор — это устройство для гашения колебаний и поглощения толчков и ударов подвижных элементов (подвески, колёс), а также корпуса  транспортного средства, посредством превращения механической энергии движения (колебаний) в тепловую.

 

Поэтому, если амортизатор выходит из строя, автомобиль начинает "ловить" каждую кочку, а при попадании в яму, появляется стук. Неисправность амортизаторов не только негативно сказывается на комфортность поездки, но и вывод из строя детали подвески автомобиля.

 

Автопроизводитель дает возможность владельцу машины по собственному усмотрению заменить отдельные узлы на однотипные варианты, благо, рынок перенасыщен ими - оригинальными или изготовленными по лицензии. В первую очередь это относится к дискам, шинам и амортизаторам.

Но если маркировка на шинах и паспортные данные дисков позволяют довольно просто проверить их пригодность в качестве замены, с амортизаторами все намного сложнее – сами изделия основательно скрыты под арками крыльев и практически недоступны для осмотра, маркировка на корпусе всегда закрыта слоем пыли и грязи.

 

 

 

Как проверить работоспособность амортизаторов

 

Но, даже определив модель и характеристики установленных амортизаторов, определить остаточный ресурс и степень работоспособности без специального оборудования практически невозможно. В условиях гаражного саморемонта используют старый дедовский метод. Демонтированные амортизаторы по очереди закрепляют на верстаке и нагружают весом в 70-80 кг. Если время полного выхода штока под нагрузкой составляет не менее 4-5 сек, узел считается исправным. Понятно, что современные конструкции амортизаторов подобным способом не проверяют.

Дотошные контролеры и исследователи технического состояния автомобильной техники из Автомобильного института Объединенного технического центра, расположенного в Исманинге, под Мюнхеном, провели исследования технического состояния амортизаторов машин рядовых граждан Германии. Машины отбирались вслепую и проходили проверку без демонтажа амортизаторов на специальном стенде известной фирмы «Боге». Автомобиль размещался на специальной платформе и подвергался вибрациям с помощью электромеханических генераторов колебаний, по собственным колебаниям подвески достаточно точно определялся неисправный амортизатор. В 38 из 100 случаев автомобиль имел хотя бы один неисправный или неработающий амортизатор, а 3 % проверяемых автомобиля имели все непригодные к эксплуатации амортизаторы.

Проверка работоспособности амортизаторов самостоятельно

 

Еще один распространенный способ проверки работоспособности амортизаторов широко рекламируется отдельными производителями автомобилей и амортизаторов. Считается, что достаточно ритмично раскачать кузов автомобиля – на исправных амортизаторах развития колебаний не произойдет. На демпферах, потерявших работоспособность, колебания будут легко набирать размах и силу. Подобные тесты не всегда дают достоверные результаты, в рассеивании энергии колебаний принимают участие не только демпферы амортизаторов, немалое сопротивление низкочастотным раскачиваниям оказывают силы трения в шарнирах подвески.

Если в подвеске шарниры работают с очень малым сопротивлением сил трения, и установлены амортизаторы с прогрессивной характеристикой сопротивления, автомобиль рискует получить раскачивание кузова во время движения под воздействием высокочастотных колебаний даже при исправных демпферах.

 

Виды амортизаторов для автомобилей

 

Из всего разнообразия моделей и марок можно выделить две основные разновидности конструкций – двухтрубного исполнения и однотрубного газонаполненного.

Двухтрубные гидравлические амортизаторы

 

Наиболее распространенная схема, представляет собой телескопическую систему двух цилиндрических емкостей, или труб, расположенных коаксиально (одна внутри другой). В такой системе образуются две взаимосвязанные полости – рабочая и компенсационная. Последняя находится между стенками наружной и внутренней труб. К верхней и нижней частям амортизатора привариваются кольцевые проушины, с помощью которых устройство крепится к кузову и балке подвески соответственно. Внутри рабочей полости перемещается шток с поршнем, передающий энергию нагрузки от верхней части крепления амортизатора находящемуся в полости маслу калиброванной вязкости. Рассеивание энергии происходит при продавливании поршнем жидкости через специальную систему дросселей в компенсационную полость.

К достоинствам системы можно отнести технологичность и дешевизну изготовления, простоту и надежность конструкции, возможность проведения ремонта заменой сальников и уплотнений штока и поршня. К недостаткам относят более низкую демпфирующую характеристику, (рабочее положение не должно отклоняться от вертикали более чем на 45град), потребность в дополнительном пространстве под крыльями для полноценного монтажа и работы.

Однотрубные газонаполненные амортизаторы

 

Схематически амортизатор представляет собой цилиндрическую емкость с маслом, внутри которой перемещается шток с поршнем. Газонаполненный вариант подразумевает наличие в емкости отдельной газовой полости, заполненной специальным инертным газом под относительно большим давлением, до 30 атм. Подобная схема позволяет легко поглощать высокочастотные колебания, уменьшает склонность к смещению ведущих колес относительно дороги в зависимой подвеске. Подобные амортизаторы можно ставить в любом положении, они более компактны в сравнении с двухтрубной компоновкой.

 

Какие амортизаторы лучше выбрать

Если пришлось выбирать и есть возможность сделать выбор, то с большой долей уверенности можно сказать, что практически повсеместно газонаполненные амортизаторы теснят двухтрубные в сегменте легкового автотранспорта. Основной причиной является стремление заставить автолюбителей использовать более сложные и дорогие, не ремонтируемые в гаражных условиях, узлы и агрегаты.

 

 

И газонаполненные амортизаторы являются прекрасной иллюстрацией сложившегося положения. Подобная конструкция незаменима для легкового автомобиля, если скорости движения далеко вышли за 100 км\ч. Именно высокочастотные и низкоамплитудные колебания рычагов подвески заставляют автомобиль терять надежное сцепление с дорогой, серьезно уменьшается комфорт езды на автомобиле. Но ресурс подобных устройств значительно ниже, их невозможно качественно и дешево отремонтировать, стоимость таких изделий значительно дороже. Малейшие следы коррозии на полированной поверхности штока способны сократить ресурс в разы.

В то же время большая часть автотранспорта редко превышает скорость в 120 км\ч, большинство современных дорог требуют качественных и долговечных амортизаторов, работающих прежде всего с низкочастотными колебаниями подвески и раскачиваниями кузова. В подобных условиях обычные двухтрубные системы практически не уступают в эффективности газонаполненным.

Правильным будет выбор прежде всего качественного изделия, естественно, что подделок среди газонаполненных вариантов значительно больше, а определить их качественную характеристику в кустарных условиях очень сложно.

 

Интернет-издание "Выбор мой"

vibormoi.ru

Амортизатор. Что это такое ?

03.1428

Обновлены наличие цены на контрактные агрегаты

Обновлены наличие цены на контрактные агрегаты

06.1324

На сайте выложено уникальное видео падения метеорита в озеро Чебаркуль.

Премьерный показ уникального видео падения метеорита в озеро Чебаркуль.

04.1309

Устройство АКПП

На сайте выложены схемы внутреннего устройства АКПП Toyota

03.1309

Выложен новый прайс на двигатели автомобилей европейского производства

03.1303

Обновлен лист цен

Обновлен прайс-лист 04.03.2013

 

Задачи амортизаторов

Амортизаторы появились на автомобилях задолго до широкого внедрения известных сегодня цилиндрических конструкций с перемещающимся поршнем. Первоначально почти повсеместно распространенные рессоры совмещали в себе одновременно и пружину и амортизатор. Пружинили листы, они же и терлись друг об друга, стянутые для этого в пакеты, переводя кинетическую энергию в тепловую и гася вертикальные колебания.

Идея разделить функции пружин и демпфирующих устройств была вынужденной. Широкое внедрение независимой подвески, значительно повышающей комфорт и управляемость, подвело к этому чисто конструктивно. С приходом винтовых пружин вместо рессор рядом с ними так и просилось что-нибудь цилиндрическое. К тому же, разболтанную рессору приходилось менять целиком или перетягивать, что по трудоемкости значительно превосходило замену пары амортизаторов, закрепленных двумя гайками каждый.

Механическое трение заменили на гидравлическое. Первое было очень трудно контролировать, по мере быстрого износа трущихся поверхностей характеристики всей системы так же быстро менялись. Кроме того, все это сопровождалось, обычно, скрежетом и скрипом что, как Вы понимаете, не добавляло комфорта пассажирам. Гидравлическая система с маслом, прогоняемым через тонкие калиброванные отверстия клапанов служила на несколько порядков дольше, не меняя существенно своих характеристик. К тому же появилась возможность достаточно четко дозировать эти характеристики, простой сменой двух или четырех амортизаторов делать один и тот же автомобиль более комфортабельным или более спортивным.

Гидравлическое трение имело перед механическим еще одно бесспорное преимущество. Клапаны, через которые протекает масло, можно настроить так, что сопротивление амортизатора будет разным в зависимости от направления работы подвески. Обычные амортизаторы имеют усилие при отбое в два-четыре раза больше, чем усилие при сжатии. Это означает, что когда колесо наезжает на препятствие, оно с легкостью идет вверх, а затем, уже при возврате его назад, пружинам и приходится работать, тратя накопившуюся при сжатии кинетическую энергию. Меняя характеристики сопротивления ходов, получают "более спортивные" или "более комфортные" подвески, не меняя принципиально их конструкции.

Автомобиль построен вокруг человека. Если рассматривать его конструкцию с этой точки зрения, то окажется, что между этим самым человеком и кузовом находится сиденье, которое установлено на полу, вместе с порогами и боковинами образующими упругую балку, далее следуют пружины, амортизаторы и шины. Каждый из этих элементов пружинит и каждый имеет свои характеристики, включая характерные только ему значения резонансных частот. Ну а резонансные колебания, как мы хорошо помним из учебника физики, разрушают даже мосты, поэтому солдаты через них "в ногу" не ходят. Поэтому-то и все механические системы автомобиля подбираются в процессе его разработки так, чтобы избежать вредных или неприятных колебаний.

Не только избежать разрушительных в прямом и переносном смысле резонансных колебаний, но и сделать передвижение в автомобиле максимально комфортным призваны элементы подвески. Исторически человек связан с автомобилем и другими механическими средствами передвижения только последние 100-200 лет. Все тысячелетия до этого он передвигался пешком и, поэтому, заложенная в него природой комфортная частота колебаний составляет 1-2 в секунду при амплитуде, равной примерно 1/8 длине тела. Все остальные колебания либо слишком часты (автомобиль "трясет"), либо укачивают и вызывают морскую болезнь (автомобиль плывет как "баржа"). Именно характеристики амортизаторов являются последним самым мощным инструментом для достижения оптимального комфорта в машине.

Конструкции амортизаторов

Все амортизаторы принято делить на "гидравлические", "газовые" и "поддутые" ( c газом низкого давления). Деление это условно потому, что во всех трех случаях "центральный" узел - клапан остается принципиально неизменным и во всех трех случаях в качестве компенсационного элемента используется газ. Центральный клапан перемещается в центральном цилиндре и отличия начинаются дальше. Гидравлические амортизаторы и поддутые имеют еще и внешний цилиндр, куда перетекает масло через систему нижнего клапана. Газовый амортизатор внешнего цилиндра не имеет и вся его конструкция упакована в одном.

Таким образом, амортизаторы логичнее делить на двухтрубные и однотрубные. При работе любых амортизаторов, по определению, выделяется большое количество тепла, поэтому от применяемого в них масла требуется не только коррозионная, но и термическая стойкость - способность выдерживать температуры до 160 градусов не меняя структуры и свойств. Одновременно с этим актуальна задача отвода тепла. Двухтрубные гидравлические амортизаторы отводят тепло хуже чем однотрубные высокого давления, ведь у первых "генератор тепла" - центральный цилиндр закрыт сверху еще одним соосным цилиндром, наполненным маслом и компенсационным газом.

Зачем нужен компенсационный объем газа? Жидкость, как известно, не сжимается. Вернее, сжимается, но очень незначительно как те крокодилы, которые летают, но "низэнько-низэнько". Поэтому, если бы не было компенсационного объема, поршень внутри цилиндра при резком перемещении (типа удар) натыкался на "каменную стену" масла, которое в силу своей большой инерции еще не начало течь через калиброванные отверстия клапанов. Именно компенсационный объем газа сжимается первым и принимает на себя удар и лишь потом масло начинает проходить через калиброванные отверстия клапанов центрального штока. К тому же при работе масло нагревается, часто до значительных температур. Увеличение его объема при это необходимо компенсировать и делает это небольшая порция газа.

Гидравлические амортизаторы демпфируют мягче потому, что у них две системы клапанов, в отличие от однотрубных газовых, у которых только одна, расположенная на штоке, плюс газ у них под более низким давлением. Вместе с этим, они максимально инертны, медленно реагируют на перемещения колеса, особенно при низкочастотных колебаниях небольшой амплитуды. Чем выше давление газа, подпирающего масло, тем выше "быстрота реакции" амортизатора. В амортизаторах высокого давления и масло и газ расположены последовательно в одном цилиндре и разделены плавающим клапаном. Газ (обычно это азот) находится под давлением около 25 атмосфер. Таким образом, клапан штока находится все время в "поджатом", "подпружиненном" состоянии и гораздо быстрее реагирует на выбоины и ухабы дороги.

Гидравлические двухтрубные амортизаторы имеют еще несколько особенностей, становящихся недостатками при определенных режимах эксплуатации автомобиля. При резком перемещении поршня на обратной стороне клапана создается разряжение и могут образоваться кавитационные пузырьки. Это резко изменяет характеристики демпфирования. При часто повторяющихся резких перемещениях, например, при прохождении раллийной трассы, амортизатор просто "вскипает" - кавитационные пузырьки и газ компенсационного объема смешиваются с маслом в подобие эмульсии, при этом демпфирование практически исчезнет.

Газонаполненные амортизаторы высокого давления появились, в основном, как ответ на необходимость решения этой проблемы. Подпружиненное масло практически не вспенивается, а отделение компенсационного объема плавающим поршнем снимает вопрос о возможном смешивании газа с маслом. Именно поэтому амортизаторы высокого давления можно переворачивать "вниз головой", например в стойках Макферсона, а гидравлические - нет.

Двухтрубные амортизаторы тяжелее однотрубных. Установка первых на автомобиле ведет к увеличению неподрессоренной массы подвески и, как следствие, увеличению ее инертности. При частых перемещениях вверх-вниз на характерных участках дороги (типа раллийная трасса), инерция заставляет подвеску как бы "задумываться" поочередно то в верхней, то в нижней точки и пропускать очередное летящее на нее препятствие или яму. В этом заключается еще одна причина всеобщей любви спортсменов к однотрубным газонаполненным амортизаторам.

Исправные и неисправные амортизаторы

Автомобиль, колесо которого вывешено в воздухе, не может тормозить, разгоняться или поворачивать, т.е. становится неуправляемым. Пружины стремятся вернуть колесо на землю, но ударившись о покрытие, оно так же быстро отскакивает назад. Колебания повторяются, автомобиль встречает новые препятствия и ямы и, если бы не амортизаторы, при скоростях больше 20-30 км/час управлять им становится практически невозможно. Характеристики же исправного амортизатора рассчитаны так, что колесо делает только одно "полноценное" движение вверх, возвращается вниз и после этого 80% энергии удара погашено амортизатором - превращено в тепло и рассеяно в воздухе.

Исправные амортизаторы являются ведущим элементом активной безопасности. Опасность ситуации заключается в том, что, во-первых, водители этого не осознают, а во-вторых износ амортизаторов происходит постепенно, часто без видимых или слышимых признаков. Водитель привыкает к "новому" поведению автомобиля, но в тот момент, когда нужно будет перестроиться и уйти от неожиданно появившегося встречного автомобиля или поворот окажется круче, чем он выглядел при входе в него... Виноваты будут не амортизаторы, а водитель, не справившийся с управлением.

Чем более неисправны амортизаторы, тем больше времени колесо проводит в воздухе, а не в контакте с дорогой. В результате увеличивается тормозной путь, особенно нагруженного автомобиля и с прицепом, снижается скорость безопасного прохождения поворотов и порог начала аквапланирования, происходит интенсивный износ шин, узлов ходовой части, ухудшается освещение дороги и происходит ослепление встречных водителей. Особенно не любят неисправные амортизаторы системы АБС, ПБС и Traction Control. Их датчики настроены на отслеживание поведения колес, катящихся по земле, а не вращающихся со страшной силой в воздухе. Электронные "мозги" этих систем путаются и дают неверные указания исполнительным механизмам.

Самое же главное, ухудшается управляемость, автомобиль начинает рыскать, особенно при изменении скорости (разгоне или торможении). Самое же последнее, но то, что принято замечать сразу - значительно снижается комфортность поездки, машину трясет, вибрация становится неравномерной и часто сопровождается стуками. Это первый очевидный признак неисправности амортизаторов. Значит, пришло время для их осмотра и диагностики.

Диагностика амортизаторов

Выделяют четыре способа диагностики амортизаторов - от самого поверхностного до "глубинного" с применением, конечно же, микропроцессоров и компьютеров.

1. Визуальный осмотр

Несмотря на то, что амортизатор как будто специально расположен в самом неудобном для осмотра месте, этот тест один из самых достоверных и, несомненно, дешевых и оперативных. На амортизаторе может быть заметен масляный "туман", но не должно быть подтеков. Подтеки масла свидетельствуют о потере герметичности и о том, что амортизатор уже "кончен" или недалек от этого. Если при проверке у Вас возникли сомнения, протрите амортизатор насухо и осмотрите его через несколько дней работы.

Обратите внимание на состояние буфера отбоя и пыльника. Масло, попавшее на их поверхность не только говорит о проблемах амортизатора, но и приводит к их очень быстрому разрушению. Это еще более ускорит выход из строя всего амортизатора - своеобразный эффект снежного кома.

Важнейшим элементом визуального осмотра является состояние шин. Если на их поверхности, особенно по боковой кромке наблюдаются неравномерные пятна износа, это явный знак неисправности амортизаторов. Можно также наблюдать за поведением колеса при движении из другого автомобиля. Здесь не нужно быть экспертом, чтобы заметить, если оно "скачет" и что амортизатор неисправен.

Еще одним "визуальным" тестом является осмотр штока. Визуальным в кавычках потому, что в отличие от всего сказанного выше амортизатор нужно снимать. Тем не менее, если на полированной поверхности вы обнаружили следы от зажимов или пятна ржавчины - меняйте амортизатор. Другим печальным сигналом может быть износ хромового покрытия в виде пятна с одной стороны. Это следствие неправильной затяжки при установке, приведшей к несоосности цилиндра и штока. Результатом также будет потеря герметичности и выход амортизатора из строя.

2. Тест на "покачивание"

Самый известный и самый критикуемый тест. Действительно, раскачав автомобиль за угол и отпустив его в нижней точке, можно выявить только заведомо "убитый" амортизатор. С ним автомобиль будет продолжать колебания. Однако, если он встал "как вкопанный", это может означать совсем не работающий, а наоборот, заклинивший амортизатор. Делайте этот тест больше для самоуспокоения и старайтесь "поймать" момент начала потери рабочих свойств при движении.

3. Оценка управляемости автомобиля в движении

Комфорт в автомобиле при его движении понятие гораздо более субъективное, чем устойчивость и управляемость. Неисправные амортизаторы приводят к тому, что на скоростях начиная с 80 километров в час автомобиль начинает рыскать, особенно при встрече с мелкими неровностями дороги. Снижается курсовая устойчивость, начинается продольная и поперечная раскачка. Раскачка имеет продолжительный незатухающий характер. При движении по неровностям автомобиль показывает замедленную реакцию на руль - тот уже вывернут, а машина все не начинает поворачивать.

Повторяясь, можно сказать, что водитель постепенно привыкает к отклонениям в управляемости автомобиля и на первых порах подстраивается под них. Действительно разницу можно оценить только сравнив два автомобиля - один с новыми, а другой - с "убитыми" амортизаторами. Однако, такая ситуация больше характерна для полигонов и журнальных статей, чем для реальной жизни. Поэтому, при первых подозрениях на проблемы с управляемостью и устойчивостью следует покачать автомобиль за углы, осмотреть амортизаторы и, либо немедленно менять их на новые (при наличие течи масла), либо отправляться на специализированный пункт инструментального контроля.

4. Инструментальный контроль (стендовая диагностика)

Различают вибрационные стенды и проверку демпфирующего усилия на испытательных стендах. В первом случае Вам необходимо заехать на автомобиле на площадку исполнительного механизма стенда и за несколько минут на нем будет получена диаграмма осевых колебаний. Сравнивая ее со специфичными граничными характеристиками для данного автомобиля, специалисты станции могут практически безошибочно оценить состояние амортизаторов.

Проверка демпфирующего усилия требует разборки подвески и снятия амортизатора. Такая диагностика позволяет получить максимально точную информацию, но дорога и сложна уже сама по себе. Просто оцените стоимость снятия и установки амортизаторов. Стендовая оценка демпфирующего усилия оправдана только в том случае, если есть сомнения в поведении дорогих амортизаторов стоимостью от ста долларов и в результате может отпасть необходимость их замены.

От чего умирают амортизаторы

В самом амортизаторе сломаться могут только две вещи - выйти из строя клапаны и нарушиться герметичность сальника штока. Если поломка первого рода встречается достаточно редко, то вторая является основной и имеет множество причин для происхождения.

Надежно работающий сальник амортизатора представляет собой достаточно нетривиальную конструкторскую задачу. Действительно, его шток проходит через масляную ванну изнутри наружу, повторяя это циклическое движение сотни тысяч раз, часто со значительными ускорениями, нагреваясь (и расширяясь), вместе с нагревающимся при работе маслом. Еще сложнее ситуация у однотрубных систем, ведь там все усугубляет давление газа, которое равномерно распространяется и на масло, по определению стараясь вытолкнуть его наружу.

После решения конструкторской задачи на первое место выходит качество изготовления и качество материалов. Не менее важны и показатели стабильности производства и тех допусков, посадок и отклонений, которые закладываются в каждый амортизатор. Все это и входит в определение такого емкого слова как "культура производства". Именно поэтому одни амортизаторы служат дольше чем автомобиль, а другие нужно проверять каждые 20 тысяч километров. Но и в цене разница может доходить до 10 раз.

Во время работы на автомобиле шток амортизатора "собирает" взвешенную в воздухе пыль и иные механически (абразивно) и химически агрессивные вещества типа соляного раствора, которым поливают зимой наши дороги. Они просачиваются в небольших количествах даже через исправный защитный кожух (пыльник). Другое дело, когда этот кожух поврежден или даже частично разрушен. Пыль и грязь, попадая на шток, как наждаком срезают поверхность сальника и масло начинает просачиваться наружу.

Полированная поверхность штока рассчитана на многолетнюю эксплуатацию. Появляющаяся на ней ржавчина свидетельствует либо о сверхагрессивной среде, либо о проблемах с подбором материала и соблюдением качества производства его изготовителем. Раковинки ржавчины вызывают интенсивный износ сальника, но самое обидное, когда шток поврежден еще при установке горе-мастером, использовавшем в работе пассатижи, струбцины или иные металлические захваты. Царапины на полированной поверхности очень скоро приведут к разрушению сальника. Для избежания же неравномерного износа поверхности штока затягивать амортизатор до упора нужно только когда автомобиль стоит на колесах с нормальной нагрузкой.

Простая регулярная проверка целости и сохранности пыльника и правильная первоначальная установка амортизатора смогут значительно продлить его жизнь. Труднее избежать неблагоприятных режимов работы, изнашивающих внутренние клапаны. К таким относятся предельно высокие и низкие температуры и длительная езда на невысокой скорости с большими амплитудами перемещения штока. Действительно, зиму, лето и дачные участки с "бетонками" не отменишь, но вот буфер отбоя нужно также проверять регулярно. Он размягчается он попадающего на него масла и при его разрушении подвеску может "пробить".

Выбор амортизаторов

Замена амортизаторов, по сравнению, скажем, с заменой масла или топливного фильтра, может привести к значительным изменениям в поведении автомобиля. Отличаются не только "гидравлика" и "газ", но и однотипные амортизаторы различных фирм.

Комфорт и управляемость - показатели технически противоположные. Увеличивая один из них, мы уменьшаем другой и так далее. Неверно также утверждать, что газовые одноцилиндровые амортизаторы "в целом" лучше гидравлических двухтрубных. Да, они легче, лучше охлаждаются, практически не вспениваются и их можно переворачивать "вверх головой". Однако, все эти свойства становятся реальными преимуществами только в условиях спортивных соревнований.

Для подавляющего числа "рядовых" автомобилистов и условий их езды гидравлические амортизаторы справляются со своими задачами на сто процентов. Более того, большинство из тех, кто попробовал, отмечает излишнюю жесткость газовых однотрубников. То же самое относится и к ценовому подходу. Практически все однотрубные газонаполенные амортизаторы на 30-50%% дороже гидравлических. То же самое относится и к соотношению цен на амортизаторы российского и зарубежного производства, но разница здесь измеряется уже "разами". Стоит ли поэтому ломать копья и экспериментировать?

Пяти-десятилетняя иномарка вполне пройдет еще два-три года на новой гидравлике средней цены, а подержанный российский автомобиль и вовсе опасно ставить на "газ". Его кузов наверняка уже начал терять и без того небольшую изначальную жесткость и даже год, проведенный на газонаполненных амортизаторах, разобьет его окончательно.

Для амортизаторов, как и для всех расходных материалов, справедливо следующее правило - чем более раскручена марка, чем больше денег вкладывает фирма в рекламу, тем чаще их подделывают и тем больше вероятность наткнуться на продукцию третьих-четвертых стран в красивой упаковке. Точно также, как и производители фильтров и сцеплений, амортизаторные компании делятся на "больше" поставщиков конвейеров и тех, кто ориентируется на розницу. Точно также, как и в случае с Жигулями предпочтение при замене стоит отдавать "родным" амортизаторам, для иномарок существуют "оригинальные" поставщики.

На российском рынке сегодня представлены все основные производители. Их условно можно разбить на три группы, начиная с самых дорогих, но гарантированно надежных и заканчивая массовыми и доступными моделями:

1.   Koni, Bilstein, de Carbon (только французский, а не алжирский).

2.   Boge, Sachs, KYB.

3.   Monroe, Delco, QH, Rancho, Gabriel.

При покупке амортизатора тщательно сверьте комплектность набора с тем, что значится в каталоге. В него могут входить специальные детали крепления, буферы отбоя, пыльники и т.д. При установке нельзя перетягивать резиновые втулки крепления, а окончательную затяжку следует производить на стоящем на колесах автомобиле с тем, чтобы обеспечить со-осность элементов амортизатора.

Последнее замечание

Меняйте амортизаторы на СТО. Если у Вас нет достаточного опыта и специального инструмента не стоит экспериментировать. Специальный инструмент (съемник) требуется на многих моделях автомобилей (а на многих - не требуется) для сжатия и фиксации пружины подвески для ее снятия. При неумелом обращении, последняя может в буквальном смысле слова "выстрелить", последствия чего разрушительны и даже убийственны.

Заключение

В статье, которую Вы только что прочитали, подробно описаны "классические" амортизаторы. Мы не упомянули "активную подвеску", амортизаторы с комбинированными свойствами типа Monroe Sensa-Trac, регулируемые по жесткости амортизаторы потому, что 95% автомобилистов с ними не сталкивается.

 

Вернуться к списку статей

 

 

===============================

===============================

 

 

 

 

===============================

 

Наши посетители:

неактивные точки - прошлые визиты.

активные точки - сейчас на сайте.

=============================

 

Наши цены

 

 

 

=============================

=============================

avto74.com

Как выбрать амортизаторы для внедорожников

Как известно, почти на каждом автомобиле установлены амортизаторы. Для чего же они нужны? Ведь не на каждом устанавливают, значит можно и без них обойтись. Не так все просто. Амортизаторы предназначены для гашения колебаний автомобиля и элементов подвески в вертикальной плоскости. Теперь подробнее. Вы когда-нибудь видели мяч, который выронил баскетболист?

Он отскакивает от поверхности и долго подпрыгивает, но с каждым скачком амплитуда уменьшается. Почти то же самое происходило бы с автомобилем без амортизаторов. Конечно подпрыгивал бы он не очень высоко, но колеса бы отрывались от поверхности дороги, и это точно. Ну и пусть отрываются, скажут некоторые. А вот тут самое главное. Чем больше времени колесо находится на поверхности дороги, тем более управляемым становится автомобиль, и в итоге повышается безопасность при его вождении.

Если разогнать автомобиль, допустим, на грунтовой дороге между двумя поселками и направить его на небольшой трамплин. Автомобиль подпрыгнет. В момент полета крутите вы руль вправо, влево, хоть закрутитесь, автомобиль будет лететь туда, куда он ехал до отрыва колес от дороги. А представьте, что в этот момент дорогу переходит местная буренка. Вы ничего не сможете сделать, ни повернуть в сторону, ни остановиться, тормоза в воздухе не работают… Может это не совсем удачный пример, но, думаю, смысл всем понятен. На выбоинах и буграх происходило бы то же самое, только в этот момент автомобиль бы двигался почти без колебаний, а вот его колеса прыгали бы, словно мячики.

И так, амортизаторы необходимы в подвеске автомобиля для повышения безопасности водителя и его пассажиров во время движения. Есть некоторые исключения, но это уже другая тема.

Какие амортизаторы бывают

Какие виды амортизаторов бывают и как они классифицируются? Какие амортизаторы и на какие автомобили можно устанавливать? Все амортизаторы подразделяются на двухтрубные и однотрубные. И те и другие могут быть масляные, газомасляные и газовые. Но здесь можно немного оговориться.

Эти три вида скорее всего маркетинговый ход производителей амортизаторов или просто удобство их как то различать. В каждом из них есть в каком то объеме масло или иная жидкость (производители не стоят на месте), которая выполняет роль рабочего тела. А вот газ, это в основном азот (или другой инертный газ), присутствует именно в двух последних. Разберемся, чем же они различаются.

Устройство и работа амортизаторов

Начнем с двухтрубных. Из названия можно сразу понять, что речь идет о каких то двух трубах. Именно так. Одна из труб, это и есть корпус амортизатора, то, что мы видим снаружи. Вторая труба, чуть меньшего диаметра, находится внутри корпуса. В этой трубе находится поршень. Поршень закреплен на конце штока, который торчит из верхней части амортизатора (блестящий пруток диаметром около 10-14 мм). В верхней части корпус амортизатора обычно за вальцован, заварен или закрывается накручивающейся гайкой.

В амортизатор залито определенное количество масла. В нижней части внутренней трубы есть точно калиброванные отверстия. Рассмотрим принцип работы амортизатора. Во время движения штока и соответственно поршня вниз, масло перетекает через отверстия из полости малой трубы и заполняет полость большой, то есть корпуса. Воздух в верхней части корпуса сжимается. При движении поршня вверх, масло перетекает обратно в полость малой трубы.

Именно вязкость масла и диаметр калиброванных отверстий влияют на замедление хода поршня и соответственно штока. Для примера попробуйте в шприц через иглу набрать воды. Быстро не получится. Тем самым замедляются резкие движения вверх и вниз, то есть колебания. Все отлично работает, но есть ложка дегтя в этом отлаженном механизме. При интенсивной работе амортизатора, например при езде по «гребенке», масло в амортизаторе нагревается и понижается его вязкость, то есть масло разжижается.

Жидкое масло при быстром перетекании через маленькие калиброванные отверстия начинает вспениваться. В масле появляется большое количество маленьких пузырьков воздуха. Плотность жидкости уменьшается и ей легче проходить через отверстия. В итоге эффективность амортизаторов падает в разы. Инженеры решили исправить этот недостаток. В верхнюю часть корпуса амортизатора закачали некоторый объем газа под небольшим давлением (3-5 атмосфер). Тем самым снизив эффект вспенивания. Газ давит на масло и не дает ему вспениваться.  В итоге получились газомасляные амортизаторы.

Газомасляные амортизаторы более восприимчивы к агрессивной езде по неровностям, тем не менее и они имеют недостатки. Газ под давлением находится в верхней части амортизатора. И чтобы удержать его внутри, требуется очень высокая точность изготовления и качество уплотнения между штоком и верхней части (гайки или крышки) амортизатора.

Как только уплотнение износится и газ вырвется наружу, газомасляный амортизатор превращается в обычный масляный с его прежними недостатками. Однотрубные или газовые амортизаторы высокого давления немного отличаются от своих собратьев. В них внутренней трубы просто нет.

Поршень со штоком двигается в самом корпусе амортизатора. Калиброванные отверстия находятся прямо в поршне. Масло перетекает из над поршневой полости вниз и наоборот. В нижней части амортизатора под поршнем расположен еще один поршень или мембрана. Она так же может двигаться вверх и вниз.

Газ закачивается под большим давлением (свыше 15 атмосфер) под мембрану в нижнюю часть амортизатора, а масло или другая жидкость находится над мембраной. Мембрана служит как бы разделителем масла и газа, но газ все же давит на масло через мембрану. В этом случае газ изолирован от выхода наружу двумя уплотнениями- это мембрана и верхняя крышка амортизатора.

Надежность повышается, но все же есть недостатки и у этих амортизаторов. Если слегка помять масляный или газомасляный амортизатор, например об камень или ветку на проселке, то они продолжат работать без каких либо изменений своих характеристик. Газовые амортизаторы такого не переживут. При деформации корпуса амортизатор просто заклинит в одном положении.

Комфорт и безопасность

Цена на все виды амортизаторов так же разная. Самые дешевые это масляные, чуть дороже газомасляные. Последние же могут превышать цену первых в несколько раз. Некоторые производители вносят свои изменения в конструкцию амортизаторов, повышая их характеристики и надежность, но принцип работы глобально не отличается от выше описанных. Существуют новые разработки амортизаторов с изменяемой жесткостью, которые уже применяются на современных автомобилях. Такие амортизаторы могут устанавливаться на джипы.

При езде по бездорожью включается жесткий режим. Это необходимо для того, чтобы не повредить элементы подвески при прохождении сложных участков. Это могут быть камни, глубокие канавы и рвы, переезд через поваленные деревья. На ровном же асфальте можно включить комфортный мягкий режим.

Нагрузка на подвеску минимальна, да и водителю с пассажирами не зачем ехать, как на табуретке. На заводах автомобили комплектуются амортизаторами с усредненными характеристиками. Чтоб и по асфальту комфортно передвигаться, и на проселке не бояться пробоя подвески на буграх и ямах. Это, как правило, масляные или газомасляные амортизаторы.

Газомасляные чуть жестче своих масляных собратьев за счет наличия газа, но работают на много лучше. Газовые же используются очень редко, в основном на спортивных авто, где самый главный критерий это управляемость на высоких скоростях и очень высокие нагрузки на подвеску. Газовые амортизаторы высокого давления очень жесткие, поэтому в повседневной жизни на автомобилях не используются.

Поломки

Даже хорошие амортизаторы приходят в негодность. Как же определить, что амортизатор пора менять? Есть несколько симптомов поломки амортизаторов. Стук амортизатора при качении автомобиля. Стук может появиться в случае разрушения внутренних элементов амортизатора. Например, открутился поршень от штока, разрушился клапанный узел (калиброванные отверстия имеют клапана).

Стук так же может издавать разрушенный сайлентблок, через который амортизатор крепится к элементам подвески. Но стука может вообще не быть, а амортизатор все же нужно менять. При визуальном осмотре видны подтеки масла в районе выхода штока. Это говорит об износе уплотнения штока, через которое может выйти газ, и выдавить масло. Происходит это по причине износа этого уплотнения. Бывает и подтеков нет и все сухо, а качнешь автомобиль руками, он продолжает качаться и останавливается долго по сравнению с исправным амортизатором.

Масло давно вытекло, все отмылось осенними дождями и амортизатор сухой. Возможно, масло не вытекло, а оторвало кончик штока от поршня, поршень упал на дно. Ни каких стуков и подтеков при этом не будет. При визуальном осмотре следует так же обращать внимание на отбойник и пыльник штока. Если вовремя поменять изорванные детали, амортизатор может прослужить еще долгое время.

Какие амортизаторы поставить на автомобиль

На современном рынке представлено огромное количество фирм, которые производят амортизаторы. Чтобы рассказать обо всех это займет много места и времени. Рассмотрим несколько производителей, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке.

  • Sachs — немецкий производитель амортизаторов. Поставляет на заводы Audi, BMW, SAAB, VW,Volvo.
  • Sachs Touring — газомасляный или масляный амортизатор для спокойного стиля вождения.
  • Sachs Advantage — газомасляный амортизатор, чуть жестче верхнего.
  • Sachs Unlimited — амортизатор с саморегулировкой подъема или с демпфером, который держит высокие нагрузки при отбое.

 

  • Bilstein — так же немецкие амортизаторы. Устанавливаются на BMW, Ferrari,  MB, Porsche.
  • Bilstein Sport — спортивные амортизаторы (но не для спорта, а для дорожного применения).
  • Bilstein Sprint — тоже самое, что и Sport, но рассчитанные на укороченные пружины.
  • Bilstein Rally — для спортивного применения, ставят на авто, участвующих в ралли.

 

  • Kayaba — японские амортизаторы. Очень большой выбор, устанавливаются как на японские авто, так и на европейские.
  • KYB Premium — масляные амортизаторы, коробка синего цвета.
  • KYB Super — двухтубные газовые амортизаторы, коробка красного цвета.
  • KYB Gas-A-Just — однотубные газовые амортизаторы белого цвета.
  • KYB Ultra SR — спортивные газовые амортизаторы цвета золотистый металлик.

 

  • Tokicо — Японские амортизаторы. Поставляются в основном на заводы японских автопроизводителей. Маркировка схожа с амортизаторами Kayaba.

 

  • Monroe — бельгийский поставщик амортизаторов. Поставляет свою продукцию на сборочные конвейеры некоторых заводов Porsche, Volkswagen Group, Volvo.
  • Radial-matic — масляный амортизатор.
  • Gas-Matic — двутрубный газомасляный амортизатор.
  • Van-Magnum — масляные амортизаторы для внедорожников и микроавтобусов.
  • Sensa-Trac — двухтрубный газомасляный амортизатор.

  • Koni — голландские амортизаторы.
  • Koni Special — мягкие амортизаторы для комфортной езды.
  • Koni Sport — более жесткие амортизаторы для агрессивной езды (для некоторых моделей автомобилей эти амортизаторы имеют возможность регулировки усилия отбоя без снятия с автомобиля).
  • Koni Sport kit — комплект укороченных пружин и амортизаторов, рассчитанных на применение с короткими пружинами. На джип такие не поставить, предназначены для подготовки легковых авто.
  • Koni Load-a-Juster — на амортизатор навита пружина, что позволяет избежать проседания автомобиля при большой загрузке.
  • Boge — немецкий производитель амортизаторов. Поставляет свою продукцию на заводы Audi, VW, BMW, Volvo, Alfa Romeo.
  • Boge Pro-gas — газовый амортизатор (двухтрубный газомаслянный), предназначен для комфортного вождения (для этого имеет специальную проточку в зоне малых ходов амортизатора, что сказывается на их мягкости)
  • Boge Turbo-gas — как следует из названия что-то агрессивное, для спортивной езды.
  • Boge Nivomat — специальный амортизатор, могут поддерживать заданный дорожный просвет. Используются на универсалах, где при высокой загрузке возможно проседание.
  • Boge Turbo24 — однотрубный амортизатор для любителей внедорожных покатушек.

Есть маленький нюанс. Амортизаторы одной фирмы могут прекрасно работать долгое время на одном автомобиле и иметь плохие отзывы при использовании на другом. И наоборот.

Владельцам японских внедорожников в этом плане повезло. Основные поставщики на заводы Тойота и Митсубиси- это Kayaba и Tokicо. Амортизаторы Kayaba и Tokicо обладают довольно высоким качеством и привлекательной ценой. Если в магазине вам предлагают выбрать оригинал или представленные бренды, однозначно нужно брать последние. Отличаются они упаковкой и разницей в цене. Оригинал, как правило, стоит дороже.

На оригинале возможно наличие клейма завода изготовителя авто, то есть Тойота или Митсубисси своим логотипом подтверждает качество амортизаторов. Вот и вся разница. Это относится ко многим производителям. На автомобили немецких брендов существует несколько вариантов амортизаторов. Некоторые известные немецкие производители амортизаторов так популярны, что их стали часто подделывать.

Качеством, как известно, такие амортизаторы не блещут. Существует несколько фирм, которые специализируются на амортизаторах для подготовки спортивных авто. Это, например, Ironman, Tough Dog. Амортизаторы этих производителей очень дороги и предназначены для установки на автомобили, которые участвуют в спортивных соревнованиях. Для повседневной эксплуатации они не подходят, очень уж они жесткие (амортизаторы наполнены газом под высоким давлением).

Вывод

Не важно, какой у вас автомобиль, малолитражка или минивэн, лимузин представительского класса или внедорожник, выбор амортизаторов зависит от стиля езды и наполненности вашего кошелька. Так же нет единого мнения, что лучше, что качественнее. Можно качественные амортизаторы для спокойной комфортной езды убить за один день на внедорожных покатушках. Или купить дорогие амортизаторы с газом высокого давления и потом всем говорить, что они плохие из-за своей жесткости. Нужно просто грамотно подойти к выбору.

Так что, водители, читайте статью выше и подходите к выбору амортизаторов для своего железного коня со знанием дела…

Автор: Александр Назаров

polnyi-privod.ru