1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Новый способ построения старинных ладов. Ноты ладов


Расположение нот на грифе гитары

Многие начинающие гитаристы при подборе композиций сталкиваются с некоторыми задачами, одна из которых это как определить какие-либо ноты на гитарном грифе. На самом деле не так уж и сложна подобная задача. Зная расположение нот на грифе гитары можно с лёгкостью подобрать любое музыкальное произведение. Устройство гитары далеко не самое сложное, а вот ноты на грифе располагаются немного иначе, чем, например, у клавишных инструментов.

Строй гитары

Для начала необходимо запомнить строй гитары. Начиная от первой струны (тонкой) и заканчивая шестой (самой толстой), стандартный строй будет следующим:

  1. E – нота «ми» извлекается на первой открытой (не зажатой ни  на одном ладу) струне.
  2. H – на второй открытой струне извлекается нота «си».
  3. G –воспроизводит ноту «соль» не зажатая третья струна.
  4. D – нота «ре» извлекается на открытой четвёртой струне.
  5. A – струна под номером пять, не зажатая — нота «ля».
  6. E – на шестой открытой струне извлекается нота «ми».

Это стандартный строй гитары, использующийся при настройке инструмента. Все ноты звучат на открытых струнах. Выучив наизусть стандартный строй гитары, отыскать любые ноты на гитарном грифе не доставит абсолютно никаких проблем.

Хроматическая гамма

Далее необходимо обратиться к хроматической гамме, к примеру, гамма «до-мажор» приведённая ниже, значительно облегчит поиск ноты на гитарном грифе:

Отсюда следует, что каждая нота, зажатая на определённом ладу, звучит выше на полтона, чем зажатой на предыдущем ладу. К примеру:

  • Вторая не зажатая струна, как нам уже известно, это нота «си», следовательно, эта же струна будет звучать выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «си», если её зажать на пером ладу. Обращаясь к хроматической гамме «до-мажор» определяем, что эта нота будет нотой «до».
  • Эта же струна, но зажатая уже на следующем ладу, то есть на втором, звучит выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «до», следовательно, это будет нота «до-диез».
  • Вторая струна, соответственно, зажатая уже на третьем ладу это нота «ре», опять же обращаясь к хроматической гамме «до-мажор».

Исходя из этого, расположение нот на грифе гитары не обязательно заучивать наизусть, что, конечно, также будет полезным. Достаточно запомнить только строй гитары и иметь представление о хроматической гамме.

Ноты каждой струны на каждом ладу

И всё-таки без этого никак: расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём:

И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.

Автор – Станислав Колесник

Предлагаю послушать замечательную композицию в стиле транс, исполненную на классической гитаре Эваном Добсоном:

music-education.ru

Учим ноты на гитаре | Музыкальный класс

Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту. Гитара — не есть исключение. Для того, чтобы играть действительно хорошо, нужно познать нотную грамоту, особенно если вы хотите создавать собственные произведения.

Если же ваша цель играть простые дворовые песни, то конечно вам в помощь всего 4-5 аккордов, пару незамысловатых схем игры боем и вуаля – вы уже напеваете любимые мотивы в кругу друзей.

Другой вопрос, когда вы поставили для себя цель изучить инструмент, набить руку и виртуозно извлекать с инструмента завораживающие соло, рифы. Для этого не нужно перелапачивать сотни самоучителей, мучить преподавателя, теории здесь мизер, основной упор на практику.

Итак, палитра звуков у нас расположена, а точнее заточена в шести струнах и самом грифе, порожки которого и задают необходимую частоту той или иной ноты при прижатии струны. На любых гитарах размещено определённое количество ладов, у классических гитар их количество чаще всего достигает 18, у обычной акустике или электро-гитаре около 22.

Диапазон каждой из струн затрагивает 3 октавы, одну полностью и две кусками (иногда одну, если это классика с 18ю ладами). На пианино октавы, а точнее расположение нот обустроено гораздо проще в виде линейной последовательности. На гитаре это выглядит куда сложнее, ноты разумеется идут последовательно, но в общей массе струн, октавы размещены ввиде лестницы и они неоднократно дублируются.

К примеру:

1-я струна: вторая октава– третья октава – четвёртая октава

2-я струна: первая, вторая, третья октавы

3-я струна: первая, вторая, третья октавы

4-я струна: первая, вторая октавы

5-я струна: малая октава, первая, вторая октавы

6-я струна: малая октава, первая, вторая октавы

Как видите наборы нот (октавы) неоднократно повторяются, то есть одна и та же нота может прозвучать на разных струнах при нажатии на разных ладах. Это кажется запутанным, но с другой стороны очень удобным, что сокращает в некоторых случаях лишние скольжения руки по грифу, сосредотачивая рабочую зону в одном месте.Теперь по подробнее, как же определять ноты на грифе гитары. Для этого нужно знать, прежде всего — три простые вещи:

1. Строение звукоряда, октавы, то есть последовательность нот в звукоряде — ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ (это знает и ребёнок).

2. Нужно знать ноты на открытых струнах, то есть ноты, которые звучат на струнах без прижатия струны на ладах. В стандартном строе гитары открытым струнам соответствуют ноты (от 1й до 6й) МИ СИ СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ (лично я запомнил эту последовательность, как Миссис Оль Релями).

3. Третье, что нужно знать это размещения тонов и полутонов между нотами, как известно ноты следуют друг за другом, за ДО идет РЕ, за РЕ идёт МИ, но так же существуют и такие ноты как «ДО диез» или «Ре бемоль», диез означает повышение, бемоль – понижение, то есть # — диез, повышает ноту на пол тона, а b – бемоль понижает ноту на пол тона, это легко понять вспомнив пианино, вы ведь наверняка замечали, что у пианино есть белые и черные клавиши, так вот черные клавиши и есть те самые диезы и бемоли. Но такие промежуточные ноты, в звукоряде находятся не везде. Нужно запомнить, что между нотами МИ и ФА а так же СИ и ДО таких промежуточных нот не будет, поэтому принято называть расстояния между ними полутоном, а вот расстояние между ДО и РЕ, Ре и МИ, ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ будут иметь расстояния между собой в целый тон, то есть между ними будет промежуточная нота диез или бемоль. (Для тех кто вообще не знаком с этими нюансами уточню что одна нота может быть и диезом и бемолем одновременно, к примеру: может быть ДО# — то есть повышенная ДО или РЕb – то есть пониженная РЕ, что в целом одно и тоже, всё зависит от направления игры, идёте ли вы вниз по звукоряду или вверх).

Теперь, когда мы взяли во внимания эти три пункта пробуем разобраться где и какие ноты у нас на грифе. Мы помним, что первая открытая струна у нас имеет ноту МИ, так же помним, что между нотой МИ и ФА расстояние в пол тона, поэтому исходя из этого понимаем, что если прижать первую струну на первом ладу мы получим ноту ФА, далее пойдет ФА#, СОЛЬ, СОЛЬ#, ЛЯ, ЛЯ#, До и так далее. Удобнее всего начинать разбираться со второй струны, поскольку на первом ладу второй струны располагается  нота ДО (как мы помним, первая нота октавы). Соответственно до ноты РЕ будет расстояние в целый тон (то есть наглядно это один лад, то есть чтобы перейти к ноте РЕ от ноты ДО, нужно пропустить один лад).

Для полного усвоения этой тематики, нужна, конечно же практика. Рекомендую для начала сделать удобный для вас график.

Возьмите лист бумаги, желательно большой (А3 хотя бы), начертите шесть полосок и разделите их на ваше количество ладов (не забудьте клеточки для открытых струн), в эти ячейки впишите ноты соответственно их расположения, такая шпаргалка будет очень полезной в вашем освоении инструмента.

Кстати, могу дать хороший совет. Чтобы изучение нот было не в тягость, лучше когда вы практикуетесь с интересным материалом. В пример такого, могу привести замечательный сайт, где автор делает нотные переложения на современные и популярные песни. У Павла Старкошевского есть ноты для гитары сложные, для более продвинутых и простые, вполне доступные новичкам. Найдите там аранжировку для гитары на песню, которая вам по душе, и запоминайте ноты на грифе разбирая её. Кроме того, к каждой аранжировке прилагаются табы. С помощью них, вам будет легче ориентироваться на каком ладу что зажимать.

Дальнейшим шагом для вас будет развития слуха, вы должны натренировать свою память и пальцы, чтобы вы чётко помнили на слух как звучит та или иная нота, а моторика ваших рук, без промедления находила нужную вам ноту на грифе.

Музыкальных успехов вам!

music-education.ru

Как запомнить расположение нот на грифе 6 струнной гитары - фото и схемы

Расположение нот на грифе шестиструнной гитары

Многие половину жизни играют на гитаре, просто бренча по аккордам, зная примерное их местоположение и название. Что ж, это их выбор, но я настоятельно советую вам ознакомиться и со временем выучить расположение нотного стана по всей длине гитарного грифа шестиструнной акустической гитары. И эта статья поможет вам разобраться в непонятном мире нотного стана.

Легче всего начать знакомиться с открытыми нотами. Как вы догадались, их на шестиструнной гитаре всего шесть на открытых (не зажатых) струнах. Для удобства в использовании у каждой из них есть буквенные обозначения. В стандартном «испанском» строе «Ми» ноты расположились следующим образом:

  • Первая струна (она же нижняя и самая тонкая) – это «Ми». Её гитарное название «E».
  • Ноту «Си» или «H» вы найдёте на второй струне.
  • Дёрнув третью, можно услышать «Соль» известную как «G».
  • Поднимаясь вверх по струнам, вы обнаружите тон «Ре», он соответствует букве «D»-
  • Пятая струна соответствует ноте «Ля», которая в свою очередь равна букве «A».
  • На последней (соответственно верхней) струне с не зажатыми ладами опять извлекается звук с названием «Ми», но уже на две октавы ниже. Её обозначение мы уже знаем – «E».

Изображение с сайта: rusguitar.ru

Вот небольшая и простая таблица нотно-буквенных соответствий:

Изображение с сайта: zapogi.ru

Итак, мы разобрались с нотами на открытом звуке. Но как то, что мы слышим, меняется при зажатии струны?

Всё просто – звук поднимается на пол-тона выше. Соответственно, если до этого у нас звучала  «Ре» на открытой пятой струне, то зажав струну на первом ладу четвёртой струны, мы слышим «Ре Диез» (D#). И здесь несложно догадаться, что дальнейшие изменения тона при поднятии на лад выше будут работать по этой же схеме:

Плюс один лад = Плюс половина тона

Есть ли в этой системе исключения?

Любой, кто хоть раз знакомился с элементарной нотной грамотой, знает, что между «Ми» и «Фа», а также между «Си» и «До» – всего половина тона. Это значит, что да, исключения есть, они универсальны для всех инструментов, и если вы каким-то образом всё-таки упустили это знание, ниже вы найдёте таблицу-памятку с расположение нот на письме. Выходит, что при зажатии первого лада первой струны мы сразу попадаем на ноту «Фа».

Вот наиболее полная таблица, отображающая расположение нот на грифе шестиструнной акустической гитары:

Изображение с сайта: playroom.ru

Как запомнить расположение нот на грифе шестиструнной гитары?

После того как вы получили примерное представление о схеме расположения нот на грифе, неплохо бы, чтобы это знание как то осело в вашей голове, да ещё и принесло практическую пользу. Но как быстрее и легче запомнить ноты на грифе гитары?

Шаг №1

Прежде всего запомните звучание открытых струн. Просто берите в руки гитару, поочерёдно дёргайте струну за струной, и после каждого извлечённого из гитары звука мысленно отвечайте себе, какую ноту вы сейчас услышали. Вы очень быстро справитесь с этой задачей и, поверьте, названия струн будут всплывать у вас в голове автоматически.

Шаг №2

Теперь постройте все октавы по каждой струне. Что это значит? Одним глазом подглядываем в таблицу расположения нот на грифе, а другим следим за тем, чтобы попадать в каждую следующую ноту натурального ряда, то есть без диезов и бемолей. Методично и старательно пройдитесь по каждой струне – это не столько поможет вам запомнить всё с названиями, но и научит вас лучше чувствовать тон, и вообще поможет в развитии музыкального слуха.

Изображение с сайта: www.rusguitar.ru

Шаг №3

Самое время сыграть ноты всей октавы и немножечко больше – от «До» до «До». Для того чтобы было проще не путаться во всех этих сложных звуках и октавах, скачайте и распечатайте себе вот эту таблицу октав на гитарном грифе:

Изображение с сайта: muzachos.com

Уделяйте этому простому упражнению хотя бы 10 минут в день, и вы интуитивно начнёте ощущать гитару, самостоятельно передвигать пальцы по ладам, руководствуясь уже не правилами, а внутренним ощущением мелодии, как бы «выходя с ней на связь».

Шаг №4

Это задание для тех, кто уже справился с предыдущим, и готов проверить свои знания на деле. Попросите кого-нибудь называть вам ноты той или иной октавы или же на какой-то определённой струне, и без подсказок и таблиц ищите её самостоятельно. Если вы добросовестно занимались, следуя предыдущим советам, возможно, сами удивитесь, как легко вы находите ноту.

Шаг №5

Это задание для тех, кто готов пойти на невероятный подвиг и играть мелодии, читая их с листа. По началу это будет казаться очень сложным, и, всматриваясь в каждую написанную ноту, вы будете подолгу искать её где-то в хитросплетениях ладов и струн. Здесь вам понадобится настоящее усердие и терпение. Но со временем этот процесс будет всё ускоряться и ускоряться.

Для тех, кто всё таки не нашёл в себе силы ознакомиться с азами нотной грамоты, ниже располагается простая таблица расположения нот на письме:

Изображение с сайта: playroom.ru

Можете скачать и распечатать себе ещё одну довольно подробную и удобную таблицу нотных соответствий на письме и на ладах:

Изображение с сайта: www.guitarprofy.ru

Когда вы достигните такого уровня, при котором вам не нужно будет переводить взгляд обратно на гриф, будьте уверены – вы отлично знаете ноты на гитаре.

stratotaster.ru

Новый способ построения старинных ладов

Многие с трудом запоминают, какие ступени повышаются или понижаются в различных ладах. А между тем построить любой лад можно гораздо проще, вовсе этого не запоминая.

Для начала послушаем, как звучат лады от ноты до:

А теперь посмотрим, как ноты этих ладов располагаются в пространсте кратностей (ПК).

Рис. 1 — Лады в пространстве кратностей

Можно заметить, две вещи:

  • порядок нот на горизонтальной оси в ПК совпадает с порядком нот на кварто-квинтовом круге: правее расположен звук на квинту выше, левее – на квинту ниже;
  • каждый лад – это прямоугольник из 7 нот. Несколько нот берутся слева от ноты до, остальные – справа.

Последний столбец в таблице показывает, сколько именно нот слева нужно взять, чтобы получить тот или иной лад. Кстати, порядок чисел в этом столбце тоже легко запомнить: сначала идут все нечетные (1, 3, 5), а потом все четные (0, 2, 4, 6).

Если нам нужно построить лад не от до, а от любой другой ноты, мы просто строим прямоугольник вокруг нее.

Например, нам нужно построить фригийский лад от фа-диез. Нет ничего проще.

  1. Ищем на оси фа-диез:

Рис. 2 — Фа-диез на горизонтальной оси в ПК

  1. Определяем с помощью первой таблицы, сколько нот слева нужно взять. В случае фригийского лада – это 5.
  2. Строим прямоугольник из 7 нот: 5 нот слева, сама фа-диез, и одна справа.

Рис. 3 — Фригийский лад от фа-диез

Лад готов!

Немного теории

Проще говоря: почему это так работает?

Почему горизонтальная ось в ПК похожа на кварто-квинтовый круг?

Вспомним, как строилось ПК.

По горизонтальной оси мы откладывали дуодецму за дуодецимой. Дуодецима – это составной интервал, квинта плюс октава, и поскольку смещение на октаву не меняет название ноты, мы получаем тот же порядок нот, что и на кварто-квинтовом круге.

Заметим, что на этой оси ноты с диезами расположены справа, а ноты с бемолями слева.

Что такое лады?

Встречаются различные обозначения этих музыкальных систем: церковные лады, лады народной музыки, натуральные лады, греческие, пифагорейские и т.д. Именно об этих ладах мы ведем речь. В современной литературе зачастую ладами называют и мажор с минором, и симметричные лады (Яворский, Мессиан) и практически любой набор нот, который был выбран для того или иного произведения. Эти «лады» стоит отличать от ладов народной музыки: принципы, по которым они строятся, как правило, сильно разнятся. Об отличиях между современной тональностью (мажор и минор) и старинным ладом мы подробно поговорим в следующей статье.

Все лады относятся к так называемым диатоническим системам.

Скорее всего, похожие (или в точности такие) системы существовали в музыке ещё в доистрическую эпоху, но письменно они зафиксированы, как минимум, начиная с Древней Греции.

Если необходимо аутентичное исполнение ладовой музыки, то играть ее надо не в привычном нам темперированном строе, а в пифагорейском (именно в нем воспроизводятся гаммы в первой таблице). Разница в их звучании микрохроматическая, заметить ее могут только профессионалы с хорошо тренированным слухом. Однако, разница эта весьма существенна с точки зрения построения музыкальных систем.

Почему лады так расположены в ПК?

В Античную эпоху музыкальные системы строились с использованием только двух базовых интервалов – октавы и дуодецимы, то есть с помощью простого деления струны на 2 и 3 части. Подробнее об этом можно почитать в статье «Строи в истории музыки».

Попробуем восстановить то, как это происходило.

Для начала композитор (или музыкант) выбирал один звук, например, звук открытой струны. Предположим, что это был звук до.

С помощью деления на 2, то есть смещения на октаву, мы не получим новых нот. Следовательно, единственный способ получить новые ноты – это делить (умножать) длину струну на 3. Все ноты, которые мы получим таким образом, будут располагаться на горизонтальной (дуодецимальной) оси в ПК именно так, как нарисовано на рис.1.

Получается, что лад – это просто 7 ближайших звуков.

Можно выбрать, кроме исходного, 6 звуков по дуодецимам вверх (слева по графику), можно 6 звуков по дуодецимам вниз (вправо по графику), а можно некоторые вверх, а остальные вниз. Всё равно это будут 7 гармонически ближайших друг к другу звуков.

Что ещё можно определить с помощью ПК?

В ПК для любого лада от любой ноты мы сразу видим, сколько знаков альтерации у нас будет. Более того, мы видим, какие именно ноты будут альтерированы, и будут ли они повышены (диез) или понижены (бемоль).

В нашем примере с фригийским ладом от f# знаков альтерации будет 2, это будут два диеза, и повысить нам нужно ноты фа и до.

Можно решить и обратную задачу: если известно, от какой ноты мы строим лад, и сколько в нем знаков альтерации, то нарисовав прямоугольник в ПК, мы определим, что это за лад.

Ещё с помощью ПК можно легко получить гамму любого лада. Конечно, можно просто выписать все ноты из прямоугольника, а потом расположить их по возрастанию, но можно сделать это и графически.

Правило простое – скачем через один.

Для примера возьмем ионийский лад от соль.

Алгоритм построения прежний: ищем соль, откладываем влево столько нот, сколько указано в таблице (в данном случае 1), строим прямоугольник из 7 нот.

Рис. 4 — Ионийский лад от соль

А теперь построим гамму.

Начинаем с исходной (буквенное обозначение — g) и скачем вправо через одну ноту.

Рис. 5 — Скачки через ноту

Когда упираемся в правый край рамки, продолжаем отсчет слева.

Рис. 6 —  Переход через правый край рамки

И продолжаем скачки через ноту, пока ноты не закончатся.

Рис. 7 — Гамма ионийского лада от соль

Пройдя по этим стрелочкам, мы получим гамму: g – a – h – c – d – e – f#.

Этот способ будет работать для любого лада от любой ноты.

Возьмем, казалось бы, запутанный случай – эолийский лад от до.

Рис. 8 — Гамма эолийского лада от до

Как видим, и в нем тот же принцип срабатывает, просто через правый край приходится переходить несколько раз. Гамма, если пройти по стрелочкам, будет: c – d – eb – f – g – ab – b.

ПК оказалось очень удобной вещью для ответа на вопрос: что такое лады и почему они строятся именно так? Да и с практической точки зрения определять число диезов и бемолей гораздо проще по рисунку, чем запоминать их для каждого лада от каждой ноты.

А справится ли ПК с различными видами мажора и минора, мы узнаем в следующей статье.

Автор — Роман Олейников

Читайте также на эту тему:

muz-teoretik.ru


Смотрите также