1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Книжный магазин РСТ. Дольний лад


ПИРОГ С КАПУСТОЙ ТРАДИЦИОННЫЙ | ДОЛЬНИЙ ЛАД

В жизни каждого человека есть важные моменты: собственный день рождения, сватовство и свадьба, рождение детей, поминки по усопшим родичам. И всегда на столе обрядовой трапезы должен быть пирог.

В жизни русского народа также как и в жизни отдельного человека имеются ключевые моменты. Они обозначены в годовом цикле двенадцатью великими праздниками. В них в символической форме запечатлена древнейшая история нашего рода русского, восходящего еще ко временам легендарного Руса. Ни один праздник, тем более, великий двунадесятый, не обходится без братской трапезы. Потому что трапеза – не просто прием пищи. Кто разделил русскую трапезу с друзьями – становится с ними единым в Духе. Рус – это Дух. Подробнее о праздниках древлих славящих Правь и современных православных можно узнать на сайте: http://prazdniki.dolniy-lad.ru/

В братской трапезе главные блюда искони: братина (чаша с медовой сурьей, передаваемая по кругу) и пирог или еще иногда особый хлеб – каравай. Был широко распространен на Руси такой обычай: на Перунов день (ныне Ильин день) пекли огромный каравай “на весь мир”. Для этого даже ломали устье печи или складывали специальную печь. Вместе с великим караваем пекли еще 12 малых в ознаменование веры в Триединого Всевышнего (Великий Триглав) и 12 малых богов (триглавов). Пирог – символ единства и домовитости. Не красна изба углами, а красна пирогами, – гласит русская народная поговорка. По тому, как сосватанная девушка умеет обращаться с тестом, печь пироги, сваты судили о будущих детях. Жених да невеста замесили тесто… эта присказка о будущем потомстве. Современный человек не усматривает здесь никакой связи. Древний человек просто подмечал факты, и передавал эти сведения своим внукам, а те – своим, так появлялись народные приметы. Ну, вот просто заметили эту закономерность: когда молодая женщина веселая, печет пироги, поет песни – она, как правило, обильно детородная.

Таким образом, пирог – символ не просто согласия, а творческого союза, при котором рождаются и дети, и добрые начинания, и деяния.

Без пирога на Руси не обходилось ни одна праздничная трапеза, ни один пир. Некоторые даже производят слово пирог от греческого πιρ –  «огненный», вышедший из пламени печи: пир-ог, пир – огонь. Но все же, это исконное русское блюдо имеет русские корни. Пироги приготовлялись из пшеничной муки, а древнее русское название пшеницы: пыро. Есть документы, в которых так и написано: пырог. И произносили когда-то русские люди тоже так.

Молочные реки, кисельные берега и горячие пироги – постоянные образы русских сказок и былин.

За такое долгое, можно сказать, былинное время изобрели пирогов великое множество. Некоторые носят свои особые имена: курник (с курицей), накрепок (сибирский пирог с кашей), ватрушка (с творогом), расстегаи (открытые пироги с различными начинками)…

И все же, особое место даже среди пирогов занимает большой закрытый пирог с капустой. Это традиционное русское блюдо было обязательным на Рождество Христово. А в древности, еще до Пришествия в мир Сына Бога, пекли капустный пирог к великому празднику – День Спаса-Даждьбога (так руссы называли Сына Бога Всевышнего, Божича, рождения Которого ожидали: Его же даждь Бог). В этот день было принято угощать всех женщин, особенно рожениц, беременных  и повитух. Им несли пироги с капустой (символ плодородия) и каши. По этой особенности в некоторых регионах этот древнерусский праздник стал носить и другое имя Бабьи Каши. Каждый год, в один и тот же день, который совпадал с современным 7 января, исполняли наши прапредки этот магический ритуал. И вот, однажды свершилось. Величайшее Событие, Рождество Христово, произошло 2 тысячи лет назад, кстати, ожидали его около 20 тысяч лет.

Ныне мы празднуем уже свершившееся пророчество. Но традиция продолжается, не прерываясь. В сочельник (канун Рождества) на праздничном столе русского православного христианина бывают каши (пшеничная каша с медом – кутья) и пироги (расстегаи с грибами и/или капустный пирог). Правда, после Рождественской Ночи кушают и рыбу, и мясо, и дичь, кто что хочет. Ради такого праздника допускается послабление. Но вообще-то раньше не очень-то и набрасывались родовичи на «пищу кровавую», мертвую. Руссы – исконно пахари, земледельцы. У нас: хлеб – всему голова, а не мясо. Подробнее о пище мертвой и живой, о различных традициях в отношении питания можно прочитать в нашей статье, которая так и называется: «О пище живой и мертвой».

Рецептов пирога с капустой найти в интернете можно великое множество: один другого краше да вкуснее. Все это хорошо. Но наша задача несколько другая. Рубрика «кухня традиционалиста Русской Северной Традиции» повествует о старинных и современных рецептах, которые отличает две вещи:

- простота в приготовлении

- исключительно полезно для здоровья.

То есть, регулярно питаясь, придерживаясь традиционной трапезы, Вы постепенно освобождаетесь от проблем пищеварения и даже и от других проблем, на первый взгляд, вроде бы ничем не связанных с ЖКТ. Но врачи правильно подметили: основная масса болезней происходит от недопереваренной пищи и соответственно загрязненности организма, и от стрессов. Напомним, русская трапеза – это действо. Простое в исполнении, но все же именно это действо, духовное. Это не просто побросать внутрь себя, на ходу, пусть даже и правильно приготовленные кушанья. Первое условие трапезы – прийти в спокойное расположение духа.

О том, как, что и когда есть или секреты Русской Трапезы можно прочитать здесь.  А также рекомендуем подписаться на рассылку. В 12 письмах рассылки собраны в целом все сведения, которые надо знать, чтобы питаясь правильно по древнему канону – исцеляться.

Итак, КАПУСТНЫЙ ПИРОГ. Рецепт нам сообщила Ирина Чутчикова, старший научный сотрудник Института богословия РСТ СВА. Этот рецепт Ирине подсказала матушка Мария, жительница старообрядческой общины где-то на Севере, в русской глубинке. Они как-то разговорились по душам о Русской Северной Традиции, о православной вере. И вот, что поведала матушка Мария о пироге капустном. Рецепт этот, оказывается, монастырский. И главное в нем – молитва.

Перед тем, как приступить к готовке пирога, соверши трижды крестное знамение с поклоном перед иконой Прсв Матери Богородицы и произнеси любую известную тебе молитву.

Второе – мука. Она должна быть пшеничная, белая, как перышко и легкая – сухая. Возьми муку в ладонь, сожми крепко-крепко. Если скомкалась – не годится, рассыпалась – то, что нужно.

Третье – как водится – чистая вода: родниковая или колодезная. Добавь в нее чуть крещенской воды, она вся тогда станет крещенской. (То есть структурированной, живой. О свойствах такой вот живой воды можно подробнее узнать здесь).

Четвертое – капуста. Есть капуста серенькая, есть беленькая. Серенькая – к будням. К празднику великому надо брать белую капусту с крепкими листьями, половину среднего вилка будет довольно.

Итак,

Шаг 1. В глубокую посуду наливаем 3 стакана теплой почти комнатной температуры воды. Разводим в ней 100 грамм свежих живых дрожжей. Добавляем примерно 1 ст ложку соли. И, помешивая, постепенно засыпаем муки до тех пор, пока тесто не загустеет до состояния сметаны или каши. Накрываем посуду чистой тряпицей и ставим в теплое темное место, защищенное от сквозняков, на 15-30 минут. Тем временам приступаем к приготовлению начинки.

Шаг 2. Готовим начинку. Предлагаем вашему вниманию три вида начинки:

- тушеная капуста. Самая простая начинка. Капусту, ½ вилка, мелко нашинковать. Потушить в небольшом количестве воды на медленном огне до полуготовности, посолить по вкусу. Начинка должна быть вкусная. Можно присыпать мелко нарезанным укропом.

- тушеная капуста с луком. Лук очистить, поджарить на подсолнечном масле до золотистой корочки. Добавить в тушеную капусту, тщательно перемешать, посолить. Оставить остывать.

- тушеная капуста с луком и томатами. Лук очищаем, моем и режем полукольцами. Жарим на среднем огне до появления золотистого цвета. Капусту мелко шинкуем и добавляем жариться к луку, солим. Очень внимательно следим, чтобы ни лук, ни капуста не подгорели, постоянно помешиваем начинку. Минут через 10 добавляем нарезанные томаты. Предварительно помидоры очищаем от кожицы. (Если помидор окунуть на секунду в кипяток, кожица с него снимается сама собой, легко).

Начинка с помидорами получается очень сочная. Обыкновенно такой пирог не закрывают. Верхний слой его остается открытым. Просто делают переплетения из полосок теста и все.

Шаг 3. Через 15 -30 минут добавляем в тесто растительное масло (меньше стакана или стакан). Кто не хочет лишних калорий, может вообще без масла обойтись. Получается вполне нормально, только немного суховато. Поэтому надо, чтобы начинки было в достаточном количестве, и она оставалась сочной, это полностью компенсирует сухость теста.

Шаг 4.  Добавить в тесто, постоянно активно его размешивая, оставшуюся часть муки. (Всего на пирог требуется примерно 8 чашек). Выложить тесто на стол и хорошенько его размять, периодически, отбивая. Тесто должно быть гладким, нежным, без комочков, не липким, но и не крутым. После того, как замесили некрутое тесто, разделим его на две части почти равные, но все же одна пусть будет чуть больше, другая – по-меньше.

Шаг 5. На столе, лучше на специальной большой разделочной доске скалкой раскатываем ровным слоем тот кусок теста, что по больше. Предварительно слегка посыпьте доску мукой, чтобы тесто не прилипало к ее поверхности. Выложим корж на противень, предварительно смазанный маслом.

На середину коржа выкладываем заранее приготовленную начинку. (Капуста не должна быть слишком горячей). Располагаем начинку равномерно.

Таким же образом раскатываем второй корж, он по меньше. И кладем его сверху, на начинку. Тщательно заворачиваем края пирога снизу наверх. Легким движением руки равномерно прокололи вилкой верхний слой. (Дырочки должны быть почти не заметные).

Шаг 6. Ставим противень с пирогом в заранее разогретую духовку (180-200 °С) минут на 20-30.

Вот пирог и готов. Ставь его на стол, накрой чистым полотенцем, пусть отдыхает.

Приятного аппетита на доброе здоровье!

А для тех, кто всерьез заинтересовался возможностями “пищевого кода”, как простого и эффективного средства поддержать здоровье, рекомендуем подписаться на рассылку:

_________________________________________

© Лада Виольева, 2012

© Институт богословия РСТ СВА, кафедра Дольний Лад, 2011. Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

// ]]>

Понравилась статья? Расскажи друзьям

dolniy-lad.ru

КРЕСТ НАД СВЯТОЙ СОФИЕЙ | ДОЛЬНИЙ ЛАД

Последние события, когда Турция сбила наш СУ-24,заставили многих снова вспомнить о пророчествах, древних и современных, говорящих о том, что Стамбул снова станет Константинополем, и над Святой Софией воссияет крест.

Но кто это – София, Премудрость Божия? Почему главный храм Константинополя был посвящен именно Ей? Почему официально первые христианские храмы на Руси, то есть построенные в 11 веке в Новгороде, Киеве, Полоцке, были посвящены именно Софии?

«Тайна есть Премудрость Божья, и потому, что хотя и проповедуется везде, но не постигается не имеющими здравого ума, и не открывается только с помощью мудрости, но лишь Духом Святым, насколько мы можем вместить», – Иоанн Златоуст.

Не имеющими здравого ума премудрое не постигается, – говорит Златоуст. Что сие есть такое – здравый ум? На этот вопрос современники наши не затруднятся ответить, подразумевая в большинстве своем под здравомыслием обыкновенный прагматизм. Но вряд ли его имел в виду богослов, живший в 4 веке по Рождестве Христовом. (Да и к здравию все же прагматизм отношения не имеет).

Здравый ум – как понимали его богословы первых веков – это ум цельный, не разъятый, преодолевший мировую иллюзию двойственности. Вот он-то и становится причастным цельного же Богомировоззрения. Тому же учит и древняя книга новгородских волхвов – Велесова: «Всё сотворенное не может войти в расторгнутый ум!» (Прославление Великого Триглава, дощечка 11а).

Расторгнутый ум разделяет по невежеству своему Единое на множество бессвязных осколков. А потому и сам делается разъятым, не способным вместить целое. Обладатель такого ума верит, например, в существование отдельных частных случаев, самих по себе действующих сил природы и, в конце концов, многих отдельных богов… На Руси никогда не было язычества, но был всегда и есть ведизм! В этом заслуга исконной Традиции нашей, берущей начало свое от Гипербореи – легендарного Полярного царства. Северная премудрость учит: боги не есть нечто само по себе, отдельно и вне Бога существующее – это Сам Бог в Его обращении к твари. Русь православная (Правь славили) ведала сие испокон времен. Дощечка 11б Велесовой книги говорит о «Вседержителе» – Великом Триглаве, Боге – и сразу же вослед о «триглавах всеобщих», то есть о прибогах. Так именно и называли творящие энергии на Руси – прибоги, дабы ни у кого не было соблазна помыслить их какими-то отдельными.

Но ежели появятся среди нас «…заблуждающиеся, которые станут пересчитывать богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом как безбожники. Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество? Ведь Бог – и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов», – Велесова Книга, дощечка 30 [73].

***

Одно из самых известных мест в Библии, повествующих о Премудрости (Притчи 8:22-31): «Господь имел меня началом пути Своего, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью каждый день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».

О чем здесь идет речь, как не о самом Начале творения?

Все Творение – видимый мир и невидимый – разворачивается из Изначальной Точки. Слово Божие сотворяет миры. “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”. (От Иоанна,1:3).

София Премудрость Божья – это божественная энергия, исходящая от непостижимой природы Трехипостасного Бога. Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (От Иоанна, 1: 9-10). Премудростью Бог творит всё.

Мысль о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле.

На новгородской иконе “София Премудрость Божья” (Огнезрачная) [1] центральная фигура Софии с огненным ликом и крыльями, в красно-золотых царских одеждах и короне, со скипетром и свитком в руках, сидящая на престоле, является олицетворением одновременно и Божественной творческой силы, и чистого Божественного Девства, осеняемого Святым Духом.

О.Сергий Булгаков в “Свете Невечернем” пишет о Софии как о грани, “которая находится между Богом и миром, Творцом и тварью, сама не есть ни то, ни другое, а нечто совершенно особое, одновременно  соединяющее и разъединяющее то и другое”.

Ангелоподобный образ Софии осеняем свыше Иисусом Христом. Одно из самых известных величальных имен Сына Божия – Солнце Истины. В сознании первых христиан образ ипостасной Премудрости – Иисуса Христа никогда не отделялся от Его созданий, зримых свидетельств Его благого действия, и от представлений о многоразличных и неизъяснимых человеческим умом проявлениях Божественного промысла в мире – «путях Господних».

Павел Флоренский пишет о Софии в книге “Столп и утверждение истины”: «София есть Великий Корень целокупной твари (все-целостная тварь, а не просто вся), которым тварь уходит во внутри-Троичную жизнь и через который она получает себе Жизнь Вечную от Единого источника  Жизни; София есть первозданное естество твари, творческая Любовь Божия, “которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим.5:5), поэтому-то истинным Я обоженного, “сердцем” его является именно Любовь Божия, подобно, как и сущность Божества – внутри-Троичная Любовь».

И далее там же: «В отношении к твари София есть Ангел-хранитель твари, Идеальная личность мира. Образующий разум в отношении к твари, она – образуемое содержание Бога-Разума, “психическое содержание” Его, вечно творимое Отцом через Сына и завершаемое в Духе Святом: Бог мыслит вещами.

Поэтому, существовать – это и быть мыслимым, быть памятуемым, или, наконец, быть познаваемым Богом. Кого “знает” Бог, те обладают реальностью, кого же Он “не знает”, те и не существуют в духовном мире, в мире истинной реальности, и бытие их – призрачное.(…)

Но вернемся к вопросу о Софии.

Вечная Невеста Слова Божьего, вне Его и независимо от Него, она не имеет бытия и рассыпается в дробность идей о твари; в Нем же – получает творческую силу. Единая в Боге, она множественна в твари и тут воспринимается в своих конкретных проявлениях как идеальная личность человека, как Ангел-хранитель его, т.е. как проблеск вечного достоинства личности и как образ Божий в человеке».

Единая в Боге, Премудрость множественна в твари…

Велесова книга древлего православия говорит о Вселенской Матери – Всематери. И называет ее имя: Матерь Сва. Древнерусское слово СВА и означает ВСЯ (всея, все-). Аллегорически Всемать изображалась Птицей Сва с огненным оперением – жар-птицей: «Вот прилетела к нам Птица Сва, и села на древо, и стала петь, и всякое перо Ее – иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи как днём». Дощечка 7Е (16) описывает Её ещё более подробно:

И вот Матерь Сва бьет крылами по бокам своим с двух сторон, Как в огне, вся сияя светом. И всякое перо Её иное – красное, синее, голубое, желтое, и серебряное, и золотое, и белое. И вся же сияет, как Солнце. И по кругу идет посолонь. И Она сияет семью цветами [радуги], как завещано о богах святых наших…

Так представляли себе наши далекие прапредки путь премудрости, ведущий от яви к Прави. До Никонианской реформы 17-го века почти все русичи были посвящены в первую ступень северного ведизма – Учение о перерождений Двенадцати богов. Где сказано, что каждый бог перерождался в следующего, аки цвета радуги, образуя единый свет истины. Да такой сильный, что ночью становилось аки днем.

Практически то же самое говорит и Дмитрий Сергеевич Мережковский в начале века двадцатого: «Русские боги – крещеные. Переливаются друг во друга, как радуга, а Солнце за ней – одно. Все они не только крещеные, но и крестители. Каждый говорит: идет за мной Тот, кому я не достоин развязать ремень обуви Его»! («Атлантида – Европа», Белград, – 1930).

Цельное знание способно навести фокус на непостижимую тайну тайн – Откровение пресвятой Троицы. (Великий Триглав – так испокон называл Всевышнего русский ведизм). Человек получает личный опыт Богообщения. Тот же, кому открылось непосредственное чувствование Триединого, становится совершенно свободен. Самое слово наше СВОБОДА записывается тремя рунами, и они могут быть прочитаны как: мудрость (сва), которую Бог дал.

Вспомним слова Спасителя: и познаете истину, и истина сделает вас свободными! (от Иоанна 8; 32)

  • Премудрость созидает ум человеков
  • Премудрость сотворяет миры
  • Премудрости открыто грядущее

Из дневников о.Сергия Булгакова:

22.12.1922. На рейде в Ковани.

“Вот уже мы достигли таинственных вод Босфора… Напор дум волновал мою душу, и глаз радовали эти дивные берега. Здесь ключ европейской и мировой истории, здесь Иустиниан, здесь Константин Великий, здесь Иоанн Златоуст, Фотий, Византия и ее падение, здесь узел политических судеб мира, и доныне не распутанный, а еще сильнее затянутый.”

22.1.1923.

«Вчера я имел счастье посетить Святую Софию.(…) Это, действительно, София, актуальное единство мира в Логосе, связь всего со всем, мир божественных идей(…) Это не небо и не земля, свет небесный над землею, –это не Бог и не человек, но сама Божественность, Божественный покров над миром. Св.София есть последнее и молчаливое откровение греческого гения о св. Софии, жест векам, которого уже не смогли и до конца не умели осознать и выразить богословски чахнущие византийцы, и, однако, она жила как высшее откровение в душах их, зарожденная в эллинстве и явившая себя в христианстве.(…) И здесь с новой силой, и убедительностью, самоочевидностью постигаешь неведомый ему самому смысл слов св. Иустина философа о том, что Сократ и Платон были христиане до Христа и Платон есть пророк Божий о Софии в язычестве.(…)

У старообрядцев есть мудрое, как вижу теперь, поверье, что София будет восстановлена в конце мира.(…) Это значит, что София осуществится, станет возможной лишь в полноте христианства, в конце истории, когда явлен будет и самый зрелый и последний плод, когда явится Белый Царь[2], и ему (…) откроет свои врата Царьград, и он воздвигнет Святую Софию.(…)

История внутренне не окончена, она на полном ходу, и прочь туман и испуг, навеянный тяжелым часом истории, внемлите гласу Святой Софии, ее пророчеству, она не в прошлом, но в будущем, она зов векам и пророчество, история окончится внутренне в Царьграде.(…) История внутренне не закончилась, пока нет в мире христианской Святой Софии, пока она не стала хотя на мгновенье победным фактом истории, вот что говорила мне Святая София».

Это о.Сергий Булгаков написал в 1923 году. Поразительные слова! Как они перекликаются с нынешними размышлениями о происходящих в мире событиях! Интернет заполнили статьи о возвращении Константинополя. Но мне кажется, прежде должно возвратиться изначальное Ведение – полнота христианства, о которой пишет Булгаков. И эта полнота вмещает в себя и ведение о Платоне и Сократе,  как о христианах до Христа, и о Софии, Премудрости Божьей, как о Начале Творения…

Одно из последних предсказаний о святой Софии появилось 26 ноября. «Явление старца Паисия Святогорца было в 20-х числах ноября. Пришел он к старцу на Кипре, сказал записать письмо и сказал, что будет тут, на земле:

«Подходит буря к вам, исповедайтесь, держите крест в руках и с молитвой на устах будьте.(…) Соберитесь – идет гроза. Слово Божье везде провозгласится, как после грозы появляется солнце из туч. Это будет Свет Господень, лучезарный и яркий – “этим победишь” напишется на небе. После грозы, страшной грозы, засверкает солнце, из маленького отечества засверкает снова факел. Бескрайний этот свет зажжет миллионы сердец, сердец новых апостолов, в чистых душах. И станут они глазами Самого Господа, Словом Его и Гласом Его.(…) Святая София готовится, Ангелы Ее поливают миро, Херувимы и Серафимы устилают ее лавровым листом…»

 

[1]  Согласно преданию, Константинопольский храм был построен по божественному наитию! Сама София являлась строителям в облике Огнезрачного Ангела, указывая его размеры и пропорции. Она же повелела назвать собор Софийским. [2] Дощечка 17 Велесовой книги содержит очень примечательные строки, перекликающиеся с пророческими словами о Белом Царе: «Молния сойдет к нам и поведет нас. И сколько есть песка на земле, столько же есть воинов небесных. Их помощь снизойдет ратью от облаков на землю. Идет наш Даждьбог во главе их. И разве не победил Он уже однажды? И потому не может никак случиться, чтобы не победили мы». Подробнее в статье Дмитрия Логинова «Велесова книга изобилует пророчествами»
Понравилась статья? Расскажи друзьям

dolniy-lad.ru

Вспоминая истоки | ДОЛЬНИЙ ЛАД

Недавно я прочитала книгу Лады Виольевой “Дорогой русского лада“. В главе “Стена стороной славна” сказано:

“Постоянный, истинный дом – изба, истьба – имел обязательно стены

северную и южную, западную и восточную.

Обычай Русского лада велит:

-У северной стены да располагается печь.

-Восточная да имеет окно(можно и другим стенам иметь оконца поменьше в помощь стене восточной, но лучше оставаться сплошной – глухой – стене северной).

– Дверь желательно иметь в стене южной, и да будет крыльцо к этой двери о трех ступенях.

– Ближе к западной стене хорошо делать погреб.”

Читая, я, конечно, при этом вспоминала избу, в которой жила в детстве. И оказалось, что она была построена строго по кону!

Изба была строго ориентирована по сторонам света. Вход с южной стороны. Три ступеньки у крыльца. Двускатная крыша. Красный угол справа от окна. Окна на юг, но с восточной стороны небольшое окошко. Не совсем функциональное, но оно было. Печка у северной стены, сплошной, без окон. Погреб – с западной стороны от избы. Кровати – головой на север.

Наша слобода (деревенская улица) называлась Ягановка. Почему, уже никто не помнит. Соседняя слобода называлась Лупиловка (там когда-то давно, больше ста лет назад, проходили кулачные бои слобода на слободу).

Наша слобода на отшибе, дальше – поле и лес. Там стояло всего четыре дома. Нашими соседями были семьи лесника и пастуха, причем эти профессии были потомственными (лесником был и один из моих прадедов). Причем интересно то, что если строить дом на любой другой слободе, кроме нашей, так точно ориентировать избу по сторонам света уже не получится – вход будет или с западной, или с восточной стороны.

Эту избу в 1900 году подарил в приданое своей дочери, моей прапрабабушке, ее отец. Он, судя по тем обрывкам сведений, которые у меня есть, был личностью примечательной. Моему деду он приходился прадедом и жил в соседней деревне (сейчас эту деревню снесли). Дед рассказывал, как он в раннем детстве гостил у прадеда. Особенно он запомнил огромный иконостас, перед которым всегда по праздникам и воскресеньям горели лампады, и множество книг. По рассказам деда, его прадед был человеком зажиточным, на свои деньги в родной деревне построил часовню. А главное, был человеком набожным, искренне верующим, в чем и воспитывал свою семью. И именно он подарил на свадьбу своей дочери избу, построенную точно по кону…

Это натолкнуло меня на мысль – а что еще из древнейшего ведения могло сохраниться в родных местах? Вот, например, в родной деревне моего отца престольный праздник – Девятая Пятница. Его коренные жители справляют до сих пор. Когда я в детстве спрашивала, откуда такое странное название, мне отвечали, что это в честь святой Параскевы Пятницы. А почему Девятая? – на это толком ответить никто не мог. Ответ на этот вопрос я нашла в статьях Дмитрия Логинова. В статье “12 дочерей пращура руссов Ария” перечисляются имена дочерей Ария: Руса, Сокола, Вена, Древа, Полева, Скрева, Сева, Дереза, Воля, Дива, Черева, Доля. А в статье “Гиперборейский князь Яр (Арий)” говорится: “Дочери князя Яра (Ария) считались основательницами династий (эти 12 дев-прародительниц племен руссов явились св. Серафиму Саровскому при двенадцатом явлении ему Богородицы, составляя свиту Ее. Девам-прародительницам руссов посвящены 12 пятниц в году. Даже епископат Рима признавал эти праздники, пока не произошла схизма).”

Значит, Девятая Пятница посвящена дочери Ария – Воле (позднее имя чуть видоизменилось и стало Оля, Олюшка)…

А если возвратиться в день сегодняшний… На нашем сельском кладбище похоронен один из современных подвижников – иеросхимонах Симон. Его духовные дети говорили, что он мог видеть людей насквозь.

У этого человека уникальная судьба. Он родился в Азербайджане в ирано-азербайджанской семье. Был, естественно, мусульманином. С детства писал стихи. Закончил Литературный институт и стал известным поэтом-песенником. Песни на его слова в 70-80х годах пела вся страна… В 45 лет он впервые прочитал Библию. И с человеком произошел таинственный духовный переворот. Он принимает крещение. Уезжает в Оптину пустынь. Трудится несколько лет, затем принимает монашеский постриг. Последние годы жизни он провел в наших краях. Стал для многих духовным отцом и наставником. И по сей день духовные дети с любовью и благодарностью вспоминают о нем…

Понравилась статья? Расскажи друзьям

dolniy-lad.ru

ЧУДО-ТЕРЕМ | ДОЛЬНИЙ ЛАД

В старых русских сказках можно встретить такой сюжет. Велит царь-батюшка Иванушке выстроить чудо-терем за одну ночь. И тот с готовностью берется за дело. Только сначала обращается за советом к мудрецу или мудрому зверю и тот указывает ему на чудо-дерево. А этот строительный материал «и в огне не горит, и в воде не тонет». Так вот, это отнюдь не сказки, а самые настоящие что ни на есть былины. Русская Северная Традиция хранит секрет заготовки такого дерева. Его надлежит рубить при строго определенной луне, очень хитрой, бывающей всего несколько дней в году.

И тогда не то, что волшебный дворец – летучий корабль можно построить. Да и просто корабль, ведь в воде чудо-дерево не тонет и не мокнет. Дома, построенные на таком фундаменте, могли плавать по рекам, становясь на время кораблями. Целая деревня, в случае грозящей опасности, таким образом, спокойно переправлялась на новое место, неизвестное врагу.

У древних было лесов, что называется, завались. Потому что ничего не предпринимали без спросу Велеса и Велисы – Василисы Премудрой. Раздобыть и заготовить необходимое количество чудесной древесины – не составляло проблемы. Это, что касается материала для строительства, а какова же была исконная архитектура Чудо-Терема?

Вот здесь и начинается самое интересное.

Тысячелетиями на Руси складывались из бревен – КЛЕТИ. Клеть, то есть куб из бревен, простейший сруб, это была основа русского всего зодчества. Храмового, фортификационного, жилищного…

Это была такая архитектура, о которой современное человечество даже мечтать не может. Не может, потому как даже не ведает, о чем в этой области мечтать можно.

Кижи, восстановленный дворец Алексия в Коломенском – чудо, но это лишь бледные отсветы того Чуда, что было раньше.

Замки-храмы-дворцы, воздвигнутые в результате продуманной комбинаторики клетей, оказывались живыми.

Срубная древнерусская клеть аналогична была по ряду важнейших свойств биологической клетке сложного организма. В качестве контекста такой аналогии кирпич уподобить можно вирусу, блок или мегалит – бактерии. Понятно, что из вирусов и бактерий, сколько б их ни было, не построишь сложного живого организма. Сложные биологические организмы могут состоять лишь из клеток…

Древние храмы-замки как бы сами собой росли. Они могли быть воздвигнутыми, как в сказке, за одну ночь. И свойства у них чудесные могли быть такие, что каменные пирамиды, что называется, отдыхают… Причем, и после Р.Х. на Руси долгие века существовал обычай воздвижения ОБЫДЕННЫХ – т.е. построенных общиной ЗА ОДИН ДЕНЬ – православных церквей.

Потом искусство было забыто. И от него сохранились только лишь одноклетные избы, как одноклеточные примитивные организмы… Но даже и такие они более живые, чем современные постройки из кирпичей или блоков. О доброй силе русской избы можно подробнее прочитать в статье: Сказка-Дом.

Но Иванушка из сказки по приказу царя-батюшки воздвиг не просто избу, а Чудо-Терем. Слово «терем», обозначающее произведение древнерусского зодчества, осталось ныне только в былинах. И вот только еще Русская Северная Традиция хранит сведения о нем.

Что же он собой представлял, древнерусский Терем?

Дом-храм-замок в одном лице. В плане строение представляло собой – крест, ориентированный по сторонам света. Причем из пересечения равносторонних перекладин креста вверх произрастает пятиэтажная конструкция. А на конце его северного луча – четырехэтажная башня. Восточного – трехэтажная. Южного – двух. Западный конец оставался одноэтажен, как и само тело креста, но и над ним возвышался, как и над остальными концами, шатер-навершие.

Все элементы конструкции выполнены были из различной комбинаторики клетей. В результате, внутри такого сооружения обитала живая душа замка. Каждый, кто входил внутрь русского терема, ощущал некий положительный вихрь энергии, охраняющий внутреннее пространство. В таком замке-храме словно пребывал МИРНЫЙ ТАЙФУН. Сами собой происходили исцеления. Посещало творческое вдохновение и озарения. Домашние дела, которые обыкновенно сравнивают с рутиной, обязаловкой, при такой архитектуре делались как бы сами собой. Причем, согласно описаниям, оставленным иностранными путешественниками, у ТАКОГО вихря достаточно было обережной силы и на пространство внешнее. Благодать от Чудо-Терема чувствовалась по всей округе. Как заметили иноземные гости: люди русские всегда веселые и довольные ходят, не видно, чтобы кто хмурился, завидев друг друга, они искренне радуются, как дети.

Не говоря уж о том, сколь дивные вещи были внутри храма-замка. Скатерть-самобранка, ковер-самолет, сани – что едут сами… И еще многое другое, о чем будет сказ в нашей следующей публикации в рубрике «Домострой».

———————————————————-

© Дмитрий Логинов, 2012

© Институт богословия РСТ СВА, специально для Дольний Лад, 2011. Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

[maxbutton]

// ]]>

Понравилась статья? Расскажи друзьям

dolniy-lad.ru


Смотрите также