1 2 3 4
 
  • Почему не тянет двигатель ВАЗ 2114?
    Список возможных причин
  • Почему не работает панель приборов ВАЗ 2114?
    Массовая проблема нашего автопрома
  • Подбираем размер дисков на ВАЗ 2114. Что нужно учитывать при выборе?
  • Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Танцы ирландские: от древности до современности. Ирландский лад


Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельт скую» музыку.

Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии. Давайте рассмотрим ирландскую музыку, но начнем с инструментов.

Национальные музыкальные инструменты Ирландии

Как появилась флейта тинвистл?

Тинвистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности). Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом. Успех флейт Роберта (названных тинвистлами) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.

Фиддл – ирландская скрипка

Есть любопытная истории о том, как в Ирландии появился фиддл – местный аналог скрипки. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.

Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так, нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифоли струны. Поскольку выход из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Знаменитая ирландская арфа

Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой.

Ирландская волынка – старая знакомая?

Ирландских волынщиков иногда величают «королями народной музыки», и ирландская волынка заметно отличается от волынок Западной Европы: воздух в трубки нагнетается не силой легких музыканта, а с помощью специальных мехов, как на гармошке.

Жанры национальной музыки Ирландии

Ирландская народная музыка славится как изумительными песнями, то есть вокальными жанрами, так и зажигательными танцами.

Танцевальные жанры ирландской музыки

Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи. Видимо с той поры слово джига (или более обывательское — жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием.

Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам. Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости (когда написались и шутили черезчур «шутливо», грубовато).

Другой популярный танцевально-музыкальный жанр — это рил, который тоже играют в быстром темпе.

Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия. Жига в этом отношении чем-то сродни итальянской тарантелле (из-за своих чётких триольных фигур на 6/8 или 9/8), а вот ритм рила – более ровный, почти лишённый остроты, идёт этот танец в двудольном или четырёхдольном размере.

Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время (время появления неизвестно), то рил, напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила).

В чём-то близкой рилу является полька – чешский танец, который завезли на кельтские земли солдаты и учителя танцев. В этом жанре двухдольный размер, как в риле и тоже важен ритм, как основа. Но если в риле важна ровность и непрерывность движения, то в польке, и вы это прекрасно знаете, в польке у нас всегда чёткость и разделённость (притопы).

Вокальные жанры ирландской народной музыки

Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы. Правда ведь, это всё напоминает русские былины с их гусельными переборами?

Одним из древних вокальных жанров в Ирландии был шан-нос – очень сильно орнаментированное импровизационное пение (то есть пение с большим количеством распевов), где было несколько партий голосов, из которых сплеталась общая композиция

Автор – Артур Витер

music-education.ru

ирландская сказка на питерский лад Интернет-издание "Стихия танца"

Во-первых, вот так сразу решить, что бачата сексуальнее танго или, скажем, брейк круче хип-хопа – не получится. Заочная «профориентация» в танцах – дело весьма неблагодарное, каждый из них нужно пробовать «на вкус» собственным телом. Во-вторых, «погоду в доме», как известно, делает человек. И очень важно найти именно ту школу танцев, которая будет вам уютна и душевна. Идем только туда, где притягивает абсолютно всё - от улыбки преподавателя до общей атмосферы в группе – и никак иначе! Тогда вот они! Счастливые часы и минутки, которые будут всегда с нами…

Какой выбор сделать? Согласитесь, невозможно любить всё сразу. Танцы, как люди – каждый со своим характером, историей и эмоциями. Одни нам близки, другие непонятны, одни оставляют сердце равнодушным, другие восхищают…

Сегодня с удовольствием знакомлю вас с необычным и искрометным направлением – ирландскими танцами. К ним я отношусь именно так - с восхищением! Эта мощная и совершенно иная стихия удивляет и захватывает независимо от того, смотришь ли ты «живой» степ или видео на youtube. Иная, потому что есть в ирландских танцах что-то сказочное, эльфийское, какой-то волшебный дух той стороны, другой культуры. Это возбуждает душу и прямо таки подбрасывает тело в воздух. Прямо как Red Bull – окрыляет)). Задорные резкие движения, опущенные вдоль тела руки, высокие подскоки, виртуозная работа ног, стук каблуков, кельтский фольклор…Словом, джиги, рилы и хорнпайпы понравятся всем, кто мечтал найти танец с изюминкой, восхищаться самим собой каждый раз, когда начинаешь двигаться под музыку и просто от души повеселиться и «выпустить пар».

Чтобы представить себе насколько это феерично, нужно хоть раз посмотреть выступление Джин Батлер и Майкла Флетли в знаменитых шоу Riverdance и Lord of the Dance. А еще лучше просто прийти в одну из лучших школ ирландского танца в Санкт-Петербурге «Шемрок» и увидеть все своими глазами.   

Я выбираю – «Шемрок»! Школа–студия под руководством Алексея Морозова существует с 2002 года. Алексей – профессиональный педагог-хореограф, имеющий целую кучу сертификатов Ирландской Гельской танцевальной Лиги, чье мастерство высоко оценено самыми именитыми ирландскими танцорами. Он является не только художественным руководителем школы «Shamrock» (в переводе «трилистник» – символ Ирландии), но и основателем одноименного ансамбля в Санкт-Петербурге, выступлениям которого зрители аплодируют стоя. И не мудрено, побывав в числе этих зрителей, я утверждаю: это фантастически красиво!

Алексей руководит, танцует, преподает и безумно любит свое дело. Многие преподаватели школы также являются солистами ансамбля «Shamrock», что вносит в процесс обучения еще больший драйв и разжигает интерес учеников. И все они (ученики) признаются, что полюбили ирландские танцы с первого взгляда, настолько это захватывающее, сильное, эмоциональное действо. Сама же школа-студия располагает доброй, комфортной и позитивной атмосферой. Здесь хочется быть и быть, каждый раз сокрушаясь о том, что время занятий подошло к концу. В «Шемрок» приходят целыми семьями (благо возрастных ограничений нет), некоторые не очень-то веря в свои силы, начинают с самых азов, постепенно усложняя технику. И всё! Людей просто затягивает в эту энергетическую воронку ирландских танцев, погружает в море улыбок и позитива, в прелестную атмосферу чистой радости. Здесь можно освоить сольные и групповые танцы, традиционные рилы, джиги, хорнпайпы, всеми любимый ирландский степ, шоу танец в стиле Lord of the Dance, Riverdance, Celtic Tiger, Feet of Flames. В программе школы имеется детский ирландский танцевальный фитнес, развивающий и веселый. Заниматься в «Шемроке» тем более интересно, что здесь постоянно проходят мастер- классы от знаменитых ирландских танцоров и педагогов-профессионалов из ирландских академий танца, выступления, отчетные концерты. С удовольствием расспрашиваю у основателя школы Алексея Морозова, что же за чудо это такое – ирландские танцы?!

Алексей, к ирландским танцам сегодня особый интерес. Но для современной молодежи – это скорее экзотика. Должно быть, нужно обладать определенной смелостью, чтобы открыть школу ирландских танцев на фоне повальной увлеченности всех и вся сальсой, r&b, восточными, т.е. всеми теми, что эксплуатируют моду на сексуальность? Когда начинали, не было сомнений? Когда открывалась школа, а было это уже более десяти лет назад, увлеченность танцами, которые эксплуатируют сексуальность, была не меньше чем сейчас. Меня это не остановило, так как интерес к ирландским танцам существовал большой, пусть не такой как к остальным, но все же был. Сомнений не было, так как, если нашлись любители одних танцев, то найдутся любители и других. Тем более что ирландские танцы нельзя назвать не сексуальными. Очень многие танцоры, например, из известных ирландских шоу, для многих являются секс-символами. К тому же, открывая школу, я, прежде всего, думал не о популярности вида танца, не о коммерции. Я был человеком, который очень любил ирландские танцы и хотел поделиться с другими людьми этим удивительным искусством.

С чего началась эта любовь? Что вы нашли в них такого, чего не находили в других? Очень долгое время меня привлекала культура ирландских танцев. Я был заворожен удивительным сочетанием жесткого стиля степа совмещенного с полетными, амплитудными и свободными движениями, которые еще должны быть исполнены по определенным правилам, рамкам, например, позициям ног, которые значительно усложняют жизнь танцора. Это удивительное и парадоксальное сочетание. Но окончательное решение заняться ирландскими танцами я принял после просмотра ирландского шоу. Это непередаваемое ощущение!

Ваше увлечение насчитывает уже 13 лет. А что было до него? Расскажите нам, пожалуйста, о своей творческой биографии. У меня хореографическое образование. Я – педагог-хореограф, дипломированный специалист. Очень долгое время занимался народными танцами. Параллельно было увлечение музыкой, играл в нескольких группах. Но ирландские танцы стали именно тем, чем мне захотелось заниматься вплотную.

Насколько я понимаю, школа «Шемрок» и ансамбль тесно связаны между собой. Ученики школы часто присутствуют на ваших выступлениях? С одной стороны ансамбль и школа это единая структура – ребята дружат друг с другом, частенько танцоры из ансамбля ходят на занятия в обычные группы для всех желающих, проводятся общие праздники, вечеринки, отчетные концерты, где они общаются без каких-либо социальных статусов. С другой стороны это совершенно разные структуры. Ансамбль – это профессиональность, это ответственность, это концерты, фестивали, это требования, это совсем другой уровень. Школа – это для всех желающих, без ограничений, но все равно это тренировки, как ни крути, хорошая танцевальная подготовка. И все-таки, мы - одно целое)). Многие из наших учеников с нуля учились у нас и потом попали в ансамбль. Их друзья из школы очень часто приходят на выступления ансамбля, чтобы поддержать своих коллег. Здорово! Именно таким дружным я и увидела ваш коллектив)).

А вот, например, для вашего ансамбля Riverdance и Lord of the Dance - это эталон? В своих постановках вы им подражаете или стараетесь придумать что-то новое? Конечно же, Riverdance и Lord of the Dance - это для многих эталон. Это очень красивые, зрелищные и грамотно сделанные шоу с потрясающей хореографией. Они оказали на меня огромное влияние. Есть постановки, в которых мы подражаем им. Но большинство наших танцев совершенно иные. Мы часто используем движения других танцевальных стилей, шьем не совсем свойственные ирландскому танцу костюмы, используем необычную музыку. Но все равно это остается ирландским танцем.

Представьте вашу идеальную школу танцев, какой бы вы хотели её видеть? Идеальная школа танцев – это, когда ученик прилагает все усилия, чтобы стать профессиональным танцором, а учитель отдает себя ученику целиком и вкладывает в него всего себя. Именно тогда рождаются отличные танцоры.

У Вас серьезный подход, Алексей)). Скажите, а вот русский танцор способен станцевать, как истинный ирландец? Если Вы имеете ввиду техническую сторону танца, то да. При большом желании, трудолюбии, стараниях любой танцор может достигнуть профессионализма. А вот особенность народа, духа? Нет, пожалуй, это присуще именно ирландцам, все-таки это их культура, это их танец.

Меня, кстати, интересовало именно это – возможно ли прочувствовать и передать душу другого народа. Так что же дают ирландские танцы человеку и лично Вам? Любой танец, прежде всего, должен нравиться. Он должен давать вам позитивные эмоции и только потом уже труд и желание добиться большего.

Ученик приходит в вашу школу. С чего ему следует начать? Может быть с правильной обуви?))  Самое главное – это желание танцевать. Именно с этого все начинается. Обо всем остальном наши ученики узнают на занятиях. А правильную обувь для ирландского танца у нас в России, к сожалению, не делают. Мы ее заказываем из Ирландии.

Обучение этим танцам требует кропотливой индивидуальной работы с каждым индивидуально или они осваиваются довольно легко даже в большой группе? Все зависит от уровня ученика. Начинают заниматься в оптимальных по численности группах. Это зависит и от уровня занимающихся, и от размера зала, и даже от времени года (летом намного жарче в классах, чем зимой). Далее обучение строится по универсальной схеме, которая признана во всех направлениях танца и спорта. Чем выше уровень занимающихся, чем сложнее движения и танцы, тем меньше по численности группы, чтобы обучение было максимально эффективным. В ансамбле, например, есть даже отдельные дни индивидуальных занятий.

По сложности, если оценить ирландские танцы по шкале от 1 до 10, какую оценку Вы бы им поставили? Очень сложно оценить что-либо по десятибалльной шкале. Любое дело, если им заниматься серьезно, будет непростым. И любое дело, если оно тебе действительно нравится, будет приносить положительные эмоции и не будет казаться чем-то запредельным.

Хорошо… Насколько в самой Ирландии популярны те танцы, которые вы преподаете?  В Ирландии популярность ирландских танцев совсем неоднозначна. С одной стороны они существуют как спортивный вид танца. Проводится очень много чемпионатов (фешей), существует большое количество школ ирландского танца, огромное количество профессиональных танцоров. Ими начинают заниматься практически с четырех лет. И уже даже в 8 лет многие дети танцуют так, что взрослым и не снилось. Но это, если рассматривать как спорт – подсчет очков, медалей, радостей побед и разочарований проигрышей, и, конечно же, высокий профессиональный уровень. С другой стороны на праздниках для удовольствия их танцуют по большей части только старики и дети. В Ирландии очень долго подавлялась национальная культура, молодежь интересовалась всем чем угодно, только не национальным достоянием. Это повлекло за собой практически исчезновение ирландских танцев и ирландского языка в той форме, в которой они существовали раньше. Сейчас их возрождением занимаются специальные организации. И надо сказать, что их деятельность очень продуктивная. Например, в общеобразовательных школах есть специальные уроки ирландского танца. Вот это, кстати, идея, которую следовало бы и в наших российских школах воплотить как можно скорее (относительно русского народного искусства). Скажите, насколько ирландские танцы травмоопасны? Как и любые танцы, они, конечно же, могут быть травмоопасными. Травму можно получить даже, вставая с кровати! Но вы же делаете это с утра аккуратно и знаете как это делать правильно. В детстве вас научили, что сначала надо ставить ноги, а не кидаться вниз головой. Так же и мы с самого начала, с самых азов танца учим наших танцоров, что и как надо делать, чего нельзя делать и почему, вырабатываем у них навык исполнять элементы правильно, и развиваем мышечную память, чтобы танцоры делали все грамотно и безопасно, чтобы их тело работало так, как надо, чтобы все было максимально безопасно.

А вот на такой мини-опрос, как бы Вы ответили, Алексей? Ирландские танцы: это лучшее средство от: - скуки - лишнего веса -одиночества - гиподинамии - свой вариант ответа)).. От всего! В нашей школе ирландские танцы это хорошее настроение, физическая нагрузка, приятная компания! Приведи свое тело и дух в порядок!

Кому бы вы рекомендовали заниматься ирландскими танцами? Абсолютно всем! Любой человек может их танцевать! Все зависит от целей. Заниматься для удовольствия может каждый вне зависимости от возраста, физических данных, личностных качеств… А если говорить о каком-либо профессиональном уровне, то тут уже есть требования. Это и физическая подготовка, и возраст, и внешние данные.

Самый убедительный аргумент, который вы приведете сомневающемуся в своих силах ученику? Если с одного раза что-то не получилось, то это не повод расстраиваться! С первого раза получается только у гениев! А мы все – просто талантливые люди, поэтому всегда надо попробовать еще и еще, и все обязательно получится!

Вот с этим согласна безоговорочно! В каждом из нас очень много нераскрытых талантов. И спасибо школе «Шемрок» и вам Алексей, что в северной столице существует настоящая ирландская сказка!

www.elementdance.ru

Танцы ирландские: от древности до современности

Ирландия издавна славится своей богатейшей танцевальной культурой. И мировой интерес именно к ирландским танцам за последние десятки лет обусловлен внезапным появлением ярких ирландских шоу.

Танцы ирландские именно та часть культурного наследия Ирландии, которая развивалась много лет. У нас самыми популярными являются "Riverdance" и "Lord of the Dance". Как же можно объяснить такую популярность у ирландского вида танца?

История ирландского танца

История самого традиционного ирландского танца исчисляется с возникновения такого народа как галлы, которые основали государство уже в пятом веке до нашей эры. Раньше эти народы проживали в Западной Европе, а позже, к третьему столетию добрались и до Ирландии. Самый старый и популярный вид,тесно связанный с особым ирландским танцем это Sean-Nos кельтов, которые обитали на Британских островах еще с 2000 года до нашей эры. В 12 веке под влиянием специфической культуры норманнских завоевателей стали танцевать вокруг человека, который пел песню.

А вот в 16 веке такие танцы уже активно исполняли во дворцах. А спустя всего два века в Ирландии появились учителя танцев. Самые первые кто открыл два известных вида: сольный и групповой. Когда Святой Патрик объявил земли Ирландии только христианскими. Из-за того, что культуру Ирландии начали угнетать, национальные танцы исполнялись только в строгой тайне.

По мере того как Англия медленно начала завоевывать ближайшие земли, то все народы которые соседствовали с ней подвергались жесточайшему насилию: давно известно, что для того, чтобы уничтожить всю нацию, следует уничтожить ее культуру. В ходе колонизации гонения на ирландскую культуру усиливались, были введены законы, которые запрещали обучать ирландцев чему-либо, включая и танец, музыку. Танцы ирландские и в наше время отличаются особой техникой, исполнением и атмосферностью.

В начале 19-го века в ирландских деревнях и небольших городах стали популярны своего рода соревнования. В центре танцплощадки ставился большой пирог, который и служил призом для лучшего танцора.

Стиль таких сольных танцев получил своеобразное название Sean-nos. Сольные танцы исполняли настоящие мастера, а вот в массовых групповых танцах на ирландский лад весьма активно переделали популярные французские танцы.

Самый новый, современный период в ирландских танцах начинается с конца девятнадцатого века в связи с созданием Гэльской Лиги. Она поставила перед собой ясную цель: сохранить и развить остатки былой ирландской культуры, возродить национальные танцы и музыку.

Их работа включала в себя не только сохранение уже существующих традиций, но и объединение чего-либо нового, бывало, что и спорного. Именно такой подход был удобен для повышения зрелищности и для самого проведения соревнований.

В 1929 году была основана специальная Комиссия Ирландских Танцев для того, чтобы установить единые правила для исполнения судейства, танцев и проведения соревнований. В результате этого изменилась и сама техника танца. Танцевальные школы смогли использовать достаточно широкую сцену и большие залы.

Танцоры теперь могли не ограничивать себя в движении, и именно это сделало богаче ирландские танцы, добавив в них множество различных пируэтов и прыжков. Определилась четкая последовательность всех исполняемых шагов для групповых танцев, закрепилось правило держать руки вдоль тела, и некоторые положения остаются в силе и в современное время.

Виды ирландских танцев

 Существует три основных вида ирландского танца: кейли, сольный и сет. Сольный танец чаще всего выступает как красочное зрелище, которое подготовлено мастерами своего дела, либо как соревновательный вид. Он требует не только высокого уровня танцев и техники, но и четкости движений, которые могут быть отработаны за много лет практики.

Кейли группа фольклорных танцев длинные, в линию и танцы в кругу. Для такого вида характерны строго прижатые к корпусу руки и прыжки. Сет-танцы появились уже спустя то время, как ирландские солдаты, которые вернулись домой с великих походов Наполеона, привезли с собой кадриль: четыре пары людей напротив друг друга, образующие большой квадрат.

Сетом стали называть увеличенный темп кадриль с особыми ирландскими движениями. Сеты состоят из фигур, которые выполняются в строго определенной последовательности, их число может быть разным и варьироваться от всего лишь двух до шести. Стоит заметить и то, что в сете нет прыжков, но танец смотрится оригинально из-за достаточно большого количества разновидностей шагов.

Если посмотреть ирландские танцы видео, то можно заметить не только то, насколько эффектно смотрятся эти движения, но и оценить настоящий профессионализм и техника, которые требуются от каждого танцора.

Самые первые ирландские танцы исполняли всегда исключительно мужчины. И даже когда появился такой вид, как степ, женщинам решили и его не доверять.

 В наше время все смешалось, но все-таки, самыми эффектными на всех чемпионатах остаются соревнования молодых танцоров именно их зрелищные шоу набирают полные залы.

Несмотря на то, то танцоры поддерживают традиции ирландского танца, в последние годы приобрела большую популярность особая техника: ходят в жесткой обуви, встав на носочки, хотя это и противопоказано детям младше двенадцати лет.

Сегодня ирландские танцы продолжают успешно покорять мир. Различные танцевальные учреждения и школы, в программу которых входят разные виды национальных ирландских танцев, привлекают огромное количество юных учеников во многих странах мира.

Очень часто проводятся и крупные соревнования Чемпионат мира, Чемпионат Великобритании, Национальный чемпионат Америки, Всемирный ирландский чемпионат.

Чемпионат мира всегда проходит в Ирландии, и именно на него прибывают сотни талантливых танцоров, для которых победа означает начало звездной карьеры. В чемпионате может принять участие танцор любого уровня, как новичок, так и настоящий профессионал.

Видео: Танцы ирландские

www.master-klass.info

2. Структура музыки - AI

Даже в их самых оживлённых мелодиях мы находим некую встроенную грустную ноту – минорную терцию или септиму – которая отбрасывает свою тень и делает однообразное веселье интересным.Из письма Томаса Мура Стивенсону(Февраль, 1807)

I

Люди, пришедшие от авторской или классической (под «авторской» музыкой (art music) здесь и далее подразумевается противоположность народной (folk music), то есть это музыка, у которой известен автор — прим.перев.) музыки к ирландской или другой народной, бывают удивлены, обнаружив, что многие мелодии не заканчиваются на ожидаемую основную ноту ключа или соответствующее ей трезвучие, а, по всей видимости, завершаются другими нотами гаммы. Впрочем, для знакомых с церковной музыкой это не новая ситуация. Это просто ещё одно подтверждение тому, что существуют другие виды музыки, кроме разделения на мажорные и минорные мелодии, к которому стремится западная авторская музыка. Ирландская традиционная или народная музыка, как мы выясним в дальнейшем, может оканчиваться на любую из четырёх определённых нот и по этому признаку может быть поделена на четыре класса. Нужно подчеркнуть, что оканчивающая или финальная нота означает не просто последнюю ноту мелодии в её нотной записи, а финальную ноту отдыха или покоя, на которой мелодия может быть гармонично доведена до завершения — на слух традиционного музыканта, не обязательно на слух исполнителя авторской музыки.В абсолютном большинстве мелодий финальная нота действительно является последней нотой мелодии. Это верно почти всегда для песен и маршей. В случае же танцевальной музыки сингл джиги, дабл джиги и хорнпайпы в основном тоже заканчиваются на эту ноту, но значительное число рилов и ещё большее, в сравнении с этим, число слип (хоп) джиг заканчивается на ноту, целью которой является не закрытие мелодии, а перевод её в другую или в повтор самой себя. Из-за этой особенности такие мелодии (тюны) называются круговыми. Каждый тюн, конечно, можно заставить оканчиваться на должную финальную ноту, и он оканчивается так, когда музыкант играет его последним.

Четыре ноты, на которые оканчивается традиционная ирландская музыка,- это до, ре, соль, ля. Поскольку преобладают тюны с гептатонической, то есть состоящей из семи нот, гаммой, и поскольку больше половины из них оканчиваются на ноту до, возьмём соответствующую гамму, чтобы проиллюстрировать систему, в которую укладывается эта музыка:

Рисунок 3. Первая гамма, до. Гамма до-мажор выбрана потому, что она позволяет проиллюстрировать систему на белых клавишах пианино.

Новая гамма может быть получена из этих восьми нот с помощью процесса, называемого обращением – нижняя нота перемещается на верх последовательности. Продолжаем такое перемещение, каждая нота по очереди становится основной или начальной, в итоге получаем семь отдельных гамм, включая первую, с которой мы начали. На седьмой гамме мы прекращаем, потому что последовательности начинают повторяться октавой выше. Из этих гамм или тональностей в ирландской музыке используется четыре: первая – до (C), вторая – ре (D), пятая – соль (G) и шестая – ля (A). Эти последовательности удобнее всего называть по имени начальных нот – до, ре, соль и ля, хотя этот способ именования может привести к неверной интерпретации. Не следует полагать, что есть какая-то взаимосвязь между нотами гаммы, заключённая в их названиях. Нет её и между гаммами. Каждая существует полноправно и обладает собственной тоникой или фундаментальной нотой.

Далее будет отмечено, что первый лад до (ионийский) состоит из семи интервалов, что соответствует натуральному мажору в классической музыке. Пятый лад соль (миксолидийский) также соответствует мажору, за исключением седьмой ноты. Второй лад ре (дорийский) отличается от мажорного лада двумя нотами – третьей и седьмой. Шестой лад ля (эолийский) соответствует гармоническому минору в классической музыке, за исключением седьмой ноты. Отношения между этими гаммами и их отличия друг от друга могут быть лучше продемонстрированы, если заканчивать их на одну и ту же ноту.

Рисунок 4. Сверху вниз: первая (до), пятая (соль), вторая (ре) и шестая (ля) гаммы, записанные так, чтобы оканчивались на одну и ту же ноту. Различия в этих гаммах отмечены знаком бемоля.

Уже упоминалось, что преобладающим ладом в ирландской народной музыке является первый, или до. Фактически более 60 процентов музыки относится к этому ладу. Среди тюнов в этой тональности Eibhlín a Rún, Éamonn a'Chnoic и Róisín Dubh. В этой книге приводятся следующие примеры: Cailín ó Chois tSiúre mé, Dunphy's Hornpipe и Concertina Hornpipe. Мелодии, оканчивающиеся на соль, составляют примерно 15 процентов от общего числа и включают такие эйры (Эйры и тюны — это специфические для обозначения «кельтских» народных мелодий. Обычно эйры более медленные и мелодичные, а тюны быстрые и энергичные. — прим.перев.) как Spailpín a Rún, Bán Chnoic Éireann Óighe, The Blackbird и Hardiman the Fiddler. Эйры в тональности ре составляют примерно 10 процентов музыки, например: Anach Cuain, The Boyne Water, Cailín Deas Crúite na mBó, Elizabeth Kelly's Delight. Эйры в тональности ля наименее многочисленны. Примерами эйров в этой тональности являются Thugamar féin an Samhradh Linn, An Cóisire, Bruach na Carraige Báine, The Dear Irish Boy и My Love Nell. Смесь тональностей в тюнах — весьма обычное явление. Например, первая часть часто бывает в тональности соль, а вторая — до.

Интересно заметить, что английская народная музыка в общем и целом также попадает под это разделение на четыре части, и пропорция эйров в каждой части удивительно близка к ирландской.

Гаммы или лады, описанные выше, были названы гептатоническими, то есть имеющими в составе семь нот в пределах октавы. Для ирландской музыки имеют ещё две системы гамм: пентатоническая, имеющая в составе пять нот в пределах октавы, и гексатоническая, имеющая в составе шесть нот в пределах октавы. Если мы будем изменять эти гаммы так же, как делали с гептатонической, мы обнаружим, что соответствие будет таким же, за исключением более крупных промежутков между нотами в меньших гаммах. Первая пентатоническая гамма соответствует тональности до без четвёртой и седьмой ступеней. Первая гексатоническая гамма соответствует ей же без седьмой ступени.

Рисунок 5. Первая (до) гамма в гептатонической, гексатонической и пентатонической последовательности. Отсутствие ноты обозначено знаком X.

Иногда отмечают, однако в довольно неопределённых выражениях, что пентатонические мелодии являются отличительной чертой гэльской (ирландской и шотландской) музыки. Исследование ирландского материала, тем не менее, не подтверждает этих заявлений, поскольку такого типа мелодии составляют лишь незначительную часть национального репертуара.

II

Гаммы, использованные выше для иллюстрации системы, в которую вписывается ирландская музыка, были выбраны для удобства изображения. Аналогичные принципы могут быть применены ко всем эйрам, независимо от высоты тональности, в которой они играются.

Поскольку тюны и эйры, исполняемые традиционными музыкантами почти без исключений играются в тональностях с одним или двумя диезами, применение этих принципов к инструментальной музыке, исполняемой этими музыкантами, может быть продемонстрирована довольно простым образом.

Мелодии с одним #,

заканчивающиеся на

Тональность или гамма Мелодии с ##,

оканчивающиеся на

G (соль) До D (ре)
A (ля) Ре E (ми)
D (ре) Соль A (ля)
E (ми) Ля B (си)
Стоит заметить, что завершающие ноты D, A и E в этой таблице общие для обеих последовательностей. Проблема возникает, когда нам нужно классифицировать мелодию, заканчивающуюся на одну из этих нот, когда в этой мелодии отсутствует нота C (до). Если C не встречается в тюне, который оканчивается на D, нельзя сказать, относится ли мелодия к тональности соль по первой последовательности, или к тональности до по второй последовательности. Аналогично с двумя другими парами. В отсутствие ноты С мелодия, оканчивающаяся на A, может быть отнесена либо к ре, либо к соль, а мелодия, оканчивающаяся на E, - либо к ля, либо к ре. Отличие между двумя группами в том, что нота C чистая в первой и с диезом во второй. Как мы увидим позже, эта нота должна быть сильной или в акцентированной позиции, чтобы играть эту роль.

Вы, возможно, заметили, что в рассмотренной выше схеме не упоминались дополнительные ноты. Фактически две такие ноты существуют. Это C# (до-диез) и F (фа). С# встречается обычно в вариациях и практически всегда в слабых неакцентированных позициях. Например, триплет может заменять , а может быть использовано вместо , где обе ноты ре акцентированы. Эти замечания применяются к ноте, если она встречается в тюнах тональности G (соль). В тюнах тональности D (ре) нота C (до) всегда с диезом — и в сильной, и в слабой позиции.

F (фа), с другой стороны, появляется только к акцентированной позиции. Её появление носит оттенок загадочности. Она встречается не очень часто и не может быть использована где угодно как орнаментация. Она обнаруживается чаще в верхней, чем в нижней октаве. И похоже, её присутствие ограничивается тюнами в тональности G. Это одна из самых ярких нот в ирландской музыке и исполняется скольжением вверх, с некоторым вибрато, от E до F#. Эта нота, следственно, без фиксированной частоты, и скорее представляет собой длинное скольжение с центром где-то повыше натурального F классической музыки. По этой причине эту ноту нельзя исполнить на инструменте с фиксированными звуками (например, пианино), или на клапанной флейте, и поэтому, когда она встречается в мелодии, на таких инструментах лучше играть F#.

C (до) подобным же образом в основном декоративная нота, обладающая несколькими оттенками на волынках, что опытный исполнитель максимально использует. Она расположена примерно посередине между B и D и по определению может встречаться только в мелодиях, относящихся к первой, то есть G, последовательности нашей схемы. Интересно заметить, что именно эти две ноты, C и F, отсутствуют в пентатонической гамме, и их подвижность может происходить именно от этого. Тот факт, что тюны, использующие эти две яркие ноты, находятся только в тональности G, может быть индикатором того, что такие мелодии принадлежат к более старой традиции, чем наша танцевальная музыка.

В общем говоря, можно сказать, что остальные интервалы соответствуют используемым в классической музыке. Пианино и аккордеон, радио и граммофон на протяжении многих лет оказали выравнивающий эффект на тональности и интервалы в музыке.

III

Огромное большинство эйров используют от девяти до одиннадцати нот. Едва ли какие-то из них используют более тринадцати нот, и очень немногие — менее восьми. Только в одной мелодии, Harvey Duff, всего две ноты, по крайней мере в одной дублинской версии. Её насвистывали дети, следуя за полицейскими на безопасной дистанции, на улицах Дублина шестьдесят-семьдесят лет назад (то есть около 1900-х — прим.перев.), повторяя сколько угодно, или пока полисмен за ними не погонится.

Харви Дафф, не забирай меня, забери парнишку за деревом.

В общем и целом песенные эйры и танцевальные тюны состоят из двух частей или напевов, каждый из которых состоит из двух фраз одинаковой длины. В противоположность танцевальным мелодиям, которые всегда состоят как минимум из двух частей, существует несколько песенных эйров, которые включают в себя только один напев или часть. Различая фразы как A, B и так далее, мы можем заметить различные способы чередования музыкальных фраз, например A A A B, A A B A, A B B A, A B C D. Наиболее распространённая форма — это A A B A (форма сонаты), в ней сделаны множество самых великих наших песен. Среди них можно упомянуть Éamonn a' Chnoic, Seán Ó Duibhir a' Ghleanna, The Derry Air, The Little Red Lark. Эйры, сформированные по образцу ABBA включают Jimmy mo Mhíle Stór, Fáinne Geal an Lae, Róisín Dubh и Our Wedding Day. Эйры других форм, например A A A B, A B A B, A B C D, встречаются редко. В танцевальной музыке основная форма может быть представлена в виде A A' B B', где повторяемая фраза изменяется, чтобы завершить мелодию или обеспечить переход в следующую часть. Когда часть играется дважды, шаблон может стать (A A')2, B B B A'. Форма A A B C нередка в рилах, в то время как некоторые хорнпайпы обнаруживают своё происхождение из песенных эйров формы A A B A.

Кросс-пост из Эдакого блогаОригинал записи находится здесь.

erin-go.livejournal.com

Плейкаст «НЕМНОГО ОБ ИРЛАНДСКОМ ТАНЦЕ»

Пожалуйста, подождите

Выберите друга из социальной сети

Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени у нас есть первые сведения о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится [фещ] ), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на "длинные" танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), "круглые" танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев. В любом случае это были скорее прародители современных сэт-танцев и кейли танцев. Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore - это ирландский Rince mor, то есть "длинный танец" в линию.В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских вечеринках долгое время существовал обычай выставлять "в дозор" поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.Появление мастеров танца в первой трети ХVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причем давать у себя приют учителю танцев считалось большим почетом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвертой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым "модным" танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался "шаг" или "стэп". Поэтому в отношении джиг и рилов, которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин "стэп-танцы". Важно понять, что ирландские "стэп-танцы" изначально связаны именно с "шагами"-элементами по восемь тактов, а не с "чечёткой" - ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом "стэп". Хотя, конечно, такие удары входят в "шаги" современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали "распутными" движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. В прочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей. Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах. Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причем победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами. В начале XIX в. в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования "на пирог". Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и "брал пирог". Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера).Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов, которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определенная последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов стэп-танцев и французских кадрилей.

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов.

Просмотр плэйкаста.Введите ссылку или номер.

www.playcast.ru

Ирландские танцы | Пейнтбольная Команда "Ирландцы"

Ирландия славится несравненно богатой танцевальной культурой. Мировой интерес к ирландским танцам последних 10-20 лет обусловлен появлением эффектных ирландских шоу. В России широко известны «Riverdance» и «Lord of the Dance». Чем объяснить притягательность ирландского танца?

Возможно, история традиционного ирландского танца должна исчисляться со времени возникновения кельтских народов — галлов, которые основали собственное государство уже в 5 веке до н.э.. Эти народы были распространены по всей Западной Европе, а к третьему столетию нашей эры галлы добрались и до Ирландии. Самый старинный известный вид танца, связанный с ирландским танцем, — это Sean-Nos кельтов, живших на Британских островах с 2000 года до н.э.. В двенадцатом веке под влиянием культуры норманнских завоевателей в Ирландии стали танцевать хоровод вокруг человека, поющего песню. В 16-ом веке танцы танцы стали исполнять во дворцах. А два века спустя в Ирландии появились странствующие учителя танцев — основоположники двух популярных сегодня видов: группового и сольного.

В пятом столетии Святой Патрик объявил земли Ирландии христианскими. Из-за угнетения культуры Ирландии, начавшегося в 18-ом веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Народные танцы резко осуждались христианской церковью как «безумные» и «приносящие несчастья». Некоторые историки даже считают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце как раз после того, как церковь объявила движения рук в ирландских танцах непристойными. По мере того, как Англия завоевывала прилежащие земли, соседствующие с ней народы подвергались жестокому давлению: известно, что для уничтожения нации, прежде необходимо уничтожить ее культуру. В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине 17-го века запрещали обучение ирландцев чему-либо, включая музыку и танец. Поэтому на протяжении более полутора веков ирландским танцам учились тайно.

Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Появление мастеров танца — бродячих учителей, в начале 18-го века положило начало современной танцевальной школе. Давать у себя приют учителю танцев считалось большим почетом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. В начале 19-го века в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования. Большой пирог ставился в центре танцплощадки и служил призом для лучшего танцора. Стиль сольных танцев получил название Sean-nos. Сольные танцы исполнялись мастерами. В массовых групповых танцах переосмысливались на ирландский лад французские кадрили и котильоны.

Ирландские танцы танцуют в мягкой или жесткой обуви. У каждого танца свой характер и стиль исполнения. Например, рилы – динамичные, резкие и спортивные, джиги – более плавные, мягкие и спокойные. Традиционные ирландские танцы очень разнообразные, но всех их объединяет неподвижный торс, руки, опущенные вдоль тела и очень быстрые движения ногами. У ирландцев много версий по этому поводу: кто-то считает, что было мало места, другие объясняют эту особенность так: бог запрещал ирландцам танцевать. Поэтому они решили, что если не будут двигать руками, то Он не заметит, что они танцуют.

Что касается костюмов, то требования к ним очень строгие, особенно для девушек. Платье должно быть не длиннее середины бедра, иметь длинные рукава, ключицы должны быть закрыты. На ногах черные плотные колготки или же белые гольфы, которые приклеивают к ногам специальным клеем. Каждая мелочь имеет значение.

У юношей все намного проще: брюки и рубашка – традиционная одежда для выступлений.

В Ирландии национальные танцы – это традиция. Дети начинают тренироваться в 4-5 лет, а в 21 год уже заканчивают. Ирландские танцы близки россиянам по духу. Ирландцы – открытый народ, любят танцевать, мы же тоже готовы дроби отбивать, как развеселимся.

Немного видео: http://www.youtube.com/watch?v=aLUkm6QBqkg

www.sonsoferin.ru

Ирландский танец - это... Что такое Ирландский танец?

Ирландские танцы можно разделить на танцы для вечеринок (англ. social dance) и постановочные танцы (англ. performance dances).

Танцы для вечеринок включают в себя кейли (англ. céilí) и сетовые танцы. Кейли обычно танцуются парами от 2 до 8 человек. Под постановочными танцами обычно подразумеваются ирландские сольные танцы. Отличительной чертой ирландского степа, популяризированного в 1994 году всемирно известным шоу

История

Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени у нас есть первые данные о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится «феш»), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на «длинные» танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), «круглые» танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев. В любом случае это были скорее прародители современных сет-танцев и кейли танцев. Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore — это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.

Ирландские танцы

В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских вечеринках долгое время существовал обычай выставлять «в дозор» поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.

Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причём давать у себя приют учителю танцев считалось большим почётом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвёртой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым «модным» танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «шаг» или «степ». Поэтому в отношении джиг и рилов, которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин «степ-танцы». Важно понять, что ирландские «степ-танцы» изначально связаны именно с «шагами»-элементами по восемь тактов, а не с «чечёткой» — ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом «степ». Хотя, конечно, такие удары входят в «шаги» современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.

Ирландские танцы

В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причём победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами.

В начале XIX в. в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и «брал пирог». Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера). Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов, которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определённая последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов степ-танцы и французских кадрилей.

Виды танцев

Джига (jig)

Упоминается ещё в материалах по древней истории Ирландии (две джиги — «The Kerry Dance» и «The Kesh Jig»). Существует несколько вариаций джиги: одиночная (или мягкая), двойная (англ. double jig), тройная (англ. treble jig) и скользящая джига (англ. slip jig). Музыкальный размер джиги 6/8 (акцент в ритме делается на: раз-два-три четыре-пять-шесть). Размер скользящей джиги — 9/8 (раз-два-три четыре-пять-шесть семь-восемь-девять). Одиночная или одинарная джига — танец в мягкой обуви (soft shoe, ghillies, irish dancing pumps). Тройная или требл джига — танец в жестких ботинках с набойками (англ. hard shoe). Скользящую или слип-джигу танцуют в мягкой обуви. Танец включает в себя много прыжков, пируэтов, махов. Скользящую джигу танцуют в основном женщины, но с конца 80-х годов прошлого века набирает силу движение за возвращение в этот танец мужчин.

Рил (reel)

Возник примерно в 1750 годах в Шотландии, и ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие (два рила — «Kelsey’s Wee Reel» и «Miss MacLeod’s Reel»). Музыкальный размер рила 4/4. Рил по характеру «бегущий» танец. Рил танцуют как женщины, так и мужчины. Женщины танцуют рил в мягкой обуви, мужчины — в специальных мягких ботинках с каблуками (англ. reel shoes).

Хорнпайп (hornpipe)

Появился около 1760 года, из английских миниатюр (два хорнпайпа — «Ricketts' Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк [Cork]. Музыкальный размер хорнпайпа 4/4, напоминающий медленный рил с акцентом на первый и третий удары (раз-и-э два-и-э три-и-э четыре-и-э).

Ирландские танцы в России и СНГ

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Минск
  • Харьков

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также