Момент протяжки коренных и шатунных вкладышей


Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой. С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах. Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.

Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС.

Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).

Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.

Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее. Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать. Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.

Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров. Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия).

Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.

Модель автомобиляМомент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.)Момент затяжки вкладышей шатунов, Н*м (кгс.м.)
ВАЗ 210869,0–84,0 (6,9–8,4)44,0–54,0 (4,4–5,4)
ВАЗ 210668,31–84,38 (6,97–8,61)43,32–53,51 (4,42–5,4)
Lada Priora68,31-84,38 (6,97-8,61)43,3-53,5 (4,42-5,46)

Видео.

Рекомендую прочитать:

autoepoch.ru

Сборка блока цилиндров - Tech Doc Toyota

Примечание:

— Тщательно очистите все дета­ли, предназначенные для сборки.

— Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, об­разующие узлы вращения или скольжения.

— Замените все прокладки, кольце­вые уплотнения и сальники новыми.

1. Установите   вкладыши   коренных подшипников.

а) Совместите выступы верхних вкла­дышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока ци­линдров и вставьте вкладыши.

Примечание: очистите заднюю по­верхность вкладыша подшипника и поверхность блока цилиндров, кон­тактирующую с вкладышем. Не до­пускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

Примечание: верхние половинки вкла­дышей (устанавливаемые в расточку блока цилиндров) имеют масляные канавки или отверстия, а нижние (устанавливаемые в крышки корен­ных подшипников) — нет.

б)(1ZZ—FE,  2ZZ—GE) Установите вкладыши   коренных   подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипников, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

в)(1NZ—FE,  2NZ—FE) Установите вкладыши   коренных  подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипника, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

Примечание: установите подшипни­ки так, чтобы с обеих сторон был зазор. Разница зазоров слева и спра­ва не должна превышать следующее значение:

А — В = 0,8 мм и ниже;

С — О = 0,4 мм и ниже.

2. Установите верхние упорные полу­кольца в постель коренного подшип­ника №3 смазочными канавками наружу.

3. Нанесите моторное масло на верх­ние вкладыши коренных подшипников и уложите коленчатый вал в блок ци­линдров.

4,(1ZZ—FE, 2ZZ—GE) Установите крыш­ку коренных подшипников в блок ци­линдров.

а) Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контакт­ные поверхности верхней части мас­ляного поддона и блока цилиндров.

— Используя лезвие и скребок, уда­лите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.

-Тщательно очистите все компо­ненты перед установкой. — Используя безосадочный раство­ритель, очистите поверхности пе­ред нанесением герметика.

б) Нанесите герметик на крышку ко­ренных подшипников, как показано на рисунке.

— Не наносите избыточное количе­ство герметика на контактные по­верхности.

• Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в ин­струкции по применению гермети­ка. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

в) Молотком с пластиковым бойком слегка обстучите крышку коренных подшипников для ее правильной ус­тановки.

5.  (1ZZ—FE) Заверните двенадцати­гранные   болты   крепления   крышки подшипников.

Примечание:

— Болты крепления крышки под­шипников затягиваются в три ша­га (б) и (г).

— Если один из болтов деформиро­ван или не затягивается номи­нальным моментом затяжки, заме­ните его.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки бол­тов крепления крышки коренных подшипников.

б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшип­ников в несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.

Момент затяжки.…………………22 Нм

Примечание: если болт не затягивает­ся указанным моментом, замените его.

в) Нанесите на грань болта, обра­щенную к передней части двигате­ля, метку.

г) Доверните болты на 90° в поряд­ке, указанном выше.

д) Убедитесь, что все метки повер­нуты на 90° от первоначального по­ложения.

6,(2ZZ—GE) Заверните двенадцати­гранные   болты   крепления   крышки подшипников.

Примечание:

— Болты крепления крышки под­шипников затягиваются в четыре шага (6), (в), (д) и (е).

— Если один из болтов деформиро­ван, замените его.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки бол­тов крепления крышки коренных подшипников.

б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшип­ников в несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.

Момент затяжки………………….22 Нм

в) Равномерно затяните болты крышки коренных подшипников в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.

Момент затяжки.………………….44 Нм

Примечание: если болт не затягивает­ся указанным моментом, замените его.

Г) Нанесите метку на грань болта, обращенную к передней части дви­гателя.

р) Поверните болты на 45°.

е) Доверните болты еще на 45° в порядке, указанном выше.

ж) Убедитесь, что все метки повер­нуты на 90° от первоначального по­ложения.

7.(1ZZ—FE, 2ZZ—GE) заверните 10 бол­тов (с шестигранной головкой) креп­ления крышки коренных подшипников.

а) Установите и равномерно затяни­те 10 болтов в несколько проходов.

Момент затяжки……………….78,5 Нм

б)(2ZZ—GE) Нанесите герметик на 2­3 витка резьбы четырех пробок и заверните их.

Момент затяжки…………………43 Нм

в) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

8.(1NZ—FE, 2NZ—FE) Установите крыш­ки коренных подшипников.

а) Установите пять крышек корен­ных подшипников.

Примечание: каждая крышка подшип­ника имеет номер и метку "перед".

б) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки бол­тов крепления крышек коренных подшипников.

в) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипни­ков за несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.

Момент затяжки…………………..22 Нм

г) Пометьте болты краской.

д) Доверните болты на 90°.

е) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

9. Измерьте осевой зазор коленчатого вала (см. выше).

10. Установите поршень и шатун в сборе.

Используя приспособление для сжа­тия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части двигателя, как пока­зано на рисунке.

11. Установите нижние крышки шатунов.

А. Установите нижние крышки на ша­туны,

а) Проверьте соответствие нумера­ции крышек шатунных подшипников и шатунов.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипников, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности,

б) Установите нижние крышки шату­нов так, чтобы метки "перед" были обращены к передней части двига­теля.

Б. Заверните болты.

Примечание:

— Болты затягиваются в два этапа,

— Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.

а) Нанесите слой моторного масла на резьбы и под головки болтов.

б) Проведите первичную затяжку болтов крышек шатунов равномерно в несколько проходов.

Момент затяжки:

1NZ-FE, 2NZ-FE…………………..15 Нм

1ZZ-FE……………………………….20 Нм

2ZZ-GE………………………………30 Нм

Если какой-либо болт не затягива­ется указанным моментом, замените его.

в) Пометьте болты краской.

г) Доверните болты на 90°, как пока­зано на рисунках.

д) Убедитесь, что метки на болтах повернуты на 90° от первоначально­го положения.

е) Убедитесь, что коленчатый вал поворачивается свободно.

ж) Используя стрелочный индика­тор, измерьте осевой зазор при пе­ремещении шатуна назад и вперед (см. выше).

12. Установите кран слива охлаждаю­щей жидкости с блока цилиндров.

а) Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы крана.

б) Установите кран и затяните его указанным ниже моментом.

Момент затяжки:

1NZ-FE, 2NZ-FE………….35 Нм

1ZZ-FE…………………………38 Нм

2ZZ-GE…………………………25 Нм

в) После затяжки указанным момен­том поверните край по ходу часовой стрелки, сориентировав его носиком вниз.

на Ваш сайт.

avto-remont-toyota.ru

Двигатели мод. ЗМЗ – 4025, ЗМЗ – 4026 и моменты затяжки резьбовых соединений :: АвтоМотоГараж

Авто / ГАЗель (ГАЗ 2705) / Двигатели мод. ЗМЗ – 4025, ЗМЗ – 4026 и моменты затяжки резьбовых соединений

Двигатели мод. ЗМЗ – 4025 и ЗМЗ – 4026

Вид с левой стороны: 1 — стартер; 2 — тяговое реле; 3 — маслопровод; 4 — топливный насос; 5 — кронштейн опоры двигателя; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — масляный фильтр; 8 — шкив коленчатого вала; 9 — шкив водяного насоса; 10 — патрубок водяного насоса; 11 — корпус термостата; 12 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 — фильтр тонкой очистки топлива; 14 — датчик указателя давления масла; 15 — свеча зажигания; 16 — датчик-распределитель зажигания; 17 — крышка толкателей; 18 — привод распределителя зажигания и масляного насоса; 19 — указатель уровня масла (щуп).

Вид с правой стороны: 1 — кронштейн опоры двигателя; 2 — выпускной коллектор; 3 — масляный картер; 4 — кран слива охлаждающей жидкости; 5 — головка блока цилиндра; 6 — впускная труба; 7 — карбюратор; 8 — пробка маслоналивной горловины; 9 — крышка коромысел; 10 — генератор.

Поперечный разрез двигателей: 1 — масляный насос; 2 — масляный картер; 3 — пробка слива масла; 4 — крышка коренного подшипника; 5 — крышка шатуна; 6 — коленчатый вал; 7 — шатун; 8 — поршень; 9 — гильза цилиндра; 10 — выпускной коллектор; 11 — впускная труба; 12 — направляющая втулка клапана; 13 — клапан; 14 — маслоотделитель системы вентиляции картера; 15 — крышка коромысел; 16 — коромысло клапана; 17 — ось коромысел; 18 — штанга толкателя; 19 — распределитель зажигания; 20 — привод распределителя; 21 — толкатель; 22 — распределительный вал; 23 — стартер.

Моменты затяжки резьбовых соединений используемых при сборке или ремонте двигателей ЗМЗ 402 и его модификаций:

 

Моменты затяжки резьбовых соединений по двигателю ЗМЗ - 402 Номинальные моменты затяжки резьбовых соединений*
Компонент  Момент затяжки Н.м (кг.м)
 Болт крепления крышки распределительных шестерен  11-16 (1,1-1,6)         
 Гайка крепления крышки распределительных шестерен  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления крышки коробки толкателей  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления головки блока цилиндров  85-90 (8,5-9,0)
 Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров  11-16 (1,1-1,6)
 Гайка болта крепления крышки шатуна  68-75 (6,8-7,5)
 Гайка крепления маховика  78-83 (7,8-8,3)
 Болт крепления шкива коленчатого вала  11-16 (1,1-1,6)
 Стяжной болт коленчатого вала (храповик)  170-220 (17-22)
 Болт крепления упорного фланца распределительного вала  11-16 (1,1-1,6)
 Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала  55-60 (5,5-6,0)
 Гайка крепления стойки оси коромысел  35-40 (3,5-4,0)
 Болт крепления крышки коромысел  4,5-8,0 (0,45-0,8)
 Гайка крепления выпускного коллектора к впускной трубе  44-56 (4,4-5,6)
 Гайка крепления впускной трубы и выпускного коллектора к головке блока  40-56 (4,0-5,6)
 Гайка крепления масляного картера  12-15 (1,2-1,5)
 Гайка крепления масляного насоса  18-25 (1,8-2,5)
 Болт крепления привода распределителя зажигания  6,0-8,0 (0,6-0,8)
 Гайка крепления крышки коренного подшипника  100-110 (10-11)
 Гайка крепления масляного фильтра  12-18 (1,2-1,8)
 Болт крепления топливного насоса  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления фильтра тонкой очистки топлива  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления водяного насоса  18-25 (1,8-2,5)
 Болт крепления шкива водяного насоса  12-18 (1,2-1,8)
 Болт крепления картера сцепления  28-36 (2,8-3,6)
 Гайка крепления картера сцепления  40-56 (4,0-5,6)
 Болт крепления нажимного диска сцепления  20-25 (2,0-2,5)
 Гайка крепления кронштейна генератора  44-62 (4,4-6,2)
 Гайка крепления генератора  44-56 (4,4-5,6)
 Свеча зажигания  30-40 (3,0-4,0)
 Болт крепления вентилятора  14-18 (1,4-1,8)
 Диаметр резьбы  Момент затяжки
    М6  6-8 (0,6-0,8)
    М8  14-18 (1,4-1,8)
    М10  28-36 (2,8-3,6)
    М12  50-62 (5,0-6,2)

 

 

 * для резьбовых соединений к которым не предъявляются жесткие требования. В некоторых изданиях ещё употребляется фраза: «Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующий»

  

automotogarage.ru

     
     
   

, * (..)

 
   

1

   
     
     
   
       
   
 

44 (4,4)

 
 

36 (3,6)

 
 

21 (2,1)

 
 

18(1,8)

 
 

18(1,8)

 
 

18(1,8)

 
   
 

15-22(1,5-2,2) 18(1,8)

 
 

11(1,1)

 
 

35 (3,5)

 
 

: 10 8 6

43-55 (4,3-5,5) 22-32 (2,2-3,2) 10-12(1,0-1,2)

 
 

30 (3,0)

 
 

9,8(1,0)

 
 

18(1,8)

 
 

70-80 (7,0-8,0)

 
 

5-8 (0,5-0,8) 43-55 (4,3-5,5)

 
 

18(1,8) 3,9 (0,4)

 
 

22 (2,2)

 
 

18(1,8)

 
 

11(1,1)

 
 

132(13,2)

 
 

32 (3,2)

 
 

32 (3,2)

 
 

48 (4,8) 18(1,8) 69 (6,9)

 
 

30-35 (3,0-3,5)

 
 

30-35 (3,0-3,5)

 
   
 

44 (4,4)

 
 

108-127(10,8-12,7)

 
 

59 (5,9)

59-71 (5,9-7,1)

216-255(21,6-25,5)

 
 

-

106(10,6)

 
 

88 (8,8)

 
 

25 (2,5)

 
 

88 (8,8)

 
 

88 (8,8)

 
 

25 (2,5)

 
 

-

93 (9,3) 108(10,8)

 
 

44(4,4)

 
 

­

88(8,8)

 
 

172(17,2)

 
       
   
   
       
   
 

4G13/4G18

 
 

4 (0,4)

 
 

49 (4,9), ­ ,

20 (2,0) ­ 90"

 
 

88 (8,8)

 
 

128(12,8)

 
 

17(1,7), ­ 90* 10' 51 (5,1)

 
 

132(13,2)

 
 

13(1,3)

 
 

10(1,0)

 
 

44 (4,4)

 
 

18(1,8)

 
 

7(0,7)

 
 

39 (3,9)

 
 

17(1,7)

 
 

: 8

10

17(1,7) 29 (2,9)

 
 

9 (0,9)

 
 

13(1,3)

 
 

22 (2,2)

 
 

23 (2,3)

 
 

23 (2,3)

 
 

­

23 (2,3)

 
 

21 (2,1)

 
 

35 (3,5)

 
 

9 (0,9) 18(1,8)

 
 

4G63

4 (0,4)

 
 

74 (7,4), ­ , 20 (2,0) ­ 90"

 
 

181(18,1)

 
 

88 (8,8)

 
 

20 (2,0). ­ ­ 90' 10"

 
 

51 (5,1)

 
 

98 (9,8)

 
 

18(1,8)

 
 

13(1,3)

 
 

7(0,7)

 
 

39 (3,9)

 
 

:

M8

10

20 (2,0)

20 (2,0) 30 (3,0)

 
 

24 (2,4)

 
 

24(2,4)

 
 

14(1,4)

 
 

24(2,4)

 
       
   
     
     
                     
:
  • 9
  • avtobab.ru