Лада а-ля Мор — Веста Кросс, экспорт, новый «автомат» и монодзукури. Лада пятидверная


Пятидверная (длинная) Нива ВАЗ-2131 и ВАЗ-21213 Консул

           

Свершилось! Самый популярный российский внедорожник — тольяттинская Нива — появилась, наконец, и в пятидверном варианте. Мало того, пятидверная Нива «засветилась» даже в двух исполнениях. Первый автомобиль называется ВАЗ-2131. Пока это всего лишь опытный образец, однако, вотвот начнется его товарный выпуск на опытно-промышленном производстве ВАЗа. Второй «пятидверник» носит имя ВАЗ-21213 Konsul, а производится он тольяттинским агентством «Тамара Олеговна». Нам удалось поездить сразу на двух новых Нивах, об этом мы и расскажем.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

По своим габаритным размерам BA3-2131 ничем не отличается от уже хорошо известной «длинной», но еще трехдверной Нивы ВАЗ-2129 (габариты всех типов кузовов смотрите здесь). Пятидверная версия представляет собой логическое следствие прежнего удлиненного варианта машины, а главные различия определяются тут только количеством дверей — точно так же, как у вазовских «восьмерок» и «девяток».

Родословная второго автомобиля BA3-21213 Konsul интереснее. Своим рождением он обязан машине скорой помощи, сконструированной на базе нивовских агрегатов. И если BA3-2131 «растянут» по сравнению с обычной Нивой ровно на 500 мм, то Konsul — на целых 650. Это смелое решение требует пояснений. Прежде всего, в машине скорой помощи должны были гарантированно размещаться санитарные носилки. А еще увеличение колесной базы не на 500, а на 650 мм позволило отказаться от многих оригинальных деталей в трансмиссии и поставить на машину комбинированную карданную передачу, состоящую из серийных карданных валов 2121 и 2101, достигнув тем самым максимальной унификации со стандартными узлами. Длиннобазная санитарная Нива и была использована в качестве прототипа при создании варианта Konsul.

Оба автомобиля имеют карбюраторные двигатели рабочим объемом 1700 куб. см, пятиступенчатые коробки передач и главные пары с передаточным отношением 3,9.

СНАРУЖИ

Скрупулезно описывать внешность ВАЗ-2131 необходимости нет, ибо, как мы уже сказали, радикальных отличий в экстерьере по сравнению с трехдверным вазовским длиннобазником не произошло. Изменилась лишь форма стекол боковины, да третья стойка заметно «уехала» назад, высвободив пространство для задних дверей. По нижней части дверных блоков, с заходом на передние крылья, протянулась широкая резиновая накладка с новой овальной эмблемой ВАЗа и надписью «ВАЗ-2131».

Казалось бы — минимум дизайнерского макияжа, но насколько выигрышнее стала смотреться машина! Это уже не «растянутый» короткобазник, а полноразмерный новый автомобиль.

Визуально Konsul воспринимается иначе. Здесь чувствуется некий компромисс между трехдверной машиной 2129 и её пятидверным собратом. Размеры заднего бокового стекла остались прежними, а вот среднее стекло стало заметно больше, причем расположено оно не в кузовной коробке, а в раме задней двери. Форма двери стала прямоугольной, и по этой причине больше похожа на люк.

ВНУТРИ

Передние части салонов у обоих автомобилей одинаковы, а все различия — за спинками сидений.

Открываем заднюю дверь «тридцать первой». Садиться через нее в машину очень удобно, а выбираться — так просто удовольствие: выставил ногу на дорогу или тротуар, оперся на нее — и все! Не надо привставать, как в легковушке. Убрать бы еще из дверного проема катушку инерционного ремня безопасности, было бы совсем хорошо.

Стекла задних дверей опускаются, причем полностью. (Похвастаться этим может далеко не каждый автомобиль, в том числе и импортный!)

Заднее сиденье на ВАЗ2131, если сравнивать его с обычным «нивовским», покажется большим диваном: на нем можно без территориальных претензий разместиться и втроем. Что ж, наконец-то на ВАЗе сделали полноразмерный пятиместный автомобиль. Мало того, в некоторых случаях втроем здесь сидеть даже удобнее — рядом всегда плечо соседа, так что хвататься в повороте за спасительный поручень совсем не обязательно. А серьезный недостаток «тридцать первого» дивана в том, что его спинка выполнена целиковой и не может раскладываться по частям.

Своим рождением BA3-21213 Konsul во многом обязан этой Ниве скорой помощи

В ВАЗ-2131 (слева) заднее сиденье —полноценное, пятиместное. А в версии BA3-21213 Konsul сиденье осталось прежним —по бокам оно «зажато» колесными арками

В «консульской» Ниве размер багажного отделения остался прежним, зато салон, по сравнению с ВАЗ-2121, кажется просто гигантским

Теперь о машине Konsul. Садиться на «консульское» заднее сиденье приходится по-другому: сначала нужно забраться в автомобиль и только потом можно плюхнуться на сиденье. Оно здесь двухместное, поскольку также, как и на «обычном» ВАЗ-2121 стиснуто по бокам колесными арками. Выбираться наружу опять придется в два приема.

Но зато салон здесь уже не «консульский», а «президентский»: огромное расстояние между передними и задними сиденьями образует «танцплощадку», на которой запросто можно разместить еще пару откидных сидений, столик или холодильник-бар. Комфортно. Немного настораживает только отсутствие второго отопителя в задней части салона: похоже, что зимой штатный отопитель вряд ли прогреет такую «комнату».

Интересно, что все без исключения стекла в этой машине трехслойные (триплекс), а вот задних стеклоподъемников пока нет — появятся они немного позже, на модернизированных версиях.

А что под крышкой багажника?

Грузовое отделение ВАЗ-2131 стало заметно больше (его объем составляет 383 литра). Рукоятка привода замка пятой двери «переехала» в пространство между сиденьем водителя и порогом. Пользоваться ей стало гораздо удобнее.

При скоростном маневрировании BA3-2131 (вверху) требует более интенсивной работы рулем, нежели «короткая» Нива, но при этом «баранкой» BA3-21213 Konsul заметно легче орудовать благодаря новой трехопорной сошке

Konsul в этом плане консервативнее: объем грузового отделения здесь такой же как на короткобазной Ниве, да и пресловутая «багажная» рукоятка оставлена на прежнем месте. Хочешь к ней подступиться — открывай заднюю дверь. Но какие все это мелочи по сравнению с вместимостью салона! Разложив заднее сиденье вы получаете громадный «вагон» с абсолютно ровным полом.

Как его использовать — решайте сами: можно запихнуть шкаф или холодильник, а можно устроить два прекрасных спальных места.

В ДВИЖЕНИИ

Тот, кто следит за нашими «внедорожными» публикациями, вероятно, помнит отчеты о тестировании трехдверного длиннобазника ВАЗ-2129. Напомним, что машина удивила нас тогда своей плавностью хода и отсутствием присущего короткобазной Ниве галопирования (см. АР № 7, 1994). «Тридцать первая» Нива, естественно, сохранила достоинства своего трехдверного собрата, но не лишилась и присущих ему недостатков: при маневрировании приходится больше, чем хотелось бы, работать рулем.

Готовясь к тестовым заездам на двух новых автомобилях, мы ожидали сходных впечатлений — и... ошиблись! Невероятно, но Konsul просто поразил своей плавностью хода! Машина движется гораздо плавнее «тридцать первой», причем и на асфальте, и на разбитой грунтовой дороге. Создатели автомобиля уверяют, что никаких хитростей в подвеске нет — все серийное, даже амортизаторы установлены самые обыкновенные, гидравлические. Вот что дают лишние 150 мм колесной базы!

Справедливости ради отметим, что машины были «обуты» в разные шины — ВлИ-5 и ВлИ-10. Причем в заведомо худших условиях находился Konsul — укомплектованный «зубастыми» шинами ВлИ-5, он оказался шумнее. Кроме того, во многом из-за неважных уводных характеристик, эти диагональные покрышки давали машине более «размазанную» реакцию на доворот руля в крутом повороте.

Удивил нас Konsul и еще одним — рулевое управление оказалось настолько легким, что, не веря собственным ощущениям, мы заглянули под капот. Нет, никаким гидроусилителем здесь не пахнет — все обычное. Странно. Ответ был опять получен от создателей машины: оказывается, в рулевом механизме этого автомобиля применен трехопорный вал сошки. Наличие третьего подшипника и решило проблему чрезмерного усилия на руле.

ИТОГИ

По утверждениям представителей агентства «Тамара Олеговна», машины ВАЗ2131 и BA3-21213 Konsul конкурировать не будут, поскольку... с началом серийного выпуска «тридцать первой», Konsul перестанет существовать. Аргументация такова. BA3-2131 в силу своей «серийности» будет дешевле, а значит — доступнее.

Мы с этим не согласны.

Во-первых, несмотря на кажущееся внешнее сходство, оба этих «пятидверника» заметно отличаются по ряду потребительских качеств. А во-вторых, у нас все больше любителей «оригинальных» отечественных автомобилей, и именно у них штучные автомобили с повышенным уровнем комфорта всегда будут в цене.

В дальнейшем, когда будут известны цены на BA3-2131, и они появятся в продаже, мы вновь вернемся к этим Нивам.

С. МИШИН, К. СОРОКИН

Видео

lada-niva.ru

АвтоВАЗ переносит сборку Лады 4х4 на другой конвейер — Авторевю

Лада 4х4 (в прошлом — Нива) с апреля 1977 года собирается в корпусе №62 Волжского автозавода — это отдельное здание, не связанное напрямую с другими конвейерами. Официально площадка именуется сборочно-кузовным производством — СКП Лада 4х4. Кроме собственно конвейера, в этом же корпусе располагаются почти все другие участки производственного процесса: сварочный, окрасочный, механосборочный. За почти сорок прошедших лет оборудование нивовского корпуса сильно устарело и износилось, поэтому АвтоВАЗ уже несколько раз его модернизировал. Но то были паллиативные меры, вроде перевода грунтования на катафорез. Теперь же руководство решилось на радикальный шаг: полностью перенести сборку Лады 4х4 из отдельного СКП на третью нитку главного конвейера.

Раньше эта нитка была перестроена в соответствии с требованиями производственной системы AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault-Nissan и предназначалась для сборки Весты. Но после решения Бу Андерссона о переносе производства Весты в Ижевск третья нитка фактически «оголилась»: сегодня там собирают только пятидверную Ладу 4х4 (ВАЗ-2131), переехавшую на главный конвейер из ликвидированного ОПП, а также Приору, для которой 2017 год должен стать последним. Сейчас эта линия загружена менее чем на 15%: при мощности в 220 тысяч автомобилей в год там собирают около 30 тысяч.

Решение о закрытии СКП Лада 4х4 зрело давно. Сейчас к нему вернулись благодаря инициативе Патриса Андре, советника президента АвтоВАЗа Николя Мора. В январе этого года Андре был одним из менеджеров по переносу производства ВАЗ-2131 из ОПП и хорошо знает тему. Кстати, первоначально сборку пятидверного внедорожника хотели организовать в том же 62-м корпусе, но оказалось, что старый конвейер нужно почти полностью переделать под более длинную машину, и тогда пятидверка прописалась на главном конвейере.

Перенос туда же производства и «классической» Лады 4х4, увы, не решит проблему малой загрузки третьей нитки. Если первоначальный план на этот год составлял 40 тысяч «коротких» внедорожников силами отдельного СКП, то на 2017 год служба маркетинга пока что заказала заводу лишь 25 тысяч машин. Зато качество старушки Нивы (как минимум покраска) обещает улучшиться.

Приказ под номером 863 «Об открытии проекта и организации переноса окраски и сборки семейства автомобилей Lada 21214 и модификаций из СКП Лада 4х4 в СКП» был подписан 23 ноября. К началу декабря службы завода должны подготовить ТЭО, подсчитать бюджет мероприятия, составить план работ. Сам перенос начнется 26 декабря, в первый день «зимних каникул», и продлится месяц. При этом сварка трехдверных кузовов все равно останется в 62-м корпусе. А сборку подрамников, раздаточных коробок и передних мостов перенесут в главный корпус.

Пресс-служба завода на запрос Авторевю ответила, что «весь персонал цехов окраски и сборки трехдверной версии 4х4, включая инженерные кадры, будет переведен в штат сборочной линии №3. Сотрудникам предложат и другие возможности продолжения карьеры». Сколько всего людей предполагается перевести на новое место — не уточняется. Также нет официальной информации о том, чем теперь загрузят площади корпуса 62. По нашим данным, старый конвейер демонтируют, а на его месте организуют участок изготовления штамповой оснастки.

Занятно, что с появлением первой информации о смене «прописки» Лады 4х4 по Тольятти поползли слухи о начале масштабного перераспределения российских производственных мощностей альянса Renault-Nissan. Дескать, Весту вернут из Ижевска обратно, как раз в освобождающийся корпус 62. Хотя монтировать новый конвейер в старом нивовском цехе бессмысленно, ведь рядом есть недозагруженная третья нитка главного конвейера, уже полностью готовая для сборки Весты! Но дыма без огня…

Перенос сборки Весты в Тольятти действительно обсуждается, несмотря на категоричное нет, сказанное по поводу этой инициативы Николя Мором. Новый председатель совета директоров Сергей Скворцов в настоящий момент изучает все варианты оптимизации производства в рамках альянса Renault-Nissan, в том числе перепрофилирование завода ИжАвто под мелкосерийные проекты и полную консервацию московского завода Renault (бывший Автофрамос) с концентрацией всей сборки в Тольятти. По нашей информации, такая оптимизация может начаться в 2018 году — в том случае, если в 2017 году не появится признаков оздоровления российского авторынка.

autoreview.ru

АвтоВАЗ переносит сборку Лады 4х4 на другой конвейер — Авторевю

Лада 4х4 (в прошлом — Нива) с апреля 1977 года собирается в корпусе №62 Волжского автозавода — это отдельное здание, не связанное напрямую с другими конвейерами. Официально площадка именуется сборочно-кузовным производством — СКП Лада 4х4. Кроме собственно конвейера, в этом же корпусе располагаются почти все другие участки производственного процесса: сварочный, окрасочный, механосборочный. За почти сорок прошедших лет оборудование нивовского корпуса сильно устарело и износилось, поэтому АвтоВАЗ уже несколько раз его модернизировал. Но то были паллиативные меры, вроде перевода грунтования на катафорез. Теперь же руководство решилось на радикальный шаг: полностью перенести сборку Лады 4х4 из отдельного СКП на третью нитку главного конвейера.

Раньше эта нитка была перестроена в соответствии с требованиями производственной системы AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault-Nissan и предназначалась для сборки Весты. Но после решения Бу Андерссона о переносе производства Весты в Ижевск третья нитка фактически «оголилась»: сегодня там собирают только пятидверную Ладу 4х4 (ВАЗ-2131), переехавшую на главный конвейер из ликвидированного ОПП, а также Приору, для которой 2017 год должен стать последним. Сейчас эта линия загружена менее чем на 15%: при мощности в 220 тысяч автомобилей в год там собирают около 30 тысяч.

Решение о закрытии СКП Лада 4х4 зрело давно. Сейчас к нему вернулись благодаря инициативе Патриса Андре, советника президента АвтоВАЗа Николя Мора. В январе этого года Андре был одним из менеджеров по переносу производства ВАЗ-2131 из ОПП и хорошо знает тему. Кстати, первоначально сборку пятидверного внедорожника хотели организовать в том же 62-м корпусе, но оказалось, что старый конвейер нужно почти полностью переделать под более длинную машину, и тогда пятидверка прописалась на главном конвейере.

Перенос туда же производства и «классической» Лады 4х4, увы, не решит проблему малой загрузки третьей нитки. Если первоначальный план на этот год составлял 40 тысяч «коротких» внедорожников силами отдельного СКП, то на 2017 год служба маркетинга пока что заказала заводу лишь 25 тысяч машин. Зато качество старушки Нивы (как минимум покраска) обещает улучшиться.

Приказ под номером 863 «Об открытии проекта и организации переноса окраски и сборки семейства автомобилей Lada 21214 и модификаций из СКП Лада 4х4 в СКП» был подписан 23 ноября. К началу декабря службы завода должны подготовить ТЭО, подсчитать бюджет мероприятия, составить план работ. Сам перенос начнется 26 декабря, в первый день «зимних каникул», и продлится месяц. При этом сварка трехдверных кузовов все равно останется в 62-м корпусе. А сборку подрамников, раздаточных коробок и передних мостов перенесут в главный корпус.

Пресс-служба завода на запрос Авторевю ответила, что «весь персонал цехов окраски и сборки трехдверной версии 4х4, включая инженерные кадры, будет переведен в штат сборочной линии №3. Сотрудникам предложат и другие возможности продолжения карьеры». Сколько всего людей предполагается перевести на новое место — не уточняется. Также нет официальной информации о том, чем теперь загрузят площади корпуса 62. По нашим данным, старый конвейер демонтируют, а на его месте организуют участок изготовления штамповой оснастки.

Занятно, что с появлением первой информации о смене «прописки» Лады 4х4 по Тольятти поползли слухи о начале масштабного перераспределения российских производственных мощностей альянса Renault-Nissan. Дескать, Весту вернут из Ижевска обратно, как раз в освобождающийся корпус 62. Хотя монтировать новый конвейер в старом нивовском цехе бессмысленно, ведь рядом есть недозагруженная третья нитка главного конвейера, уже полностью готовая для сборки Весты! Но дыма без огня…

Перенос сборки Весты в Тольятти действительно обсуждается, несмотря на категоричное нет, сказанное по поводу этой инициативы Николя Мором. Новый председатель совета директоров Сергей Скворцов в настоящий момент изучает все варианты оптимизации производства в рамках альянса Renault-Nissan, в том числе перепрофилирование завода ИжАвто под мелкосерийные проекты и полную консервацию московского завода Renault (бывший Автофрамос) с концентрацией всей сборки в Тольятти. По нашей информации, такая оптимизация может начаться в 2018 году — в том случае, если в 2017 году не появится признаков оздоровления российского авторынка.

autoreview.ru

Лада а-ля Мор — Веста Кросс, экспорт, новый «автомат» и монодзукури — Авторевю

Московский автосалон в этом году не единственный автомобильный форум, который проходит в столице в конце августа, и, возможно, даже не самый важный. На пару дней раньше, 22 августа, в Экспоцентре на Красной Пресне открылась выставка MIMS Автомеханика, посвященная в этом году производству автокомпонентов в России, или иными словами — локализации. В рамках этой выставки 23 августа прошел Московский международный форум автомобилестроения (IMAF), который собрал главных участников российской автомобильной индустрии. Известия с этого форума даже слегка обогнали новости с автосалона.

Например, именно сюда со своим первым публичным программным спичем приехал президент АвтоВАЗа Николя Мор. Его план преобразования АвтоВАЗа содержит несколько сюрпризов. Ключевыми задачами, наряду с ростом продаж и уровня качества, Мор назвал увеличение объемов экспорта, повышение уровня локализации и снижение себестоимости автомобилей. Причем решать эти задачи АвтоВАЗ планирует весьма нетривиальными методами.

Из речи вазовского президента выходило, что новые модели вовсе не самый важный элемент этой стратегии. Николя Мор подтвердил, что в 2017 году стартует выпуск Весты с кузовом универсал, а также модификации Кросс, причем, по нашим данным, речь идет не только о приподнятом «сарае», но и о седане с «внедорожным» обвесом.

Концепт Лада Веста Кросс 2015 года

До 2025 года у Лады появятся восемь новых моделей, однако на ближайшие три года запланированы лишь три премьеры и четыре фейслифтинга. Две новинки — это как раз Веста-универсал и Веста Кросс, а на роль третьей претендуют XRAY Кросс или новый компактный кроссовер XCode, прообраз которого Лада представит завтра в рамках Московского автосалона. Кандидаты на фейслифтинг — Гранта, Калина, Ларгус и Приора.

Прогноз восстановления рынка в России по Мору скорее сдержанный: в 2017 году продажи могут подняться до 1,4 млн машин, в 2018-м — до 1,8 млн, а при самом оптимистичном сценарии к 2020-му достигнут уровня 2,2 млн машин. Что касается объемов производства самого АвтоВАЗа, то в этом году он планирует выпустить 416 тысяч автомобилей, включая и машинокомплекты, но доля машин под брендом Лада составит лишь 300 тысяч. Поэтому главной движущей силой должен стать экспорт. Тут стоит вспомнить, что Минпромторг поставил перед автоиндустрией стратегическую задачу к 2025 году отправлять на экспорт 20% произведенных в России автомобилей.

АвтоВАЗ от этого пока бесконечно далек: если в 2012 году за рубеж было отправлено 93 тысячи машин, то в 2015-м только 31 тысяча, хотя за семь месяцев этого года — уже 29 тысяч. Поэтому Мор обозначил целый набор мер, благодаря которым АвтоВАЗ мог бы преодолеть эту проблему: это усилия по созданию локальных сборочных производств, развитию дилерских сетей, улучшению имиджа Лады, работа по адаптации машин под требования зарубежных рынков, среди которых наиболее любопытные — это наличие в гамме праворульных версий, модификаций с «автоматами» и с интернациональной навигационной системой. Очень привлекательные ниши для экспансии Лады Мор видит, например, в Венгрии и в Германии (хотя это потребует затрат на подгонку автомобилей под нормы безопасности и экологичности), кроме того, идут исследования по выходу на рынок Ливана, некоторых арабских стран и Южной Америки.

Однако свой пассаж о наращивании экспорта Мор подытожил неожиданным тезисом: сложная доставка автомобилей из России обходится слишком дорого, поэтому без поддержки со стороны государства Ладе за рубежом тяжело будет оказаться конкурентоспособной.

Тизер концепта Лада XCode

Отдельное внимание теме «автомата». Мор совершенно справедливо считает, что нынешняя четырехступенчатая трансмиссия Jatco и вазовский «робот» не совсем то, что поможет Ладе завоевать новых клиентов в Европе или на других континентах: нужен более современный «автомат». А главное — локализованный. Мор пояснил, что в Тольятти рассматривают варианты применения нынешней коробки Jatco на других моделях, помимо Калины и Гранты (спекуляции о том, что этот «автомат» будут ставить и на Весту, появились в интернете сегодня утром), однако локализовывать такую трансмиссию АвтоВАЗ не будет. Речь идет о поиске и производстве в России нового, более современного, «автомата», причем Мор упомянул, что этот поиск координируется с Минпромторгом, — это может означать некий «национальный» статус этого проекта: «автомата» российской сборки ни у одного автопроизводителя пока нет.

Однако едва ли не самая важная часть программы Мора касалась снижения себестоимости компонентов, которые АвтоВАЗ получает от своих поставщиков. Задача обозначена бескомпромиссно: до конца 2017 года снизить эти издержки на 20%!

За счет чего? Тут господин Мор перешел с английского на японский и произнес слово «монодзукури», которым в автоиндустрии принято обозначать процессы оптимизации или упрощения продукта и производственных процессов. Уже в этом году инженеры и закупщики АвтоВАЗа начнут проводить для своих поставщиков «воркшопы» — то есть семинары и практические тренинги — по снижению себестоимости. «К примеру, мы будем смотреть, можно ли заменить какие-то алюминиевые детали пластиковыми, а фрезерованные — штампованными», — пояснил президент АвтоВАЗа. По его словам, поставщики эту идею восприняли позитивно, однако Мор все же оговорился, что если эти меры не дадут нужного эффекта, то АвтоВАЗ будет применять новые коммерческие условия для закупки компонентов.

Как это отразится на ценах автомобилей Лада, президент пока не уточнил. Но это как минимум поможет вернуть АвтоВАЗ к безубыточности — по плану Мора, в плюс компания должна выйти к 2018 году. К тому же теперь стало чуть более понятно, в чем заключается задача по работе и «воспитанию» российских поставщиков, которую перед Мором ставили акционеры из Ростеха.

Еще больше новостей и деталей о Ладе мы узнаем завтра, в первый день работы Московского автосалона, где АвтоВАЗ обещает показать шесть концептуальных и предсерийных автомобилей.

autoreview.ru

Лада а-ля Мор — Веста Кросс, экспорт, новый «автомат» и монодзукури — Авторевю

Московский автосалон в этом году не единственный автомобильный форум, который проходит в столице в конце августа, и, возможно, даже не самый важный. На пару дней раньше, 22 августа, в Экспоцентре на Красной Пресне открылась выставка MIMS Автомеханика, посвященная в этом году производству автокомпонентов в России, или иными словами — локализации. В рамках этой выставки 23 августа прошел Московский международный форум автомобилестроения (IMAF), который собрал главных участников российской автомобильной индустрии. Известия с этого форума даже слегка обогнали новости с автосалона.

Например, именно сюда со своим первым публичным программным спичем приехал президент АвтоВАЗа Николя Мор. Его план преобразования АвтоВАЗа содержит несколько сюрпризов. Ключевыми задачами, наряду с ростом продаж и уровня качества, Мор назвал увеличение объемов экспорта, повышение уровня локализации и снижение себестоимости автомобилей. Причем решать эти задачи АвтоВАЗ планирует весьма нетривиальными методами.

Из речи вазовского президента выходило, что новые модели вовсе не самый важный элемент этой стратегии. Николя Мор подтвердил, что в 2017 году стартует выпуск Весты с кузовом универсал, а также модификации Кросс, причем, по нашим данным, речь идет не только о приподнятом «сарае», но и о седане с «внедорожным» обвесом.

Концепт Лада Веста Кросс 2015 года

До 2025 года у Лады появятся восемь новых моделей, однако на ближайшие три года запланированы лишь три премьеры и четыре фейслифтинга. Две новинки — это как раз Веста-универсал и Веста Кросс, а на роль третьей претендуют XRAY Кросс или новый компактный кроссовер XCode, прообраз которого Лада представит завтра в рамках Московского автосалона. Кандидаты на фейслифтинг — Гранта, Калина, Ларгус и Приора.

Прогноз восстановления рынка в России по Мору скорее сдержанный: в 2017 году продажи могут подняться до 1,4 млн машин, в 2018-м — до 1,8 млн, а при самом оптимистичном сценарии к 2020-му достигнут уровня 2,2 млн машин. Что касается объемов производства самого АвтоВАЗа, то в этом году он планирует выпустить 416 тысяч автомобилей, включая и машинокомплекты, но доля машин под брендом Лада составит лишь 300 тысяч. Поэтому главной движущей силой должен стать экспорт. Тут стоит вспомнить, что Минпромторг поставил перед автоиндустрией стратегическую задачу к 2025 году отправлять на экспорт 20% произведенных в России автомобилей.

АвтоВАЗ от этого пока бесконечно далек: если в 2012 году за рубеж было отправлено 93 тысячи машин, то в 2015-м только 31 тысяча, хотя за семь месяцев этого года — уже 29 тысяч. Поэтому Мор обозначил целый набор мер, благодаря которым АвтоВАЗ мог бы преодолеть эту проблему: это усилия по созданию локальных сборочных производств, развитию дилерских сетей, улучшению имиджа Лады, работа по адаптации машин под требования зарубежных рынков, среди которых наиболее любопытные — это наличие в гамме праворульных версий, модификаций с «автоматами» и с интернациональной навигационной системой. Очень привлекательные ниши для экспансии Лады Мор видит, например, в Венгрии и в Германии (хотя это потребует затрат на подгонку автомобилей под нормы безопасности и экологичности), кроме того, идут исследования по выходу на рынок Ливана, некоторых арабских стран и Южной Америки.

Однако свой пассаж о наращивании экспорта Мор подытожил неожиданным тезисом: сложная доставка автомобилей из России обходится слишком дорого, поэтому без поддержки со стороны государства Ладе за рубежом тяжело будет оказаться конкурентоспособной.

Тизер концепта Лада XCode

Отдельное внимание теме «автомата». Мор совершенно справедливо считает, что нынешняя четырехступенчатая трансмиссия Jatco и вазовский «робот» не совсем то, что поможет Ладе завоевать новых клиентов в Европе или на других континентах: нужен более современный «автомат». А главное — локализованный. Мор пояснил, что в Тольятти рассматривают варианты применения нынешней коробки Jatco на других моделях, помимо Калины и Гранты (спекуляции о том, что этот «автомат» будут ставить и на Весту, появились в интернете сегодня утром), однако локализовывать такую трансмиссию АвтоВАЗ не будет. Речь идет о поиске и производстве в России нового, более современного, «автомата», причем Мор упомянул, что этот поиск координируется с Минпромторгом, — это может означать некий «национальный» статус этого проекта: «автомата» российской сборки ни у одного автопроизводителя пока нет.

Однако едва ли не самая важная часть программы Мора касалась снижения себестоимости компонентов, которые АвтоВАЗ получает от своих поставщиков. Задача обозначена бескомпромиссно: до конца 2017 года снизить эти издержки на 20%!

За счет чего? Тут господин Мор перешел с английского на японский и произнес слово «монодзукури», которым в автоиндустрии принято обозначать процессы оптимизации или упрощения продукта и производственных процессов. Уже в этом году инженеры и закупщики АвтоВАЗа начнут проводить для своих поставщиков «воркшопы» — то есть семинары и практические тренинги — по снижению себестоимости. «К примеру, мы будем смотреть, можно ли заменить какие-то алюминиевые детали пластиковыми, а фрезерованные — штампованными», — пояснил президент АвтоВАЗа. По его словам, поставщики эту идею восприняли позитивно, однако Мор все же оговорился, что если эти меры не дадут нужного эффекта, то АвтоВАЗ будет применять новые коммерческие условия для закупки компонентов.

Как это отразится на ценах автомобилей Лада, президент пока не уточнил. Но это как минимум поможет вернуть АвтоВАЗ к безубыточности — по плану Мора, в плюс компания должна выйти к 2018 году. К тому же теперь стало чуть более понятно, в чем заключается задача по работе и «воспитанию» российских поставщиков, которую перед Мором ставили акционеры из Ростеха.

Еще больше новостей и деталей о Ладе мы узнаем завтра, в первый день работы Московского автосалона, где АвтоВАЗ обещает показать шесть концептуальных и предсерийных автомобилей.

autoreview.ru